Распутин в Прикамье. «Лешая судьба» России

Отношение к фигуре Распутина в придворном, великосветском обществе  того времени – это своего рода индикатор подлинных человеческих ценностей, истинной веры в царя-батюшку и, бери выше, в саму Русь. Приведем такой пример. Великий князь Михаил Александрович Романов также оказался втянут в хитросплетение вокруг «святого старца».

По воспоминаниям приближенных к царскому двору, великий князь понимал, как трудно приходится его венценосному брату. В последние годы войны (1-й мировой), назначенный генерал-адъютантом, бывший командир Туземной или «Дикой» дивизии Михаил Романов стал заговаривать о необходимости политических реформ, а также о том нежелательном резонансе в народе, которое имеет приближение ко двору Распутина. По свидетельству Дм. Абрикосова, друга семьи великого князя, во время одной беседы Михаил недвусмысленно сказал Николаю, что если он «не приструнит Александру Федоровну и не избавится от «старца», ничего хорошего не ожидает».*

*Цит. по книге: «Михаил и Наталья. Жизнь и любовь…» Р. и Д. Кроуфорд. – М., 2008.

У Михаила даже сложилось  впечатление, что «Николай безразличен к своей судьбе, оставляя все в руках Божьих, но, под влиянием Распутина, Бог приобрел странную форму». (Там же).

«Бог приобрел странную форму…» Говорились эти слова с выражением полного отчаяния на лице. Естественно, такая позиция стала известна царице, и бесследно для Михаила  Романова и его супруги это не прошло…

Влияние Распутина ощущалось в те годы не только в столице, но и в пермской глубинке. События, произошедшие на Урале, позволяют нам взглянуть на феномен Распутина с новой, неожиданной стороны…

Григорий Распутин
Григорий Распутин

Для многих это - фигура одиозная, но при всем при этом неординарная. Как показывают многочисленные свидетели, Распутин пользовался гипнозом, обладал пророческим даром. И лечил цесаревича, больного гемофилией. С этой целью он  приезжал в 1914 году и в город Пермь, к местному изобретателю чудодейственной электролитной воды.

И мало кто знал, что свой первый духовный опыт Григорий Новых (в будущем Распутин) обретал здесь, в монастырях Пермской губернии. Было это еще в начале века. А перед первой мировой войной Григорий вновь зачастил в Верхотурский монастырь. Жил там в скиту инок Макарий. Как вспоминает пермский губернатор тех лет И.Ф. Кошко, схимник тот производил впечатление слабоумного, но, должно быть, очень по природе ласкового и доброго человека. Речь его была каким-то набором слов без смысла, в ко­тором его поклонники находили что-то вещее. При этом отсутствие малейшей тени аффектации и кривляния: «какое-то милое неосмысленное дитя». Любил он очень кур, развел их у себя на заимке целый птичий двор и с птицей разговаривал, причем она, казалось, понимала его речь. Поклонники схимника видели и в этом доказательство его праведности.*

* Кошко И.Ф.Воспоминания губернатора. – Екатеринбург, 2007. В мемуарах Ивана Францевича Кошко также объясняются причины его быстрой отставки в 1914 году, чему поспособствовал, якобы, тот же злопамятный Распутин, отомстивший пермскому губернатору за невнимание к своей персоне.

Старец Макарий у своей кельи. Фото С.М. Прокудина-Горского, 1909 г.
Старец Макарий у своей кельи. Фото С.М. Прокудина-Горского, 1909 г. 

Так вот, Распутин, по воспоминаниям губернатора Кошко (которому все о «старце» доносили), просто «вцепился в этого схимника и стал его эксплуатировать в каких-то своих темных целях». Он возил его даже однажды в Петроград, во дворец к царице. Епископ Екатеринбургский и ирбитский Митрофан относился к Распутину отрицательно, и он приказал архимандриту монастыря «прекратить ухажи­вание» за Распутиным. Приказание было испол­нено. В отличие от Митрофана,  еписко­п Пермский Палладий выезжал на вокзал для встречи «старца».

