Игнатьевская – одна из самых удивительных и загадочных пещер Урала. В ней найдены древние рисунки и лик Богородицы, а в XIX веке в пещере жил отшельник. Интересна и сама река Сим, уходящая в этом месте под землю. Вокруг возвышаются высокие скалы. Место интересное и очень красивое.

Особенности Игнатьевской пещеры

У этой пещеры несколько названий: Игнатиевская, Игнатовская, Игнатьевская, Серпиевская, Симская, Ямазыташ. Она находится на правом берегу реки Сим в Катав-Ивановском районе Челябинской области.

Представляет собой горизонтальную карстовую полость коридорно-гротового типа с разветвленной системой ходов. Заложена в массиве темно-серых доломитизированных известняков верхнего силура – нижнего девона. Общая длина ходов пещеры 620 м, средняя ширина 3 м, средняя высота 2,3 м. Площадь пола 1860 м2. Объем полости более 3 тысяч м3.

Вход в Игнатьевскую пещеру

Внушительный вход в пещеру открывается в дугообразном скальном обнажении на высоте 11 м над урезом воды реки Сим. Пещера очень эффектно выглядит с другого берега реки. Подняться к ней можно по установленной тут металлической лестнице. Входное отверстие ориентировано на юго-восток. Его размер 12х12 м. От входа начинается обширный Входной грот шириной до 10 м, высотой 7,5 м и длиной 44 м. Он хорошо освещается солнечным светом и прекрасно прогревается.

В конце грота установлены две решетки с несколькими замками, дальше уже не попасть. В 2018 году Игнатьевскую пещеру закрыли для туристов. Это связано с негативным воздействием на уникальный исторический памятник со стороны посетителей.

Решетки в Игнатьевской пещере

Если бы не решетка, из входного грота по широкому, но низкому ходу можно было бы попасть в главную Большую галерею (второе название – Основной коридор). Справа находится грот Логово, из которого идет система узких ходов лабиринтного типа общей длиной 78 м, с многочисленными короткими боковыми лазами, заканчивающимися тупиками. Большая галерея тянется на 134 м. Она приводит в самый обширный зал пещеры – Большой (второе название – грот Столба). В его центре возвышается большой известняковый столб-останец (14×6 м), подпирающий свод. В нем несколько сквозных ходов и окон. Из этого грота отходит галерея длиной 20 м. Там есть два отверстия, где начинаются боковые ходы, ведущие в последний зал — Келью старца Игнатия (или Дальний зал). Из грота идет несколько узких боковых ходов-щелей длиной от 4 до 9 м.

Схема Игнатьевской пещеры

Схема Игнатьевской пещеры. Источник: http://quist.pro

Местами на полу пещеры сыро и грязно, в кальцитовых ванночках-гурах встречается вода. Особенно сыро в гроте Келья старца Игнатия: со стен и потолка сочится вода. Там, где спускается крутая осыпь из камней и глины, можно заметить сгнившие деревья – остатки избушки старца Игнатия. В дальней части пещеры по трещине образовался круто уходящий вверх лаз к дневной поверхности.

Игнатьевская пещера с 1969 года имеет статус комплексного природно-исторического и геолого-геоморфологического памятника природы Челябинской области и с 1983 года – статус историко-археологического памятника федерального значения.

Скалы на реке Сим

Старец Игнатий и лик Богородицы

Пещера известна давно. Ее первое описание сделал в 1762 году П.И. Рычков. В 1770 году тут побывал П.С. Паллас. В своих путевых заметках он называл ее пещерой в горе Ямазе-таммаге-таш. Побывавший здесь в 1890-х годах геолог Ф.Н. Чернышев впервые назвал пещеру именем старца Игнатия. Он писал:

«Гора носит название Игнатьевская по имени келейника, жившего в пещере тут находящейся. Келейник Игнатий, умерший лет 40 тому назад, считался среди окрестных крестьян, особенно раскольников, за святого, и до сих пор память о нем благоговейно чтится всем населением».

