Салават Юлаев

Салават Юлаев – национальный герой Башкирии, один из руководителей Крестьянской войны 1773-1775 гг., сподвижник Емельяна Пугачёва; поэт-импровизатор (сэсэн). Почему же он так почитается в Башкирии? Потому что это наиболее яркая личность, в истории Башкирии дошедшая до наших дней.  Во все времена неразделимую суть башкирского воина составляла отвага, любовь к лошадям, песне, родным просторам, древним обычаям и священной вере предков. Идеал башкирского народа тех веков – воин-певец. Именно таким и был Салават Юлаев. Но известно о нем немного.

Заговорили о нем в XX веке - на заре русского коммунизма после создания Башкирской Автономной Социалистической Республики (БАССР). Наверное, Салават Юлаев был ярким примером борца из башкирского народа и нужен был пример. Башкирская АССР стала первой автономной советской республикой в составе РСФСР. Но при этом, ссылаясь на нехватку в Башкирии инженерных кадров, отрезали от исконно башкирских земель весь куст южноуральских заводов в пользу Челябинской области: Симский, Усть-Катавский, Катав-Ивановский, Юрюзанский, Саткинский, Златоустовский и их заводские поселки. Это были те земли, за которые воевали Салават Юлаев, его отец Юлай Азналин и их соратники.

Но этот земельный конфликт произошел еще раньше - до рождения Салавата Юлаева. Главное действующее лицо в нем – Шаганай Барсуков, старшина Шайтан-Кудейской волости до 1743 года. Вероятно, его фамилия происходит от слова «бурхык» (в пер. с башк. – барсук) - это прозвище его отца, данное ему за копание шахт и шурфов. Барсук, имея подземное жилище, выкапывает наружу все, что в горе содержится, и дает знать о горных внутренностях. Барсуки и башкиры были в то время главными действующими лицами в области поиска металлических руд. Незлобивый зверь барсук, рудокопщик Бурхык, его сын рудознатец Шаганай и железоделательный Симский завод, расположенный на их землях – это звенья одной «железной» цепи. Возможно, что из-за своего рудокопного подземного дела род Шаганая и его отца Бурхыка получил свое прозвище Шайтан, а та часть Кудейской волости, где они проживали, после разделения стала называться Шайтан-Кудейской волостью.

Не случайно именно заводчик Матвей Мясников вел переговоры об отводе земли под стройку Симского железоделательного завода. И не только потому, что Шаганай легче шел на сделку. Это была вотчинная земля Шаганая и его родственников, им она принадлежала. Юлай Азналин, отец Салавата, с другой частью башкир-вотчинников попытался опротестовать эту сделку по купле-продаже земли, совершенную Шаганаем, но суд не только ему отказал, но и приговорил к штрафу. Именно тогда отношения между семействами Азналы и Шаганая накалились.

Юлай Азналин и Салават Юлаев

Второй конфликт родов произошел в 1771-1772 годах. Старший сын Шаганая был Рысбай, участвовавший в 1762 году в отводе земли заводчикам Симского завода Твердышеву и Мясникову. Юлай Азналин был в боевом походе в Польше и на старшинской должности оставил вместо себя молодого Салавата. Тут то и произошла стычка Рысбая Барсукова и Салавата Юлаева. Видимо, Рысбай не воспринял Салавата на старшинской должности.

Дальнейшие события развивались аналогично известной трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта». Родилось новое поколение, в котором молодые люди из враждующих родов полюбили друг друга, несмотря на многолетнюю вражду, и поженились. Один из сыновей Салавата, женился на дочери Рысбая. Девушка под именем Усиктете с крутым нравом сумела потушить пожар кровной вражды, длившейся без малого целый век.

Биография Салавата

Но вернёмся к Салавату Юлаеву. Устоявшейся датой рождения Салавата Юлаева считается 1752 год (хотя некоторые исследователи говорят 1754 год). Отец Салавата Юлай Азналин был старшиной Шайтан-Кудейской волости Уфимского уезда после Шаганая Барсукова. Волость объединяла нынешние деревни Идрис (Идрисово), Юнус (Юнусово), Алька (Алькино), Шаганаево (ныне Юлаево), и ныне уже несуществующие Текеево и Азналино. Известно, что Салават родился в деревне Текеево и много времени в детстве проводил в деревне своего деда – Азналино. П.С. Паллас в своих путевых записках отметил эту деревню: «Между первых взгорьев нашли мы ручей Кулмяк, у него находится маленькая башкирская деревушка из шести дворов, плотина и крупяная мельница…» Основал её влиятельный вотчинник Шайтан-Кудейской волости Бикбулат Тюкаев (Текеев), участвовавший в сделке по сдаче в оброк на 60 лет земли для Симского завода. В договорной записи по этой сделке упомянуты влиятельные вотчинники, состоящие между собой в родстве: Идрис Девятков, Алка Пулатов (Алексей Булатов), его отец Бикбулат Тюкаев, и другие. Деревня Текеево предположительно возникла в XVII веке при слиянии речек Хары Кундуз и Кускянды, и в 1730-х годах была наиболее известным населенным пунктом в округе, центром волости. Поэтому Юлай и Салават и указали ее местом своего рождения, что было естественным для полукочевого образа жизни башкир того времени.