Уместно вспомнить о позиции великой княгини Елизаветы Федоровны, чье духовное паломничество по уральским монастырям пришлось на июль 1914 года. Она  относилась к Распутину тоже критически, но  советовала близким «избегать всякого шуму в связи с этим челове­ком». Понятно почему:  чтобы не давать лишнего повода осуждать царские особы.

«Что же такое был Григорий???»

Пермский летописец В.Н. Трапезников в 1915 году сделал такую запись:

«Председатель казенной палаты Н.А. Ордовский-Танаевский, ярый черносотенец, всегда встречал и угощал проезжавшего через Пермь Григория Распутина, царского старца. За это Распутин  обещал Танаевскому добиться повышения его по службе и, действительно, добился, известив его об этом безграмотной телеграммой:  «Я доспел тебя в тобольские вице-губернаторы».

Летописец ехидно замечает, что Распутин взял Танаевского «к себе», так как сам жил в селе Покровском Тобольской губернии. Но кто-кого «доспел» в той ситуации, тут дело темное…

…Летом 1913 года, отправляясь в отпуск по европейским городам, управляющий Пермской казенной палатой Николай Ордовский-Танаевский даже не предполагал, что полноценного отдыха у него не получится. Уже по дороге, в Берлине, в русском посольстве ему передадут пакет из одного серьезного петербургского ведомства. В пакете  содержалась просьба выполнить два конфиденциальных поручения.

Пермскому чиновнику предлагалось проехать вдоль границы Германия-Россия, хотя бы частично, и затем высказать в Петербурге свое мнение, как бывшего военного, готовится ли Германия к войне. Другое поручение носило также конфиденциальный характер, хотя касалось уже российского подданного: по возвращении из Европы проехать в Тобольск, побеседовать со своими бывшими сослуживцами, родственниками (там Ордовский-Танаевский служил около пяти лет), с целью «обследовать вопрос о Григории Распутине и его отношении к женским монастырям в самом Тобольске и Екатеринбурге». И Ордовский-Танаевский, по тогдашней бюрократической  иерархии - третье лицо губернии (после губернатора и вице-губернатора), не смел отказаться от такой  вежливо высказанной просьбы. Он выполнил это практически агентурное задание. По первому вопросу суть его доклада свелась к следующему выводу: да, Германия готовится, и при этом – к быстронаступательной войне. По поводу Распутина управляющий палатой также составит свое мнение, не очень-то лицеприятное для «святого старца», чье влияние в   царском дворе все возрастало, настолько, что о простом мужике из  Сибири начали писать зарубежные издания. Мнение  свое Ордовский-Танаевский выскажет прямо, но в осторожных тонах. Тогда он даже не мог и подозревать, насколько тесно «срастется» его имя с фамилией всесильного «старца»…

Анализируя смутную ситуацию межвременья, историки частенько будут связывать двух исторических деятелей. Считалось, что не кто иной, как Распутин поспособствует тому, что Ордовский-Танаевский станет в 1915 году начальником его родной Тобольской губернии. Но почему-то от этой протекции, однако, высокопоставленный чиновник станет открещиваться всю жизнь, как черт от ладана. Старательно опровергает он свое близкое знакомство с Распутиным и в  «Воспоминаниях». Ордовский-Танаевский умрет в эмиграции в 1950 году, пребывая в монашеском сане.*

* Ордовский-Танаевский Н.А. Воспоминания. Жизнеописание мое. – М.,СПб, Каракас, 1993.

Сериал Григорий Р., в роли Распутина Владимир Машков
Сериал "Григорий Р.", в роли Распутина - Владимир Машков

Был  любопытный случай, произошедший во время аудиенции при царском дворе. Ордовский тогда еще служил в Перми. Императрица сказала:

«… Государь подумает, куда вас взять. Мы окружены лжеца­ми, изменниками, думающими лишь о себе и о собственных вы­годах. Вы - счастливое исключение, нам известно, что в 1912 и в 1915 годах вы пренебрегли громадными окладами и спокойной службой, не боясь клички "Распутинец"!

На склоне долгой своей жизни, вспоминая  годы, когда вся российская империя «кипела», бывший тобольский губернатор Ордовский-Танаевский писал: «…Смерть-убийство Распутина только подлило масла в огонь. По сию пору я ставлю вопрос себе: что же это такое? Ведь он же (Распутин) постоянно говорил:

- Умереть я бы готов за Царя и Царицу, а только если убьют, хуже будет.  Ах, ах, надо кончать войну, хотя бы изменив союзникам. Англия всегда предавала, предаст и теперь!

Что же такое был Григорий???...»

Возьмем упомянутый выше эпизод с поздравительной телеграммой, которую прислал Распутин на адрес Ордовского-Танаевского: «Доспел тебя губернатором». Процитировав ее, сам Ордовский в мемуарах добавляет в досаде:

«- Ну, вот, еще не хватало. Дурак. Ты-то при чем?!»

И в самом деле: Николай Александрович давно знал от высших сановников, что находится в резервном списке на должность не меньше губернатора. И все же без «слова поддержки» со стороны Распутина здесь не обошлось. Во всяком случае, в этом были уверены и губернатор Кошко, и бывший директор Департамента полиции Белецкий. Встречи, контакты Ордовского-Танаевского с Григорием действительно происходили нередко.

Интенсивность  этих контактов можно объяснить одним: Николай Александрович, побывав, и не раз, на аудиенциях в царской семье, выполнял августейшую просьбу (со стороны императрицы Александры Федоровны). Не смел отказать, а может, считал своим долгом выполнить эту просьбу, суть которой вот в чем:  контролировать, «стреноживать», держать под присмотром Григория Ефимовича. «Старец» был необходим, так как умел облегчать боли, страдания наследника-царевича. 

В то время распутинские  телеграммы, автографы стали в России притчей во языцех. Иллюстрированный журнал «Искры», выходивший в  столице, поместил в 1912 году в №10 фотопортрет Григория Распутина во всю  первую страницу с таким автографом  (орфография сохраняется здесь и далее):

«Наша жизнь во Хрисьте».

В короткой фразе было четыре ошибки в трех словах, одна из них  исправлена самим Григорием.

Газета Искра с портретом Распутина
Распутин. Наша жизнь во Христе. "Искры", 1912 г.

В книге «Святой черт» С. Труфанова, бывшего иеромонаха Илиодора, приведен  такой распутинский автограф:

«незаботь сибя бог видить григорий».

Уже сама внешность «старца» была примечательна. Вот каким виделся он иеромонаху Илиодору:

«Самый форменный, грязный, корявый русский мужик, 48 лет. Сильная воля дала ему возможность повернуть от разгульной жизни к подвигам поста и молитвы. Сначала этими подвигами, а потом крайним половым  развратом он утончил свою плоть и довел нервы  свои до высшего предела колебания…

Распутин – пророк, прозорливый, натура – сильная духом, экзальтированная, глубоко чувствующая и проникающая в души других…»

«Кака-то стерва пырнула меня ножом…»

Уральским страницам кипучей деятельности Распутина уделено немного внимания. Между тем, в Пермской губернии, в Верхотурском монастыре и собственно в Перми произошли  важные события, связанные с царской семьей.

…В конце июня 1914 года  Григорий выехал из Петербурга в свое Покровское. Двинул с большой помпой, в окружении поклонниц, уверовавших в него как в «блаженного» и «святого». На пути в сибирские просторы – приятная остановка в Перми. Местный епископ Палладий, как недобро писал о нем летописец В. Трапезников,  «…желая  снискать благоволение всесильного старца и чтобы получить кафедру повыгоднее, устроил ему торжественную встречу в парадных комнатах вокзала». (Случайно или нет, но спустя месяц  после этого приема епископ Палладий действительно получил кафедру в Саратовской епархии).

Но у «старца» Григория  была в Перми еще одна цель – он хотел получить у местного изобретателя  Г.И. Кобяка электролитную воду. Распутин пытался лечить единственного наследника царского трона, царевича Алексея, больного гемофилией.

Дом, в котором жила семья Кобяка в Перми
Дом на Обвинской, где жила семья Кобяк

 Изобретатель оказался скромным человеком. Посмотрите, как сам Георгий Игнатович объяснил неожиданному гостю свое открытие:

- Мне удалось, благодаря знакомству с химией и специальным работам с аккумуляторами, приготовить препарат с обильным содержанием кислорода и озона.  Препарат постоянный по составу, весьма стойкий, не утрачивающий свойств и при продолжительном хранении… Моя вода – это средство по преимуществу  натуральное, естественное и потому для организма безвредное.*

*В.Гладышев. Изобретатель «живой воды».//Местное время, 1996 №122.

Сотрудничества с изобретателем у «старца» в итоге  не получилось. Хотя несколько бутылочек воды он увез с собой. «Для пробы».

Кобяк Г.И.
Кобяк Г.И.

Георгий Кобяк  после начала войны выедет на фронт, будет налаживать лечение своей водой раненых русских воинов. В  фильме «Агония» есть сцена с освящением бутылок с  водой «для наших героев». В этой сцене поражает то, что предприимчивые дельцы в погоне за прибылями не гнушались ничем, они обратились за благословением к Распутину. А самого изобретателя оттерли в сторону…

Но возникает  еще один вопрос: почему пермские газеты не осветили столь заметное событие – визит Григория Распутина?  Все дело в том, как нам кажется, что в то время газетчики специально дезинформировали читающую публику, давая неверные сведения о маршрутах поездок Распутина. Этот трюк  раскусил еще  бывший его дружок, а затем ярый его враг отец Илиодор – Сергей Труфанов. Оснований для запутывания следов у «старца» было к тому времени больше чем надо.  Ну, а поскольку Г.И. Кобяк сам был  редактором, то у него, надо полагать, были возможности не допустить ненужной огласки.

Кобяк Вера Константиновна с детьми, 1915 г.
Кобяк Вера Константиновна с детьми, 1915 г.

Тем же летом 1914-го, когда Григорий проследовал через Пермь в родное Покровское, он был тяжело ранен Хинонией Гусевой, бывшей его поклонницей, которую «старец» совратил, изгоняя из нее беса. Женщина эта решила отомстить за все. Выследила и, улучив момент, ударила его ножом.

Распутин, имевший необыкновенно живучий организм, в тот раз  выкарабкался. Царица посылала  в Тюмень, где его лечили, своего врача.  «Высочайшие» телеграммы летели к «старцу».

Телеграмма в столицу от самого Григория была такой:

«Кака то стерва пырнула меня ножом, но с Божьей помощью остался жив».

А эта «стерва» с проваливающимся носом (заболела сифилисом), преследовала Гришку по всей России. И настигла. Все могло произойти в Перми, но там Распутин, как мы знаем, не задержался. Теракт случился в Покровском…

* * *

Григорий Распутин  стал необыкновенно знаменит в то время, когда молодая Анна Ахматова, как раз обдумывавшая "трагический балет" или либретто "фильмы" для Дягилева, писала: 

«Я не поручусь, что там, в углу..., не клубится борода Распутина, в глубине залы, сцены, ада /не знаю чего/ временами гремит не то горное эхо, не то голос Шаляпина».

Оказывается, и поэт, спустя десятилетия,  не представляла начало ХХ века без образа хироманта или Распутина,  без "лишней тени" - "во фраке и хромает, показывает всем их будущее"...

Слом эпох предстает перед нами в этом незавершенном замысле, в наброске поэта почти угадывается булгаковский Воланд. Да что поэт! Видный октябрист, бывший председатель Государственный Думы М. В. Родзянко в своих мемуарах предлагал считать убийство Григория Распутина 17 декабря 1916 года переломным событием и даже началом второй  революции.  То есть,  не  Февральская, а Декабрьская революция должна фигурировать в бурной российской истории!..

Жизнь этого человека на верху, вблизи царской семьи обросла самыми невероятными слухами и расписана на все лады.  Гораздо меньше известно о том, что предшествовало столь фантастическому возвышению темного мужика из далекой сибирской деревни.

По одной версии, самой распространенной, Распутин ушел из родного села Покровское Тюменского уезда после того, как был избит односельчанином, у которого пытался украсть лошадей.  После чего Григорий и стал странником... Он  отправился в Верхотурский монастырь  Пермской губернии, на богомолье.  А землякам паломник заявил: «За отца пойду, он дал обет пешком дойти до святых мест,  угодникам поклониться,  да стар, не можется ему. А я схожу...»

О Распутине в немецком журнале
О Распутине в немецком журнале

А вот как объясняет свое неожиданное прозрение сам Григорий:

«Вся моя жизнь была болезни.  Вот что более /всего/ толкнуло меня на новую жизнь. Киевские сродники  исцелили,  и Симеон Праведный Верхотурский дал силы познать путь истины и уврачевал болезнь бессонницы...»

Верхотурский Николаевский монастырь в ту пору был славен на всю Расею, сюда стекались, бывало, до 50 тысяч богомольцев. Здесь было издревле намоленное место, здесь особо почитались мощи святого Симеона Верхотурского.

Кроме того,  поговаривали, что Распутин многому научился у верхотурских монахов, в том числе искусству гипноза, заговоров. Известен и такой факт: один из местных священников привил оспу своим детям раньше многих иноземцев.

Здесь всегда  жило очень много знахарей, и вообще Верхотурье слыло центром ведунства и метеорологии,  или,  как ныне это называют, средоточием мощного благотворного биополя.

…И представьте себе, в первый же день пребывания в столь благословенном месте я случайно очутился в сильном биополе  какого-то  неизвестного сражения. На  старом  подвесном мосту через Туру наткнулся на листовку с таким зазывным заголовком:

"Биоэнергетики, добрые колдуны и экстрасенсы приглашают!"  А далее  они как бы рассказывают о своих методах: "...Особенно нам легко работать с детьми, с их чистыми и открытыми душами,  мало защищенными от восприятия той бесовской энергии,  которую мы получаем из космоса,  и которую не в состоянии держать в себе... Если же дети после наших сеансов вскорости станут  исчадием зла и горем для родителей - это уже ваши проблемы... Мы не можем не "лечить", так как уже сами рабы духов зла..."

Теперь вы поняли, дорогие читатели, почему листовка - это не рассказ, а как бы рассказ о "передовом опыте" верхотурских ведунов?  Перед нами -  ловко написанная обманка, разоблачающая шарлатанов, которые, оказывается, околпачивают  народ. И околпачивают, якобы, с благословения церкви.

У того самого покачивающегося моста мы провели опрос местных жителей, пытаясь выяснить происхождение культа Распутина  в Верхотурье.

Вот самые типичные и красноречивые ответы.

- Он был  божий  человек,  и  крепость  духа своего почувствовал именно здесь, потому что в Верхотурье не сильное биополе,  как пишут ныне,  а сильная благодать вокруг монастыря. /Сергей, фотограф, 40 лет/.

- Конечно, охальник  был, кто  ж еще?!.  В  ванной  с  царицей купался.../После этих слов 70-летняя бабка /!/ нецензурно выругалась/.

- Кем был - не знаем. Только на водке видели, на бутылках. /Пацаны, купавшиеся в Туре/.

- Сейчас им гордиться начали,  хотя нам-то вбивали в голову, что Распутин своей фамилии соответствовал. У нас в школе милиции был преподаватель,  которого мы звали "Распутин". И вовсе не из-за его бороды /сейчас и нам можно ее отпускать, не возбраняется/. Просто этот преподаватель сказал нам, что - родственник Григория Распутина, дальний, конечно.  Если, говорит, не верите, приезжайте потом ко мне в Нижний Тагил, докажу  документально. /Анатолий,  милиционер, которому в день нашей встречи как раз стукнуло 34.../

Свое небольшое исследование я продолжил затем в стенах монастыря. Казаки, несущие  здесь службу, - всего этих охранников около десятка – те горой за Распутина.  Еще бы: тогдашний настоятель уважал знаменитого "старца". Его высокопреподобие - так следует обращаться к игуменам – явно провел со служивыми урок политграмоты.

С игуменом (на сегодня уже бывшим: попал в немилость, переведен в другое место)  мы беседовали в его полутемных покоях.    Энергии игумену не занимать, монастырь  возрождался  быстрыми темпами.  Даже выпускали свою газету,  "Монастырский благовест",  тиражом 5 тысяч экземпляров (!). Темперамент у настоятеля-журналиста был бойцовский.

Первым делом он спросил у меня, читал ли я книгу Олега Платонова о Григории Распутине.

- Вы почитайте, почитайте, очень полезно будет узнать, как большевики и революционеры разные старались оклеветать божьего человека.  И им  это почти удалось, столько нагородили, тьфу! А Распутин был нормальным человеком, с очень сильными способностями.  И никакой он не блудник, разве стала  бы царская семья так за него держаться?  Он же единственный, кто способен был помочь наследнику Алексею, это вы знаете? И вылечил бы, если б не война да не  смутьяны-заговорщики  разные.  В Верхотурье Распутин построил дом для царской семьи (который сгорел несколько лет назад – В.Г.). В 14-м году должны были привезти сюда Алексея, да не вышло вот, вся история по-другому повернулась...

Близость "временщика"  к  царской  семье  истолковали,  как  известно, по-иному, не  без помощи самого Григория Новых - эту фамилию он получил  по указу Николая II.  И пошли гулять скабрезные карикатуры и стишки типа: "Царь с Егорием, царица с Григорием". ("Егорий" - значит Георгиевский крест).

В той нашей беседе о Распутине настоятель  признал,  правда,  что "впадал в прелесть мужик", что было, то было,  но ведь важно,  как поборол себя человек.  В  Верхотурском монастыре мне встретился человек, который придерживался диаметрально противоположной точки зрения на "старца" Григория.  Звали его отец  Пантелеймон,   архивариус и одновременно заведующий монастырской библиотекой /4 тысячи томов/. На момент нашей встречи он заочно учился в Екатеринбургском филиале Российского богословского университета.

- Мне кажется, надо опираться прежде всего на православные  авторитеты, сказал  о. Пантелеймон.-  Я обобщил многие мнения  и пришел  все же  к отрицательному заключению. Распутин хотел быть тем, кем не был, он находился в прелести, в духовном  самообмане.  Ему сильно вредило то,  что не имел духовного руководства.Здесь, в Верхотурье он, может, и был Божьим человеком. Его есть за что уважать, действительно,  он  много помогал верующим.  Последний раз он побывал у нас,  кстати, осенью 1916 года, незадолго до гибели. А когда с ним  произошла  "духовная катастрофа",  как сказал о Распутине святой человек Иоанн Кронштадский - не знаю. Вообще, это длительный процесс...

Среди православных авторитетов,  на которых ссылался о. Пантелеймон, были епископ Феофан, дивеевские старцы, Елизавета Федоровна Романова и другие…

Мой знакомый именинник, старший лейтенант милиции Анатолий доверительно сообщил мне еще, что никакого такого биополя в Верхотурье нет. А если и что и существует, то, как и на всем Урале, который является местом энергетического разлома. Целители есть, и лечат травками, но, верхотурцы с большей охотой сходят в тайгу за кедровыми шишками. Таким способом  можно «озолотиться».

- Во всяком  случае, на понижение преступности местное биополе почему-то повлиять не может, - заметил старлей...

Платонов хоть и друг /чей-то/, но Истина дороже

С новыми публикациями писателя О. Платонова о Григории Распутине я познакомился позже, уже по приезде из Верхотурья.  Много новых фактов и версий… Писатель задается  целью реабилитировать Распутина на все сто процентов,  но это, как выясняется, непосильная задача. И еще автору, как нам кажется, мешает его одержимость в поисках масонских антирусских сил. 

По Платонову получается, Григорий Ефимович совершенно непогрешим, а во всем виноваты  враги  православия,  радикалы  из левых и карьеристы из правых кругов.  Происками завистников он объясняет даже свидетельства священников. Нет, не отца Илиодора /Труфанова/, написавшего нашумевшую книгу "Святой чорт" (так писалось это слово в дореволюционной транскрипции) мы имеем в виду в данном случае.  Эту личность  мы трогать не будем, репутация у него действительно подмоченная.

Платонов пытается попросту отмахнуться и от таких документов, как дело Тобольской консистории 1907 года. В нем,  в частности, мы находим не голословные подтверждения того,  что "впадал в прелесть" Григорий -  например, хлыстовства,  одной из сект, которых сегодня отнесли бы к тоталитарным. Читаем:

«...Распутин из  своей  жизни  на заводах Пермской губернии вынес знакомство с учением ереси хлыстовской и ее главарями...»

Чаще всего система доказательств "адвоката" Платонова строится по такому принципу: положительные отзывы и факты берем, а "хулу" - не замечаем. Читатель узнает, что сам глава правительства Столыпин приглашал Распутина помолиться за свою дочь,  раненную во время покушения на премьер-министра. Но это было в 1907 году, и можно понять отцовские чувства. О том, что  председатель правительства, изучив все донесения, раскрывающие с разных сторон личность "старца",  уверится в его опасности и даже решится доложить об этом Николаю II - об этом мы из книги не узнаем.

Забавно платоновские  читать расследования того, пил ли  Григорий  Ефимович или не  пил, целовал своих последовательниц или как целовал,  мылся с ними в бане или отдельно от них, бузил в ресторане или нет... А задаться бы автору вопросом: зачем вообще "старцу" ходить по ресторанам?

Нет, пожалуй, объяснение "прелести" и духовной катастрофы Распутина кроется в метком народном замечании: никто человеку не способен навредить так, как он сам...

Жерар Депардье в роли Распутина
Жерар Депардье в роли Григория Распутина

Истоки терроризма

Отношение к фигуре «святого черта» у большевиков всегда было отрицательным. Довольно четко его сформулировал публицист, подписывавшийся фамилией «Раин». В пермских «Известиях от 25 сентября 1918 года он писал:

«…Романовщина – эта эпоха кнута, виселицы, народного бесправия – импонировала другому собирательному имени конца той же эпохи – распутинщине. Романовско-протопоповский и распутинский (!) режимы прекрасно дополняли друг друга…»

Под влиянием «распутинщины» и убийства Распутина высокопоставленными заговорщиками видный октябрист и бывший председатель Государственной Думы России Михаил Родзянко пришел к следующему  выводу:

«Вне всякого сомнения, что главные деятели этого убийства руководствовались патриотическими целями… но получился обратный результат.  Страна увидела, что бороться во имя  интересов России можно только террористическими актами, так как законные приемы не приводят к желаемым результатам».

Конечно, странно читать о «небывалых репрессиях», которые последовали по царскому указу: великого князя Дмитрия, участника убийства Распутина,  выслали из столицы, о, ужас! На самом деле эта щадящая мера наказания (для виду) спасла ему жизнь: вскоре началась революция, и Дмитрий Павлович, отбывавший наказание у самой границы, уже не вернулся в Россию, доживал свой век в Париже. (Это тот самый Дмитрий Романов по прозвищу «Ландыш», который влюбился в жену Михаила Александровича, Наталью).

Газетам, опять же, строго запрещалось писать об этом деле и вообще о «старце». Что, впрочем, не мешало журналистам, издателям платить штрафы и описывать случившееся в подробностях, которых так жаждал читатель…

* * *

Мимо образа Григория Распутина не смогли пройти многие литераторы эпохи «серебряного века».  В восприятии Марины Цветаевой он - «пешая и лешая судьба России». Николай Гумилев отзовется о нем так: «В гордую нашу столицу Входит он – Боже, спаси!- Обворожает царицу Необозримой Руси».