По легенде, обитавший в пещере в XIX веке старец Игнатий якобы был сыном Павла I – отказавшимся от престола великим князем Константином, братом Александра I и Николая I. Однако известно, что Константин Павлович (1779–1831) умер от холеры в городе Витебске и похоронен в Петропавловском соборе. Историкам известно еще о трех лже-Константинах, появившихся после 1825 года.

Константин Романов

По другой легенде, Игнатий был бывшим императором Александром I, уставшим от правления и подавшимся в странники. Есть и мнение, что он был простым беглым каторжником, отмаливавшим грехи. Конечно, Игнатий не был представителем царского рода, а его реальную историю мы вряд ли когда-то узнаем.

После смерти старца Игнатия, в конце XIX – начале XX века местные жители устраивали крестные ходы к пещере. Около входа проводились молебны. Эта традиция продолжалась вплоть до 1930-х годов.

«Путеводитель по Уралу» 1899 года сообщал:

«…В одной из таких пещер, называемой Игнатьевской, погребен человек, слывущий в народе за подвижника. Игнатова пещера — одна из самых обширных и известных на Южном Урале. Перед могилой висит медный образ и горит лампада. В девятую пятницу после пасхи в пещеру стекается масса народа из соседних заводов, сел и деревень. Рассказывают, что в пещерах этих и ныне живут сподвижники, причем в одной из них вырублена даже изба с подземной веревочной лестницей наверх».

На одной из стен грота Келья старца Игнатия кальцитовый натек напоминает фигуру женщины с младенцем. Считается, что это изображение Богоматери, сделанное старцем Игнатием. А может быть этот причудливый сталагмит был тут и раньше, побудив Игнатия поселиться в пещере. По бытующим среди религиозных людей поверьям, лик Богоматери в Игнатьевской пещере якобы приводит к исцелениям.

Игнатьевская пещера на реке Сим

Древняя картинная галерея

Первое комплексное изучение пещеры в 1912 году провел археолог и палеонтолог С.И. Руденко. В археологическом раскопе он обнаружил железные, костяные и каменные орудия труда, осколки керамики и кости древних животных. В 1960 году археолог О.Н. Бадер провел разведочные раскопки и нашел кремневые орудия, что позволило датировать нижний культурный слой в привходовом гроте эпохой палеолита.

В 1980 году археологи В.Т. Петрин, С.Е. Чаиркин и В.Н. Широков сделали поистине сенсационное открытие: в пещере были найдены рисунки древних людей. Пещеру исследовали экспедиции В.Т. Петрина (1980-86 гг.) и В.Н. Широкова (1995 и 1999 гг.). Всего было найдено более 50 рисунков, сконцентрированных в Большом зале (грот Столба) и Дальнем зале (Келья старца Игнатия) на расстоянии более 120 м от входа.

В Большом зале (гроте Столба) фигуры нанесены в основном красной охрой на вертикальные и наклонные стены, полусводы, выступы стен, в многочисленных нишах и впадинах. В Дальнем зале (Келье старца Игнатия) — на потолок, реже — на стену; здесь преобладают рисунки черного цвета. Красные рисунки делались охрой, а черные – углем. Размеры рисунков – от 1,5 см до 2,3 м, а ширина линий – 1-5 см. Большинство изображений расположено на высоте не более роста человека.

Скалы на реке Сим

Что же рисовали древние люди? В пещере изображены фигуры животных (мамонты, лошади, бык, носорог), людей, знаки и неопределенные изобразительные мотивы. Фигуры животных в Большом зале выполнены в силуэтной манере, а в Дальнем зале – в контурной, там они более натуралистичны.

Самой интересной композицией считают рисунок на потолке Дальнего зала, где можно увидеть антропоморфные фигуры обоих полов. Фигура женщины имеет хорошо различимые признаки пола. Между ее ногами нанесены три красных ряда из 28 точек. Видимо, они связаны с циклами женщин и лунным календарем. Точки идут к груди носорога. Возможно, композиция отражает бытовавший в то время миф о сотворении мира.

Интересно, что одно из антропоморфных существ совмещает черты человека и птицы. Также встречаются группы линий, отдельные линии, меандры, трезубец, треугольник, расчерченный параллелограмм, мотивы в виде скобы и якоря, крестообразные и стреловидные изображения, отдельные пятна. Один из рисунков выполнен в виде круга и обрамлен с трех сторон отрезками, напоминая след носорога.

Уникально и изображение животного с туловищем верблюда. Показаны изгибы горбов, отвислый живот, небольшой хвост и задняя нога животного. Голову верблюда заменяет личина в анфас.

По предположению ученых, в пещере могли проводиться обряды инициации. Два ведущих в Дальний зал лаза могли символизировать моменты смерти и нового рождения. Посвящаемый попадал в зал с рисунками через нижний ход, а обратно возвращался через верхний.

В Игнатьевской пещере, Челябинская область

Картинную галерею Игнатьевской пещеры датируют палеолитом. По богатству пещерной живописи на Урале она может сравниться только с Каповой пещерой на реке Белой, а также она стоит в одном ряду с известными европейскими пещерами с древними рисунками.

Ученые провели в пещере археологические раскопки. Культурный слой эпохи верхнего палеолита здесь представлен многочисленными угольками от факелов и светильников, каменными и костяными изделиями, кусками охры, украшениями, костями животных. Каменные изделия (свыше 1300 экземпляров) изготовлены из яшмы, кремня, кварцита, песчаника, хрусталя, известняка и других пород и минералов.

Среди орудий преобладают скребки, пластины, резцы, долотовидные орудия. Найдены пластинки с притупленным краем, служившие вкладышами составных орудий. Украшения представлены двумя подвесками из клыка песца и зуба быка или бизона и двумя мелкими плоскими бусинами из кости или бивня. Среди остатков животных — кости лошади, северного оленя, сайги, бизона, пещерного медведя, шерстистого носорога и других млекопитающих, характерных для ледникового периода. Археологический памятник датирован 10-14 тысячами лет. Во Входном гроте были найдены вещи более поздних эпох – бронзы и железа (рисунков в этой части пещеры нет).

Входной грот Игнатьевской пещеры

Считается, что рисунки в пещере были нанесены в эпоху верхнего палеолита – 12-14 тысяч лет назад. В пользу этого говорит и наличие изображений вымерших животных – мамонтов, а также находки в Большом зале только верхнепалеолитических изделий. Однако, к удивлению ученых, проведенный в 1998 году радиоуглеродный анализ образцов пигмента нескольких рисунков выдал результат примерно от 6 до 8 тысяч лет, что заметно меньше ожидаемого возраста. Как это можно объяснить? Археолог, исследователь уральских писаниц В.Н. Широков выдвинул три гипотезы:

  • Мамонтовая фауна могла дожить на Урале до ранних постледниковых периодов.
  • Изображения могли не базироваться на живых мамонтах.
  • Рисунки могли подводиться в более поздние периоды, что сделало возраст рисунков более молодым, чем изначальных изображений.

На реке Сим древние рисунки также найдены в пещерах Колокольная и Белая Царица около села Серпиевка, но там они представлены главным образом лишь линиями.

Скала близ пещеры. Суходол на реке Сим

Загадки суходола реки Сим

Очень интересны и окрестности Игнатьевской пещеры. Выше по течению реки Сим видна впечатляющая отвесная скала высотой до 100 м.

По сложной системе тектонических трещин река Сим здесь уходит под землю. Первые научные исследования суходола провел профессор ЧГПУ А.Д. Сысоев в 1950-х годах. Оказалось, что Сим теряет в трещинах и понорах 61% поверхностного течения при большой воде, заполняющей и участок суходола. Зато после выхода на поверхность в 1 км ниже по течению 4 родников воды в русле реки Сим становится сразу в 2,5 раза больше.