Деревня Азналино. Художник А.Т. Загидуллин, 1992 г.
Деревня Азналино. Художник А.Т. Загидуллин, 1992 г., холст, масло

Известно точно, что мать Салавата была дочерью муллы и была образованной женщиной. Своих детей она с ранних лет обучала грамоте. Возможно из-за того, что Салават научился рано читать и писать, он рано начал сочинять стихи. До наших дней дошло около пятисот поэтических строк, написанных Салаватом Юлаевым. Глядя на отца, на его непримиримую борьбу с несправедливым расхищением башкирских земель, это оказало на Салавата Юлаева большое влияние. Салават впервые поднял башкирское поэтическое слово как острое оружие борьбы за светлую жизнь. Башкирский народ мечтал видеть у себя не только батыров с мечом, но и поэтов с пером в руке. Неудивительно поэтому, что он признал в легендарном Салавате и своего национального поэта.

Потом был конфликт с родом Шаганая. Подлило масло в огонь и без того кровной вражды родов нарушение царскими властями некоторых условий договоров (захват вотчинных земель, увеличение налогов, уничтожение самоуправления, принудительная христианизация и др.). И это неоднократно приводило к возникновению башкирских восстаний. И вот, жажда свободы, справедливости привели Салавата в ряды повстанцев.

В ноябре 1773 года Салават Юлаев добровольно перешел на сторону Емельяна Пугачева. Всего год находился он в пугачевском войске, но навсегда вошел в историю России. Когда Салават появился перед Пугачевым, ему было всего 19 лет. Юный башкирский воин быстро завоевал доверие, и в декабре 1773 году Пугачев произвел Салавата в полковники, в июне 1774 - в бригадиры (генералы). Салават участвовал в 28 сражениях, был трижды тяжело ранен. После поражения восстания и ареста Пугачева продолжал борьбу против правительственных войск, но 25 ноября 1774 был взят в плен, судим и сослан в крепость Рогервик на Балтийском море (ныне город Балтийск (в пер. от эст. – Палдиски) в Эстонии), где пробыл 26 лет до своей смерти в 1800 году.

Картина Допрос Салавата Юлаева
Картина "Допрос Салавата Юлаева"

17 марта 1775 года российская императрица Екатерина II объявила манифест, предавший пугачевский бунт «на вечное забвение и глубокое молчание». Родные деревни сподвижников Пугачева уничтожались карателями, среди них были Текеево и Азналино. Были переименованы все места, связанные с этими событиями, река Яик переименовалась в Урал. Восстание Пугачёва стало последним массовым крестьянским и казацким восстанием в России вплоть до начала XX века. Но память о Салавате Юлаеве у башкирского народа вырвать не удалось.

Память о Салавате Юлаеве

Долгое время даже неизвестно было, где родина Салавата Юлаева. Краеведы, опросив старожилов, изучив исторические материалы и старые карты, записали шежере (родословная, летопись) рода Салавата Юлаева и установили место расположения деревни Текеево (Текей), в которой родились Салават и его отец Юлай. Текеево находилось при слиянии речек Кускянды и Хары Кундуз. В 1936-1938 годах в чистом поле на родине Салавата был построен новый райцентр – Малояз (по имени ближайшей речки). Район активно развивался, жизнь в районе стала налаживаться, колхозы и совхозы получали хорошие урожаи. Начали строиться новые дома, школы, клубы, детсады, дороги. Именно тогда, в предвоенные годы, начали строить дорогу Кропачево - Месягутово. Её проложили по старинному Сибирскому тракту времен Екатерины II, тянущемуся из Москвы через Уфу и Екатеринбург в сибирские города и каторги.

Местность деревни Текеево. Худ. А.Т. Загидуллин, 1991 холст масло
Местность деревни Текеево. Художник А.Т. Загидуллин, 1991 г., холст масло

22 июня 1941 года было воскресенье, в райцентре начался Сабантуй. Но праздничное настроение людей вскоре омрачилось сообщением о том, что фашистская Германия без объявления войны напала на Советский Союз. В стране была объявлена всеобщая мобилизация. Вся тяжесть тыловой работы в районе легла на плечи стариков, женщин и детей. В последующие годы все становилось труднее и труднее. Весь выращенный хлеб отправляли на фронт, не отставляя даже на посадку.

В 1943 году произошел коренной перелом в ходе войны. Государство предприняло ряд дополнительных мер для усиления патриотического воспитания бойцов и тружеников тыла. Тогда и вспомнили о национальных чувствах башкир, о традиционном боевом духе, не раз проявленном ими в тяжелые для родины дни. В войсковых частях в периодах затишья между боями демонстрировали фильм «Салават Юлаев» с Арсланом Мубаряковым в главной роли. Бойцы видели на экране свою родину, ощущали боевые традиции предыдущих поколений, патриотические чувства переполняли их. Не забывали и о тружениках тыла. В 1943 году в целях увековечения памяти национального героя башкирского народа Малоязовский район был переименован в Салаватский, и с тех пор он с честью носит имя славного батыра.

Фильм Салават Юлаев
Кадры из фильма "Салават Юлаев"

После войны в 1952 году Башкирский обком ВКП(б) решил провести юбилейные мероприятия, посвященные 200-летию со дня рождения Салавата Юлаева, и это было неожиданно для общественности. Реальная ситуация была просто удручающей. Даже место проведения юбилейных торжеств вызывало споры. Еще не было установлено место рождения Салавата. Дело в том, что в протоколах допроса Салавата и Юлая указано, что оба они родились в деревне Текей. Некогда деревня с таким названием существовала на территории Салаватского района при слиянии речек Хары Кундуз и Кускянды, но была сожжена карателями в далеком 1774 году. Деревня с похожим названием Тикей сохранилась до наших дней на территории современного Иглинского района возле Уфы у трассы М5 «Урал». До пугачевского бунта Юлай был старшиной на территории, входящей и в Шайтан-Кудейскую, и в Кубовскую волости. Деревня Тикей относилась к Кубовской волости и на этом основании руководство Нуримановского (на момент 1952 г.) района заявило свои претензии на право считаться родиной Салавата. Но кроме схожести в названии, ничто не связывало деревни Тикеево с Салаватом Юлаевым. Позже было доказано, что именно в Салаватском районе находится родина Салавата и Юлая.

Памятник Салавату Юлаеву в Малоязе
Памятник Салавату Юлаеву в Малоязе

В том же 1952 году в Уфе и Малоязе установили бюст, созданный Тамарой Нечаевой. Работая над образом, Т. Нечаева создала много скульптурных набросков с натуры, выполнила ряд этюдов с художника А. Лутфуллина и артиста А. Мубарякова, который после успешного исполнения им роли Салавата в фильме «Салават Юлаев» стал олицетворением национального героя. Народный артист СССР Арслан Мубаряков родился в 1908 году, значит в 1951-1952 годах, когда скульптор работала над бюстом, ему было 43-44 года. Салавату Юлаеву в годы его боевой деятельности было всего 20-22 года. Бюст представлял собой лик мужчины, возраст которого ровно в два раза превышал возраст героя. В два раза! И это не могло не бросаться в глаза людям, знавшим историю Салавата Юлаева. Это, конечно, является главным недостатком скульптуры. К сожалению, «мубарякизация» Салавата, заложенная Т. Нечаевой, стала не лучшей традицией. В последующих скульптурных и художественных изображениях Салавата стали представлять сорокалетним мужчиной. Таков, например, Салават в известной скульптуре, сотворенной С.Д. Тавасиевым и установленной в Уфе на крутом берегу реки Белой.

Памятник Салавату Юлаеву в Уфе
Памятник Салавату Юлаеву в Уфе

Но большая нелепость произошла при проведении мероприятий, посвященных 200-летию Салавата Юлаева, был совершен исторический подлог - деревню Шаганай, основанную одним из знатных башкир того времени Шаганаем Барсуковым, всю жизнь верно служившим царской власти и кровному врагу Юлая Азналина, переименовали в Юлаево, назвав именем повстанца Юлая Азналина. Установлено, что Юлай Азналин никакого отношения к деревне Шаганай не имел и никогда там не жил.

