Неизвестный Таганай

Вы спросите, почему Таганай? Я отвечу: я его люблю! Стараюсь ездить каждый год, по мере возможности. И этот поход тоже решил провести на Таганае, узнать его сокровенные уголки. Еще в мае только при первом упоминании в голове рождались прекрасные картинки прогулки по этому замечательному месту – великолепная природа, цветущая зелень, реликтовые ельники, журчание ручьев, чистая и холодная вода рек. С такой картинкой мы жили вплоть до самого июля. У меня есть такая примета: закрываешь глаза и воочию представляешь, как идешь в походе, видишь каждый свой шаг, видишь остальную группу, дорогу, по которой шагаешь – значит походу быть!

Затруднений со сборами у нас не возникло. Ко времени старта нарисовался основной костяк друзей, к которому чудным образом в последний момент присоединились новые участники. Радостные и исполненные предстоящими впечатлениями мы выдвинулись в путь из Екатеринбурга. Полдня и мы были на месте старта в деревне Аршинка. Погода нам благоволила, светило солнце, было не особо жарко, шлось с воодушевлением. Не обошлось и без трудностей (сколько еще их было впереди!). Стараясь помочь ближнему, мы разгружали уставших, делились остатками воды, подбадривали друг друга. А под конец дня настолько увлеклись дорогой, что пропустили нужный поворот. Но быстро скорректировались и стали на стоянку. Вместе с первым днем кончилась веселая солнечная погода. Завтра предстоял боевой день. Да и планами пришлось пожертвовать. Первой жертвой стала гора Карандаш.

В начале

Утром температура опустилась до 8 градусов. Было зябко, совсем лениво капал легкий дождик. Позавтракав, мы выдвинулись в путь. Вскоре мы подошли к границе парка, где протекает река Куса. В этом месте река еще совсем ручей и никаких тебе бродов и переправ. Тут же стоит и щит, сообщающий о входе на территорию заповедной зоны парка, а за ним западный склон хребта Юрма. С этого момента погода испортилась окончательно – начался ливень. Мы знали о прогнозе, поэтому были готовы – дождевики, сапоги, полиэтиленовые мешки в рюкзаках.

На лесной дороге

Ну что здесь рассказывать – день выдался очень трудовым. Дождь лил, не переставая, склон хребта никак не заканчивался, периодически приходилось делать остановки для того, чтобы вылить из сапог литр-полтора воды. Даже родилась хохма: о запасах пресной воды у меня в сапогах. И только уже под конец дня нам удалось выйти на вершину хребта, но в стороне от намеченной точки. Весь хребет был скрыт облаками и туманами. Словно неприступные стены крепости, виднелась белизна каменных осыпей вершинок. Брать их не имело смысла, и мы прекратили осаду. Спуск с хребта тоже был нелегок. Очень сильно повезло, что мы нашли узкую дорожку между курумными россыпями, и небольшая «гусеница» из уставших туристов начала спускаться вниз. Когда поверхность стала пологой, нашелся ручей и место для стоянки. Этот день запомнился многим: длинным и усталым подъемом, проливным дождем, волевым стремлением достигнуть намеченной цели, нашими фантазиями о хозяевах этих мест – медведях. Весь день нам встречались места лежек лосей и медведей, на деревьях вблизи стоянки - зарубки от медвежьих когтей. Еще до похода я читал, что зарубки оставляют взрослые большие медведи, медвежата же с силой давят на землю, стараясь оставить след как можно глубже. По этому поводу Володя выдал реплику:

-Спрятавшись под ель от сильного дождя, вдруг обнаруживаешь там удивленного медведя, который возмутившись такой наглостью, говорит человеческий голосом: «Да ты обалдел мужик! Вали отсюда! Это мое укрытие!»

Переправа через речку

Переправа

Признаться, в одном из контрольных выходов до похода условия были аналогичные: лил дождь, шли по азимуту в гору, учились жить под тентом. Как это все пригодилось, как это было не зря!

Рука помощи

На следующий день наши приключения разнообразились путешествием по лесу без тропинок, блужданием по болотам, по дорогам с протекающей по ней рекой. К вечеру вышли к реке Большой Киалим. Вот не соврать – Большой Киалим преобразился. Во время вылазки на разведку я увидел сильную могучую реку. Она сгибала ветви деревьев, заполняла все возможные овраги и протоки, бурлила и норовила выйти из берегов. Это потрясающее зрелище!

Река Большой Киалим

Большой Киалим - батюшка

Вечером в лагере, укрывшись под тентом, праздновали мой день рождения. Мне подарили мандаринку, которую тут же поделили между ребятами и съели.

На четвертый день нашего похода, погода чуть улучшилась, позволила нам просохнуть, приободриться, чтобы потом ударить мощной грозой и проливным дождем. Мы вышли в цивилизованную часть парка Таганай на приют Киалимский кордон.

Киалимский кордон

На завалинке

От инспектора парка мы узнали, что мост через Киалим снесло проплывающим бревном, уровень в реках Куштумга и Сухокаменка вырос и переправа через них без веревок уже затруднительна. Решили двигаться по запасному варианту. Но и здесь нас поджидали новые открытия. Речка Малый Киалим, которая течет с урочища «Три брата» и протекает ручьем в местном болотце – тоже стала полноводной. Пришлось наводить переправы, вспоминать узлы, придумывать новые решения. Это еще больше нас сплотило.

Тропа-ручей

Мы пойдем тропой-ручьем

А впереди ожидало еще столько интересного – восхождение на гору Круглица, причудливые фигурки в Долине Сказок, теряющийся в тумане Откликной Гребень, и переправа по бревну через Большую Тесьму.

Долина Сказок

Чудеса в Долине Сказок

Уходящие в туман

В этот раз Таганай предстал пред нами другим, не старым добрым приятелем, а суровым тренером, подгоняющим, испытывающим нас, заставляющим думать, взвешенно принимать решения, и, сплотившись вместе преодолевать препятствия.

Переправа через реку

Переправа, переправа...

Впечатления участников

Вафина Мария, участница похода:

Больше всего запомнилось ночевка в медвежьем логове, шикарный вид с Круглицы, преодоление буреломов, как переходили речки по переправам. Долина Сказок показалась загадочной, немного мистическое место. Этот поход – испытание себя, показатель выдержу или нет все эти нагрузки.

Гаврильченко Станислав, участник похода:

Таганай – поразительное место, встреча с которым каждый раз приносит новые положительные эмоции и удивительные впечатления. Посещение новых уголков национального парка позволило иначе взглянуть на само место и получить драгоценные мгновения общения с нетронутой живой природой.