Под действием воды в земных недрах образовались карстовые пустоты, которые давно волнуют спелеологов. Они неоднократно предпринимали попытки попасть в загадочные подземелья.

Суходол реки Сим

И вот, в июле 1975 года, когда из-за сильной засухи обмелели реки и снизился уровень подземных вод, спелеологи Челябинского клуба «Плутон» под руководством Семена Баранова смогли проникнуть в одну из карстовых полостей суходола реки Сим. Разобрав глыбовый завал в самом крупном карстовом роднике, они проникли в большой грот, пол которого был залит водой подземного озера. Этот грот назвали Ривьерой. За ним шел наполовину открытый сифон, за которым оказалась просторная тоннелеобразная галерея высотой 3-4 м и шириной до 5 м. Она уходила в глубь горы Эссюм на 165 метров. Заканчивалась сифоном с мощным потоком воды. В подземной реке спелеологи заметили рыбу и речных раков. Новая пещера получила название Эссюмской. В 2010 году через сифон ее объединили в единую пещерную систему с пещерой Эссюмская-4, общая длина ходов составила 706 м, амплитуда 20 м.

Схема Эссюмской пещеры

Схема Эссюмской пещеры. Источник: http://quist.pro

Суходол реки Сим является памятником природы Челябинской области.

Видео

Предлагаю посмотреть короткий видеоролик, снятый мной во время посещения этих мест. 

Как добраться до Игнатьевской пещеры?

Игнатьевская пещера находится на Южном Урале – в Катав-Ивановском районе Челябинской области. Нужно ехать по трассе М-5 на участке Челябинск – Уфа, в районе Кропачево повернуть на юг на дорогу Шарлаш – Аратское – Серпиевка. Ехать до Аратского (10 км от М5). Там направо уходит грунтовая дорога в сторону кладбища и далее к Игнатьевской пещере. От трассы до пещеры – 8 км.

GPS-координаты Игнатьевской пещеры: N 54° 54.027´; E 57° 46.890´ (для смартфонов 54.90045° 57.7815°).

Дорога от Аратского к Игнатьевской пещере

Здесь организован Серпиевский заказник. Несмотря на наличие дороги, проезд на машинах запрещен, о чем предупреждают информационные таблички около трассы. Одна из жительниц села Аратского чутко бдит за соблюдением этого запрета, особенно по праздникам, когда сюда едет наибольшее количество туристов. Нарушителям приходят повестки в суд и приличные штрафы. Впрочем, как это часто бывает, под раздачу обычно попадают законопослушные люди. Например, наши знакомые оставили машину около трассы, честно отшагали положенные 16 км, а спустя какое-то время получили «письмо счастья». При этом по «заповедной» дороге совершенно спокойно ездят лесовозы со спиленными деревьями. Мы оставляли машину на обочине и ходили от Аратского до пещеры пешком.

Серпиевский заказник

Расстояние от Челябинска – 280 км, от Уфы – 160 км, от Екатеринбурга – 400 км, от Перми – 440 км.

Путешествуя по этим местам, стоит также доехать до села Серпиевка и посетить Серпиевский пещерный град.

Источники:

Дубровский Д.К., Грачев В.Ю. Уральские писаницы в мировом наскальном искусстве. – Екатеринбург, 2010.
Рундквист Н.А., Задорина О.В. Урал. Иллюстрированная краеведческая энциклопедия
Широков В.Н., Rowe M.W., Steelman K.L., Southon J.R. Игнатиевская пещера - первые прямые радиоуглеродные датировки настенных рисунков // Образы и сакральное пространство древних эпох. Екатеринбург, 2003.
Энциклопедия Челябинской области

Павел Распопов

UraloVed.ru

Читайте также:

Пещера Сказ (Шемахинские пещеры)

Пещера Аверкина (Аверкиева) яма

Пещера Охлебининская, село Охлебинино и их окрестности

Игнатьевская пещера и ее окрестности на карте: