Ураловед

Познавайте Урал вместе с нами!

Кладбище паровозов

Кладбищем паровозов прозвали базу запаса близ железнодорожной станции Шумково (Пермский край). Здесь можно увидеть несколько десятков старых паровозов и даже полазить по ним. Настоящий музей старой железнодорожной техники под открытым небом!

Кладбище паровозов в Шумково

База запаса находится в этом месте с 1967 года. Ее перевели из города Кунгура. Территория базы делится на две части. В первой (ближней) находится современная железнодорожная техника: вагоны, локомотивы, снегоуборщики и т.п. Сюда же отправляют вагоны отмененных на зимнее время электричек. Рядом стоит домик с охраной.

База запаса Шумково

Продолжайте движение по рельсам и через несколько сотен метров после этой части базы увидите вожделенное кладбище паровозов.

Здесь присутствуют паровозы нескольких типов. Больше всего серии Л («Лебедянки»).

Кладбище паровозов, Пермский край

Самым старым на Кладбище паровозов был паровоз ЭР 716-66 венгерского производства фирмы «MAVAG». Год производства – 1936. Более сорока лет он проработал маневровым паровозом на станции Кунгур. На него обратили внимание музейщики и выкупили в качестве экспоната. Сейчас он перебрался с Кладбища паровозов в музей «Боевой славы Урала» в Верхней Пышме (Свердловская область).

Были здесь и паровозы серии ФД (Феликс Дзержинский). Рассказывают, что отсюда многие из них были проданы в Китай. 

На Кладбище паровозов

Некоторые паровозы в сравнительно хорошем состоянии, со смазанными подвижными частями (которые легко двигаются и даже не скрипят), другие совсем проржавели буквально до дыр. В некоторые локомотивы можно залезть и почувствовать себя машинистом или кочегаром. Также можно залезть наверх. Местами на паровозах и в вагонах уже выросли березки.

Спереди, почти на каждом паровозе, большие красные звезды.

Внутри паровоза На кладбище паровозов в Пермском крае

В основном это техника 1940-50-х годов. Помимо паровозов стоят и старые вагоны.

К сожалению, техника пострадала от мародеров. Фары разбиты, многие детали свинчены или даже срезаны. Но и сейчас эти почерневшие паровозы поражают свой мощью!

Паровоз

Стоящие здесь паровозы предполагалось использовать в случае войны, при отсутствии электричества в контактных проводах железных дорог. В прошлом за ними ухаживали, смазывали. В советское время это был секретный объект. Сейчас даже в случае чрезвычайной ситуации вряд ли их будут использовать. Выгоднее и проще использовать тепловозы. Тем более КПД у этих паровозов всего лишь 10%. Но их плюс в том, что можно использовать любое топливо.

На кладбище паровозов

В советское время это был секретный объект. Да и сейчас территория охраняется. На глаза охране лучше не попадаться. Либо можете перестраховаться и попробовать получить разрешение на посещение в руководстве Свердловской железной дороги.

Успевайте посетить это место, пока паровозы не сдали на металлолом или, в лучшем случае, не определили по постаментам. Сейчас паровозов здесь порядка двух десятков, а было значительно больше (в советское время количество доходило до 140 единиц).

Будьте осторожны: летом здесь много клещей и гадюк.

Кладбище паровозов

Интересно, что здесь жили предки бывшего губернатора Пермского края Олега Чиркунова.

«Именно сюда, в Карьер, что рядом со Спас-Бардой Кишертского района, и перевёз из Воронежской области мой дед всю свою семью, жену и трёх дочерей, спасаясь от гонений на кулаков. Теперь здесь чистое поле. И кладбище паровозов», - писал однажды Чиркунов в своем «Живом журнале».

И немного об окрестностях. Близлежащий населенный пункт – село Спасо-Барда, находится на противоположном берегу реки Сылвы. Это старинное село, основанное в далеком 1675 году выходцами с Вятки. Главная достопримечательность – каменный храм Спаса Нерукотворного Образа, построенный в 1859 года в русско-византийском стиле. Для небольшого села в 400 человек выглядит впечатляющим. По легенде, однажды рыбаки увидели плывшую по реке против течения икону Спаса Нерукотворного. Ее выловили и отнесли в местную церковь. Набожные жители посчитали событие за чудо, село стали называть Спасским (затем Спасо-Барда), а церковь назвали по иконе.

Кладбище паровозов

Посещение Кладбища паровозов можно совместить с поездкой в город Кунгур, широко известный многочисленными достопримечательностями (Кунгурская ледяная пещера, памятники архитектуры и т.д.). Летом здесь проходит известный фестиваль воздухоплавания «Небесная ярмарка Урала».

Продолжив путь по дороге, с которой вы свернули после моста через Сылву, вы попадете в село Молёбка, привлекающее любителей чудес. Также по пути к Кладбищу паровозов можно завернуть в Усть-Кишерть, славное своим карстом. Там несколько озер карстового происхождения, в одно из которых ушел огород с баней, а в другое, по легенде, церковь.

Зомби-поезда. Видео про Кладбище паровозов от ЕгошихиТудэй:

Авторы видео Константин Завалин и Михаил Воскресенских

Как добраться до Кладбища паровозов?

Кладбище паровозов находится в Кишертском районе Пермского края.

Чтобы сюда попасть, нужно ехать по Пермскому тракту. Перед Кунгуром поворачивайте на Кишерть. Далее езжайте по трассе, ни в саму Кишерть, ни в Спасо-Барду сворачивать не нужно. После автомобильного моста через Сылву будет железнодорожный переезд. Направо, прямо по рельсам уходит дорога на кладбище поездов. Через несколько сотен метров она сходит с рельс и представляет собой грунтовку. До Кладбища паровозов можно легко дойти и пешком. От трассы до Кладбища поездов около 4 километров. 

На общественном транспорте можно доехать на электричках Пермь – Шаля до остановки «Школьная» (она находится в Спасо-Барде) и далее пешком.

GPS-координаты Кладбища паровозов: N 57º 20.655´; E 57º 21.775´. Сориентироваться помогут приведенные ниже трек и карта.

Можно заглянуть сюда и во время сплава по реке Сылве. Кстати, весной, в большую воду, кладбище паровозов иногда подтапливается.

Примерное расстояние от города Перми – 150 км, от города Екатеринбурга – 280 км.

UPD. В конце сентября 2018 года появились сообщения, что кладбище паровозов прекратило свое существование. Два паровоза перевезли в Пермь для реставрации, а остальные - на охраняемую площадку. Однако побывавшие тут весной 2019 года люди рассказали нам, что к паровозам по-прежнему можно попасть. Они находятся на охраняемой территории близ прежнего места размещения. Территорию патрулируют охранники, но осмотру паровозов они не препятствовали (по крайней мере в данном случае). 

UPD2. По данным на лето 2019 года даже к оставшимся паровозам перестали пускать. Территория охраняется. Приходится констатировать, что эта достопримечательность прекратила своё существование...

Павел Распопов

Смотрите также: 

Трек маршрута Кунгур - Кишерть - Кладбище паровозов

Кладбище паровозов (Пермский край) на карте:

Поддержать «Ураловед»

Комментарии   

Илья
# Илья 22.08.2018 11:33
Паровозы консервировали не на случай обычной войны, а на случай ядерной войны. В довольно большой области в районе ядерного взрыва сгорит практически вся электрика/электроника, в том числе тепловозная, а вот в паровозе её количество минимально и не повлияет на работоспособность в целом.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
Миг
# Миг 23.10.2019 01:01
Это Вы сейчас серьезно o_O?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
Марданов Артур Рафис
# Марданов Артур Рафис 30.09.2018 15:11
Ребята 29 .09 2018г был в том самом месте приехали к первому Кпп охранник сказал что смысла ходить паравозы перевезли в город Пермь мол подальше от мородёров ,незнаю правда или нет дальше не пошли так был дождик сомневаюсь можно ли верить охраннику ,ребята кто всё таки решится ехать туда напишите пожалуйста в комментарии что там и как ,заранее спасибо.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
дмитрий
# дмитрий 12.08.2019 11:04
паровозы стоят в охранной зоне но туда не пускают. мы только зашли инас почти сразу выпроводили
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
Никита
# Никита 01.10.2018 13:24
Нет там больше ничего, остались 1,5 вагона и всё. Увезли всё в Пермь.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
Марданов Артур Рафис
# Марданов Артур Рафис 03.10.2018 21:39
Спасибо за информацию охрана не обманула
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
Алексей
# Алексей 26.10.2018 14:06
На 24.10.18 на месте кладбища паровозов находится три обгорелых вагона. Паровозов там сейчас нет и ехать смысла, наверное, тоже нет. Обгорелых вагонов там тоже скоро не будет, распилят и сдадут в лом
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
Владимир
# Владимир 24.11.2018 22:44
В 90-х в районе Балезино(Удмуртия) стояли сотни паровозов, смазанных, и, похоже, в полностью исправном состоянии. Теперь их нет, кто-то, видимо, нагрел на них руки.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
Александр
# Александр 24.08.2019 22:33
Паровозов осталось 5 шт, вернее 4 и те обгоревшие все (один 19/08 увезли в Пермь, сказали еле колеса прокрутили). Делать там нечего: не пускают. Стоят они возле леса и их готовят тоже для отправки (если получится). С охранником беседовал долго, минут 25, он мне всё рассказывал и просил как-то где-то оставить информацию, что смысла ехать сюда нет вообще. И это действительно так. Он мне показал от КПП эти паровозы, я их даже в бинокль посмотрел...действительно все обгоревшие. Сказал закрыли площадку в марте-апреле, в феврале еще пускали , а потом всё. Короче "достопримечательность" можно закрывать..
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
Диана
# Диана 12.09.2019 22:17
Правда, не пускают. Если видят, сразу выгоняют. Спасибо нашим людям добрым, лишь бы всё что скручивается- скрутить, всё, что ломается - сломать. Нас даже с детьми не пустили, даже жену и ребенка железнодорожника. Дети расстроилась очень.((( Да и паровозов, там уже правда нет. 4 штуки и то из-за колёс не смогли увезти. Уже наверное и их увезли. Мы были в августе 2019 года.Нет такой достопримечательности. Забудьте!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
Екатерина
# Екатерина 09.06.2020 13:32
Есть она. Просто вы не там искали
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
Антон
# Антон 26.07.2020 03:25
Сегодня там был не чего не нашел выгнал озраник
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
Данил Костарев
# Данил Костарев 26.09.2019 10:45
Вопрос только в тому куда увезли?
Паровозов осталось там штук 5, обгорелые. И правильно люди говорят, что не увезли их из-за того, что колеса не смогли разблокировать.
Были в сентябре 2019, удалось зайти с тыльной части базы, но до паровозов не дошли метров 100. охранник выпроводил. Вежливо но выпроводил.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
Наталия
# Наталия 03.06.2020 01:18
Были 30.05.2020 г. штабеля шпал есть, тупик есть, а паровозов неть....воть
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
Никита
# Никита 17.07.2020 14:46
Спасибо за информацию
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
Юлия
# Юлия 17.10.2020 20:31
Были 16.10.2020 паровозы на есть. Если заходить со стороны штабелей нужно пройти дальше мимо здания. Паровозов штук 16. Состояние конечно то еще. Но сама суть этих паровозиков это нечто. История.....
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору