Оренбургские просторы

Путешествие от слова «путь»

«Только дальняя дорога может вылечить от скуки»

Александр Гейнц, Сергей Данилов

Каждое путешествие начинается с пути, с дороги, с первого шага.

У меня путешествие началось сразу же после окончания рабочего дня.

В пасмурную сентябрьскую пятницу участники заключительного этапа экспедиции «Просторы Оренбуржья» на двух джипах покинули родной Екатеринбург. Мелкий моросящий дождь провожал их, словно писал на стекле автомобиля: «Доброго пути».

Участники: Николай Рундквист, Ольга Задорина –два писателя, давшие жизни уже двум энциклопедиям (и не только), весом по пару кило каждая и мы с Андрюшей - начинающие туристы, романтики, прогульщики работы, не то чтобы злостные прогульщики, мы конечно же в официальном отпуске, но в обоих случаях сотрудники покинули работодателя в не очень подходящее время.

Участники экспедиции

Ночь у аэропорта

Ночной Магнитогорск очень красив - тысячи разноцветных огней, то гаснущих, то загорающихся в темноте. Именно таким мы его увидели, заехав  в город в третьем часу ночи.

Остаток ночи провели  недалеко от аэропорта. Организм требовал сна, а мысли не давали уснуть: «Ура! Отпуск! Экспедиция! Путешествие, а еще и Петя скоро прилетит, как давно мы не виделись!»

Резкий яркий свет, осветивший палатку, разбудил находящихся в полудреме жителей. Это Николай осветил палатку фарами. Замок у палатки кто-то расстегнул снаружи: «Ребята! Дайте я вас обниму!» - сквозь сон мы услышали радостный голос с московским акцентом.

Есть ли в Оренбуржье черепахи?

Природа Оренбуржья удивительна: вместо гор – холмы, степи и ветер, приземистая трава.

Карагайский бор - первая достопримечательность, которую мы посетили.

Здесь команда поделилась на поваров и искателей. Задача «искателей» - найти и сфотографировать скалу Черепаха, задача поваров – накормить искателей и себя.  Искателям вручили карту и махнули рукой в сторону предполагаемого объекта. Вооружившись фотоаппаратами, я, Андрюша и Петя пошли по тропинке, ведущей вниз, к истокам реки Губерли. Сначала мы шли все вместе, потом разделились. В Оренбуржье и горы не горы - холмы, и скалы не скалы - скальные выходы невысокие, они словно размазаны по земле.

Просторы Оренбургской области

Спустились по тропинке к предполагаемой скале, издали напоминающей черепаху. По крайней мере мне так показалось – мордочка, две лапки и мощный скальный массив выступал в роли панциря. Андрюша не согласился, говорит на фотографии она другая. Мы разделились и каждый пошел своим путем – Петр направился налево, мы направо, «расползлись» по скальным выступам. Несмотря на небольшую высоту, виды были прекрасны.

Скалы Оренбуржья

Через некоторое время услышала голос Пети. Он кричал нас с Андреем. Я откликнулась.

В местности, которую исследовал московский фотохудожник, черепахи не было. Андрей тоже ничего не нашел. После дискуссий команда общим голосованием решила, что черепахи в Оренбургской области не водятся и пошли на обед.

Вечер большого дня. Долгие горы

«Горы» - так называют холмы Оренбургской области. Вот гора Верблюжка:

Гора Верблюжка

Горы здесь, словно горбы верблюда, цвета охры, который дает осенняя трава, покрывающая холмы. Они словно бархатные, если бы их можно было погладить, то на ощупь они были бы очень мягкие и теплые! В этих горах не гибнут альпинисты, они радуют глаз.

Проехав вглубь долгих гор, через спуски и подъемы, мы остановились на ночевку.

После ужина мы поехали на фотоэтюды, встретили закат вдали от лагеря.

Закат солнца

Горы Оренбуржья

Рассвет мы встречали вдвоем  с Олей. Наши бравые мужчины уехали на утренние «рассветные» фотоэтюды.

Это мое первое путешествие, в котором мы всегда наблюдали рассвет и закат. Солнце не пропадало за горами: на закате появлялся большой красно-оранжевый круг и медленно уходил за горизонт, а на рассвете вновь радовал нас яркими лучами. А ночью! Небо, какое здесь небо! Если лечь на спину, можно всю ночь любоваться звездами, которых так не хватает в городе. Вот он, Млечный путь, вот Большая Медведица, Кассиопея и много-много незнакомых и неизученных звезд и созвездий. Глаз невозможно оторвать!

Еще один день экспедиции

Сегодня мы посетили Чертово озеро и гору Нос. Гора действительно похожа на нос, а у подножия озеро. В озерной глади кувшинки и отражение горы. Здесь все разбрелись по территории с фотоаппаратами искать интересные ракурсы.

Гора Нос и Чёртово озеро

По полю через холмы, поднимая клубы пыли, приехали мы к источнику Табынской Божьей матери. Родник, беседка, выполняющая роль часовни - в ней икона и свечи. Местные жители приезжают сюда за водой и помолиться.

Источник Табынской Божьей матери

Надземные святыни

Следующий объект нашего посещения - храмовый комплекс в Саракташ, территории Свято-Троицкой Симеоновской обители. Не только архитектурными постройками славиться обитель. Основатель Николай Стремский не только священнослужитель, еще и многодетный отец. Количество усыновленным им детей превышает 40.

Храмовый комплекс очень современный: на территории не только церкви и часовенки, вход венчают два льва и пушка с ядрами. Недалеко от храма детская  площадка, с настоящим самолетом, настоящими старинными автомобилями и современными качелями, каруселями.

Саракташ

Музей под открытым небом

В Свердловской области есть село Нижняя Синячиха, в нем находится музей деревянного зодчества под открытым небом, в Пермском крае на берегу реки Камы - «Хохловка», а в Оренбургской области – Красная горка.

Красная горка - холм со старинными полуразрушенными деревянными постройками, которые создавали для съемок фильма «Русский бунт». Здания исторической ценности не имеют - это всего-навсего декорации для съемок. Фильм сняли, а декорации превратили холм в посещаемое место. Недалеко от него построили санаторий.

Здесь жилые дома, колодец, мельница, церковь, даже виселица есть – все постройки деревянные.

Декорации на Красной горке

Мельница Декорации на Красной горке

Здесь у нас холодные рассветы

Ранний выезд, утренние съемки на Андреевских шишках – череда гор, волной пролегавшая по степи.

Рассветы здесь холодные, но безумно красивые. И встречать их нужно не в теплой кровати и даже не в палатке - только на улице, только на природе!

Андреевские шишки

Обедали в живописном месте, под ярким солнцем на озере Каменном.

Озеро Каменное

После обеда нас покинул Андрей. Для него путешествие закончилось – его терзали угрызения совести и звонки работодателя, и он вернулся  в Екатеринбург, на любимую работу.

Мыши-топотуны

Солнце ярко светило и пригревало. Мы направлялись к месту нашего ночлега, проехали поселок Ташла, заехали в зону леса.  Лес был необычайно желтый и яркий. Пригляделись, а это не просто лес - кленовый лес! Слева и справа от нас клены, большие и маленькие. Солнце освещало и делало их листву еще ярче.

Осень

Лес оказался не только красивым, но и загадочным. Вечером из леса то и дело слышались шорохи. Сначала оправданием служила моя фантазия. Но когда солнце село и наступила полная тишина, то шуршание стали слышать все участники экспедиции. Мужская половина махнула рукой со словами: «Да, это всего-навсего мыши». А из леса отчетливо слышался не просто шорох, я бы сказала, топот. И здравый смысл не соглашался верить в то, что этот шум производят «всего-навсего мыши». Недалеко от нас пролетела сова, некоторое время мы ее видели, а потом услышали ее крик. И это не привычное «уху» из мультика. Это крик дикой птицы, который на некоторое время заставил всех замолчать и, может быть, испугаться.

Утро началось с привычного нам лесного шороха. Сегодня мне удалось высмотреть зверя, который шумел всю ночь. На опушку леса выбежала мышечка, чуть больше  знакомой нам черной дикой мышки, цвета пожухлой листвы, упитанная, похожая на хомячка, с любопытными глазами. Такая прелесть, а такой страх нагоняет!

Подземная святыня

Мы в селе Покровка. Там на холмах находится Свято-Николаевский мужской монастырь, Святые пещеры.

Село Покровка

В 1895 году к подножью, тогда еще неизвестной горы пришел казак Захарий Карцев из станицы Верхнеозерой. Он говорил, что сам господь указал ему это место  для праведных трудов. Результатом трудов стал целый подземный храм с кельями, по коридорам которых нас провела экскурсовод-священнослужитель. Фонариками пользоваться запретили, освещать путь нужно церковными свечами. Так же предложили купить крестики, на тот случай, если у нас их нет. С удивлением посмотрели, когда мы отказались заказывать какие-либо молитвы, а на вопрос о Табынской Божьей Матери мне указали на книгу на прилавке. Видимо, вся святость начинается под землей. То, что наверху, слегка напомнило мне другое многолюдное место пребывания, где тоже много чего предлагают.

Нас провели по длинному подземному  ходу. Было прохладно, величина тоннеля с человеческий рост. Мы свободно шли по нему, освещая путь свечей. В подземном ходе две кельи – отдельные комнатки с иконами, коридор завершился алтарем. Здесь экскурсия закончилась, и нас оставили один на один со святыми пещерами.

Святые пещеры

Сказочный лес - Бузулукский бор

Несмотря на поздний сентябрь, погода не перестает радовать нас солнечными теплыми днями. А Николай Антонович безустанно ведет нас в путь, преодолевая расстояния за рулем своего внедорожника.

«Свет пошел!» -это дежурная фраза Петра, которая означает, что ближайшие полчаса мы его не увидим. На озере Студеном мы ее не услышали, а вот на озере Халерном фотограф произнес ее, скрываясь из вида. Несмотря на свое название, озеро оказалось очень красивым и притягательным. Прозрачная вода, желтые листочки, которые медленно двигались по ее глади, яркое солнце. Вот это отпуск! Лучшего не пожелаешь.

Бузулукский бор

Бузулукский бор - национальный парк в Южном Предуралье. Площадь бора — 1068 км².

Протяженностью с севера на юг составляет около 34 км, с запада на восток -53 км. Более двух третей бора занято сосновыми лесами. Лиственные леса состоят из дубняков, тополевников и ольшаников. Зарегистрировано 13 редких видов растений. (Источник: Энциклопедия Урала 2013 г.;. Н. Рундквист, О. Задорина).

Конечно, никакие научные термины не могут передать красоты Бузулукского бора. Он словно сказочные лес: высокие зеленые сосны, бежевые дубы  с раскидистыми темными ветвями, ольха с сережками и шишечками, ярко-желтые клены! А под ногами не просто ковер из шуршащей листвы - целый гербарий: красные, желтые листья разных тонов и оттенков, а  вперемешку с ними желуди, которые то и дело падали с дубов.

Утром еще один выезд в сказочный лес, на этот раз с экскурсией. Жена – экскурсовод, муж – водитель и, по-видимому, еще какой-то их родственник, который открывал и закрывал двери автомобиля «Соболь», на котором и проходила наша экскурсия.

Наша первая остановка – лаборатория по выращиванию сосны под открытым небом. Ничего необычного - деревянный забор и несколько сосен в ряд.

Следующая остановка – Паникинский яр. У реки Боровки здесь высокий глинистый берег, а на нем дубы и сосны.

Сильная рука «третьего проводника» вновь  открывает дверь «Соболя», и мы видим большую деревянную табличку «Арт тропа сосна великанов». Идем по тропе за экскурсоводом и вскоре видим огромную сосну, окружностью - несколько  человек, держащихся за руки. Этому дереву более 300 лет.

Старая сосна в Бузулукском бору

Далее делаем остановку у колодца типа журавль, пробуем  воду и едем дальше.

У колодца

Еще одна остановка у опытной станции имени Тольского. При нем музей и метеостанция.

Также посетили дендросад. А заключительным пунктом была река Боровка. Мы ее уже не раз видели, но здесь на реке перекаты и из тихой и спокойной речушки она превращается в бурную и шумную. Здесь излюбленное место рыбаков и отдыхающих (неподалеку песчаный пляж). На прощание экскурсовод рассказала нам о дубе с иконой, и показала тропинку, по которой можно подойти к нему. Здесь служили молебен, который защитил лес от пожара.

После обеда Оля и Коля поехали в магазин, а мы с Петей пошли искать тот самый дуб с иконой. Все тот же живописный золотой лес, с кустами дикой сливы и барбариса. Петя несколько раз уходил на фотоохоту - выслеживал дятлов. А потом мы все шли по тропе и ждали, когда же появится дуб с иконой. Куст барбариса, заросли дикой сливы, большой желтый дуб – обошли со всех сторон - иконы нет. Все дальше и дальше мы уходили в глубь. Вдалеке показалась раскидистая высокая сосна, немного меньше той, что мы видели на экскурсии. Подошли ближе, а на ней икона! Вот так экскурсовод, вот ботаник, дуб отправила нас искать!

Старая сосна

Река Урал

Сегодня  мы направляемся к реке Урал.

Оренбургская область изобилует оврагами, некоторые из них являются памятниками природы. Сегодня мы посетили Логачевские овраги - зрелище красивое. Река, а на другой стороне  перпендикулярно реке темные полосы на желтой траве. Весь берег изрезан оврагами.

На трассе купили арбуз и дыню местного производства - Соль-Илецкие. Арбуз чуть меньше привычных нам арбузам из фруктового киоска, а дыня очень похожа на небольшую тыкву.

Сладости распробовали на берегу Урала. Дыня оказалась очень сладкой, ни в какое сравнение с дынями «из киоска» не идет.

Песчаный пляж, под ногами то и дело встречаются ракушки и разноцветные камушки.

Солнце село, окрасив реку багровыми красками.

В Оренбургской области

А какая звездная была ночь! Небо, словно купол со светящимися огоньками, укрывало нас. Любоваться бы им всю ночь.

А все кончается, кончается, кончается…

«Смотреть на снег и ждать,
 как тихо листопад закружиться…»

Наше путешествие закончилось. Мы покинули палатки, уехали домой, разбрелись по любимым… До встречи, друзья! До скорого свиданья, неизведанные дали!