Памятник в Юлаево (бывшее Шаганаево)
Памятник в Юлаево (бывшее Шаганаево)
Юлаево (бывшее Шаганаево)
Юлаево (бывшее Шаганаево)

В месте, где когда-то находилась деревня Текеево, в 1960-х годах учитель географии из близлежащей деревни Алькино Тархан Загидуллин вместе с детьми из своего краеведческого кружка сложил здесь из кирпичей памятный обелиск. В то же время начал образовываться на общественных началах музей. Естественно, музей никак не финансировался и держался на энтузиазме. Популярность школьного музея в деревне Алькино росла, увеличивалось количество экспонатов. Сюда стали привозить гостей, интересовавшихся судьбой Салавата. Тогда руководством района было принято решение о размещении музея в районном центре. Количество посетителей еще больше возросло за счет экскурсий отдыхающих из санатория "Янган-Тау", туристов, проплывающих по Юрюзани, школьников, студентов. Тогда созрело решение о строительстве отдельного здания для Музея Салавата Юлаева.

Памятник Салавату Юлаеву в Текеево

Закладка первого камня Музея Салавата Юлаева осуществилась в 1984 году. Но вскоре в стране начались великие преобразования и строительство приостановилось. Ну как можно было смириться с тем, что на родине героя все еще нет музея? Позже нашлись спонсоры. Немного переделали проект здания, и стройка продолжилась. В архитектурном решении музея стали доминировать классические формы. В основу композиции заложена конструкция башкирской юрты. Центральная часть здания стала поддерживаться слева и справа шестью арочными проемами под скульптуры. Первоначально предлагалась тема «Сподвижники Салавата Юлаева: Кинзя Арсланов, Юлай Азналин, Кинзафар Усаев и другие». Но не было никаких сведений о физическом облике этих людей. Тогда возникла идея создать скульптуры-символы. Композиция скульптур приобрела аллегорическое звучание: «Борьба», «Призыв», «Победа, «Прощание», «Песня» и «Память». Этими шестью образами описывается жизненный путь Салавата Юлаева.

Скульптуры Борьба, Призыв, Победа
Скульптуры Борьба, Призыв, Победа
Скульптуры Прощание, Песня, Память
Скульптуры Прощание, Песня, Память

Открытие музея состоялось 15 июня 1991 года. С вступительным словом к собравшимся обратился Риф Xайруллович Вахитов - человек, на плечи которого легла вся тяжесть организаторской работы по созданию музея:

«Наш современник Мустай Карим о нашем батыре пишет: «Чем же все-таки объяснить, что в течение двух столетий Салават остается первым башкиром, превратившись в символ своей нации? Видимо, прежде всего, его человеческая личность соответствовала требованиям того времени и тех событий. Соединение в нем двух качеств - поэта и воина - отражало духовный облик самого народа. И поэтому не удивительно, что его славное имя живет в сердцах соплеменников. Оно стало нарицательным, означая высокий смысл любви и верности своему народу, своей Родине».

Музей Салавата Юлаева в Малоязе
Музей Салавата Юлаева в Малоязе

Музей Салавата Юлаева – историко-биографический музей. Шесть экспозиционных залов рассказывают о национальном герое башкирского народа - Салавате Юлаеве. Экспозиция музея рассказывает о судьбе поэта Салавата Юлаева. Представлены предметы убранства башкирские юрты, одежда, орудия труда, утварь; выделены седло и сабля, по преданию, принадлежавшие Салавату. Экспонируются материалы, раскрывающие причины присоединения башкир к Е. И. Пугачеву, отражающие этапы Крестьянской войны 1773-1775 годов.

Адрес музея: 452490, республика Башкортостан, Салаватский район, село Малояз, ул. Советская, 61-а.

Телефон +7 (34777) 2-13-69.

Режим работы с 9:00 до 17:00, выходной – понедельник.

В музее Салавата Юлаева
В музее Салавата Юлаева

Еще одно условное увековечивание Салавата Юлаева есть на гербе Башкортостана. На гербе изображен памятник Салавату Юлаеву, который находится в Уфе, на фоне восходящего солнца. Ниже на гербе изображено соцветие курая, из которого делали башкирский духовой инструмент и на нем наверняка умел играть Салават. Однако, памятник в Уфе, и на гербе изображена не конкретная личность. Ведь считается, что на гербе нельзя указывать конкретную, пусть и героическую личность. Памятник Салавату Юлаеву — обобщённый образ джигита-воина, борца за свободу и справедливость, он символизирует дружбу и единение народов Башкортостана.

Герб Башкирии

По материалам книги Радика Вахитова «Помним тебя, Салават!», 2011 год

Алексей Кухтин

Читайте также: 

Поддержать «Ураловед»
Поделиться
Класснуть
Отправить
Вотсапнуть
Переслать

Гостиницы Перми

Рекомендации