Священные места манси. Молебный камень

О священных камнях, женщинах и не только о них

Сидели мы как-то в кругу туристов и краеведов у нас в ЦДО, и разговор наш шел о тайнах перевала Дятлова. Каждый высказывал что-то свое, тем более, было что сказать, учитывая то, что многие там бывали. И вот между делом, обсуждая все эти загадки, один из наших ветеранов с более чем 40-летним стажем – Н.Н. Григорьева в сердцах заметила: «Да что это мы все о перевале да о перевале? Разве мало без него у нас таинственных мест? Вспомните-ка Молебный камень. Разве не так?»

Молебный камень
Вид Молебного с Эква-Чахла (с горы-старухи)

А ведь действительно. Каждый вспомнил свое необычное, мистическое, а иногда забавное. Мне же на память пришло одно из мест этого камня, с которым у меня связано несколько необычных воспоминаний. А уж из какой они оперы: мистической, сакральной или трагикомической – решать вам.

Так вот, начну, пожалуй, с того, что Молебный камень, он же Ялпынг-Нер, является составной частью Уральского хребта протяженностью где-то около 30 км. Тянется прямехонько в радиальном направлении, северной своей границей захватывая притоки реки Ниолс (бассейн Вишеры – Камы) и реки Большой Тошемки (бассейн Лозьвы – Оби). А южной упирается в болотистые истоки реки Вёлс. Сейчас это граница Пермского края и Свердловской области. Места глуховатые и суровые. А во времена оные, лет 100-300 тому назад, в известном смысле оживленные: оленьи пастбища и перегонные тропы, места меновой торговли, стойбища многих вогульских родов (и не только вогульских), местечки и места тайных молений и священных мест народа манси. Отсюда русские охотники, появившиеся в здешних местах около 300 лет тому назад, не мудрствуя лукаво, и назвали место это Молебным камнем. И таковых мест в этом районе насчитывается около десятка. И каждый по-своему необычен. Не буду перечислять все, хотя некоторые в последнее время на слуху. Например, курган на перевале Пурлахтым-Сори («перевал, где приносят жертву»), в основании которого найдены плиты якобы внекосмических цивилизаций, что, честно говоря, весьма сомнительно. Рассказать мне хочется об одном культовом месте, которое даже для манси выглядит несколько необычно.

Священный курган манси на перевале Пурлахтын-Сори
Священный курган манси на перевале Пурлахтын-Сори

Так вот, большинство вогульских названий при внимательном их переводе, что называется, говорящие. То есть отражающие бытовую, хозяйственную жизнь этого народа или дающие характеристику природным объектам - сопкам, рекам, ручьям, камням, останцам и т.д., подчеркивающие их высоту, цвет и необычные формы. К примеру, Хоза-Нёл, Хозя-Тумп, где «хоза» - узкий, вытянутый, «нёл» - нос, мыс, а «тумп» - камень. Или Мань-Лох, где «мань» - маленький, а «лох» - ручей, ручеек.

Старый тригопункт на вершине Хусь-Ойка
Старый тригопункт на вершине Хусь-Ойка

Таковых у нас на Северном Урале множество, и нет смысла утомлять читателя перечислением этих  названий. Примерно 90% из них такого «бытового» характера. А около 10% - мифологических, сакральных. На Молебном и вблизи его таких хватает: Ойка-Чахль – гора «старик», Эква – Чахль (гора-старуха), хуси-Ойка – зять-помощник, Сампыл-Чахль – одноглазая гора. Один из многочисленных Вижаев (священных рек) и уже упоминаемый Пурлахтым-Сори. Названия разные, сказания, видимо, тоже. Но одна особенность у этих мест есть: посещать таковые места могли только взрослые, достигшие совершеннолетия мужчины, иногда даже в строго определенное время. Иноплеменникам, пришлым, детям, а тем паче женщинам находиться здесь строго возбранялось. Вот такой вот патриархат. Но, как известно, из всякого правила (обычая, в нашем случае) есть исключения. Был объект, куда допускались только женщины.

Вершина Хуси-Ойка в облачной дымке
Вершина Хуси-Ойка в облачной дымке

Есть в окрестностях Молебного одно странное место с необычным названием, и расположено оно вроде бы рядом со стариком и старухой, и в то же время как-то автономно. Невысокое, около 800 м, и небольшое, 3-4 км, плато, в котором нет на первый взгляд ничего примечательного: плоское, каменистое, однообразное какое-то. Хотя, если внимательно присмотреться, можно заметить один-единственный останец довольно оригинальной формы с выразительным названием Пыпка-Нёл. «Нёл» - это понятно: камень. А «пыпка»? Ну как бы это точнее перевести… Хотя внимательный читатель и от русского может воспроизвести нужное слово. Догадались? Ну, да, именно так вы и подумали. В общем, никакой пошлостью здесь и не пахнет. Просто говорящее название – и все тут. На что похоже, так и назвали. Это территория женская и для женских обрядов. Каких? Известно каких – о продолжении рода. Тоже, в общем-то, ничего необычного, если задуматься. Хотя название, конечно, впечатляло.

Панорама Молебного на фоне каньна Большой Тошемки
Панорама Молебного на фоне каньона Большой Тошемки
Причудливые останцы вблизи каньона Большой Тошемки
Причудливые останцы вблизи каньона Большой Тошемки

Хотелось побывать и посмотреть на это столь необычное чудо природы. Не то чтобы мы стремились именно туда. Но так уж получалось, что большая часть наших маршрутов в конце 1990-х - начале 2000-х проходила именно в районе Молебного. И находились мы здесь, как правило, продолжительное время. Помнится, первая наша попытка случилась в году так  1998-м, летом, когда наша группа устанавливала природоохранные аншлаги на границах заповедника «Вишерский». И надо было один из щитов поставить как раз в районе плато. В группе, как водится, только ребята. Отличная июльская погода. Поднимаемся на склон и только собираемся двигаться дальше, как погода преподносит сюрприз в виде невесть откуда налетевших туч и  тумана с противным и нудным дождем. Пытаемся переждать. Однако на склоне становится сыро и холодно. Плюем на все, устанавливаем аншлаг и тут же скатываемся по склону на место стоянки. Ребята смеются: точно, женское место. Вот же тетки, не пускают!

Восточный склон Молебного
Восточный склон Молебного

Следующий год, но уже август месяц. Проходим кольцевым маршрутом через Мойву, Хуси-Ойку и Хомги-Нёл, мимо «старика»  со «старухой» с выходом вновь на Мойву. Ночевка вблизи Пыпки с желанием утром следующего дня подняться к объекту. Все рядом. Все реально, но… Ночью ударяет совсем не летний заморозок, заставляющий нас трястись от холода до утра. Утром все - от ягеля до редких кустарников - в белой изморози. Скаты палатки хрустят от инея. Вода в котле и чашках прихвачена льдом. Красиво, конечно, но мы до того измотаны бессонной ночью, что машем на все рукой и решаем идти дальше. Чтобы не терять времени и силы. Ну бывает, что ж теперь? В конце концов, опять одни мужики. Над мистикой уже начинаешь задумываться.

Северная оконечность Молебного камня. Хребет Хомгинёл
Северная оконечность Молебного камня. Хребет Хомгинёл

Пару лет спустя. Верховья реки Вижай (Свердловская область). Группа на двухдневной дневке. Но теперь среди нас двое девчонок. Часть ребят уходит вниз по Вижаю рыбачить. Остальные на стойбище.

Одно из озер в истоках священной реки - Вижая
Одно из озер в истоках священной реки - Вижая
Священное озеро в истоках Вижая
Озеро хоть и святое, но искупаться-то хочется

Означенная Пыпка в дневной доступности. Решаем втроем сходить. Но подумалось: место-то ведь женское. Начинаем уговаривать наших дам пройтись налегке. Тем более что знаем, что на плато можно найти красивые друзы хрусталя. Это их вроде манит. Но в последний момент решают остаться и дождаться рыбаков с хариусом. Ладно на вас, каждому свое. О дальнейшем, думаю, догадались. Выход на плато и движение к останцу прерывается сильнейшей грозой и полным потемнением неба. Тут уж не до священных мест. Реально страшно. Кто попадал в горах в грозу, тот поймет. Быстрехонько скатываемся вниз и к вечеру оказываемся на своей стоянке. Все довольны. Рыбаки – тем, что поймали много рыбы. Наши дамы – тем, что наелись ее от души. Словом, довольны все, кроме нас.

У подножья священного кургана
У подножья священного кургана

Четвертого раза как-то не получилось. Хотя приходилось быть рядом, но желания уже не возникало. Это у нас не получилось. Но, может, получится у вас? Только дам своих, друзья-туристы, вы уж постарайтесь убедить. И тогда удача непременно вам улыбнется.

Алексей Карцев
г. Чердынь

Читайте также: 

Поддержать «Ураловед»
Поделиться
Класснуть
Отправить
Вотсапнуть
Переслать

Гостиницы Перми

Рекомендации