Яркий образ «старца» Распутина создал Михаил Осоргин. Сделал он это через  отца Якова, одного из самобытных персонажей  «Книги о концах», такого же пермского  пилигрима, как и Распутин. На Гришку Новых поп-расстрига Яков Камасинский  посмотрел «одним глазом», незадолго до его гибели.

«…Ужаснулся и пришел в восхищение! Был сей старец, якобы, некий символ и мощи, и темноты, и великого ума, и предерзости русского народа. Сколь сделал он – того никакая боевая партия не могла бы: выставил на всеобщий показ  и явный позор ничтожество и гниение самых вельможных и неприкосновенных, раздел их в бане и вытолкнул  на улицу, на смех толпе!»

И даже непонятно нам, кто восхищается Распутиным – персонаж или сам писатель? Читаем:

«Уж если ставить кому памятник – то именно сему мудрецу и распутному мужику, истинному всея России минувшему самодержцу!.. Этот был побольше Степана Разина и Емельки Пугача, народных простаков. Этот – воистину символ грядущего, апокалиптический зверь».

О  своей встрече с Распутиным реальный отец Иаков Шестаков оставил в свое время, по свежим следам, в  дневничке только краткую запись, не нашел «многодумных» слов. Их нашел за него Осоргин. Сцена убийства Распутина передается им, в воспоминании земляка-попа, с каким-то мистическим  ужасом:

«Взяли его хитростью, отравой и пулями, насев на него, пьяного, справа и слева, великий князь да знатный богач, да образованный умник, да думский шут, - и то едва совладали. Добивали яко живучего кота, сами трясясь от ужаса, потом тело в прорубь, одежду в огонь. А спроси теперь: подлинно ли убили его? Не встанет ли из воды, из огня и из земли сей огромный мужичище, не скажет ли про землю: моя! И про власть: моя! – и не раскидает ли всех, как шелуху лущеного подсолнуха? Голова срублена – вырастет на ее месте сто голов».

Родзянко прав в одном: вся эта история сильно поспособствовала тому, что в России ХХ века наступила эпоха беззакония, когда жизнь человеческая не стоила и нищенской копеечки.

И все же даже новая власть часто обращалась к фигуре Григория,  извлекала из  данной темы определенную пользу.  Так, в Перми, уже в июне 1917 года шла драма «Григорий Распутин» в шести частях. По окончании спектакля, как сообщалось в рекламе газеты «Жизнь», автор, писатель и артист С.П. Сабуров-Долмин прочел реферат «В чем была сила Распутина?»

Нелишнее добавление к рекламе, помещенной на первой полосе: «Пьеса лишена всякой порнографии, имеет историческое значение, интересна для всех, не исключая учащихся».

В последние годы возникло движение за причисление Распутина к лику православных святых. И выходят в свет книги, публикации, авторами которых делаются попытки обелить,  реабилитировать всесильного временщика при царском дворе. Характерно название одной из брошюр, вышедшей в Рязани в 2002 году: «Оклеветанный старец».

На это был дан ответ тогдашним предстоятелем Русской церкви Патриархом Алексием II:

«Нет никаких оснований ставить вопрос о канонизации Григория Распутина, сомнительная нравственность и неразборчивость которого бросали тень на Августейшую фамилию будущих Царственных страстотерпцев Императора Николая II и его семейство».

Оснований для канонизации нет, но историческое значение этой неоднозначной личности несомненно.

Акафист Распутину*

 *Вскоре после убийства Г. Распутина появилось это сочинение в форме акафиста ( в православии – хвалебное песнопение в честь святых, исполняется стоя).

О, Григорие, новый угодниче сатаны, веры Христовой хулителю, Русской земли разорителю, жен и дев осквернителю, того ради поносную смерть приявший! Како воспоем и восхвалим тя, разве глаголющее сице:

Радуйся, церкви Христовой поругание, радуйся синода оплевание, радуйся Владимира изгнание, радуйся, Макария прозябание, радуйся, Питирима взыграние, радуйся,  Варнавы превозношение, радуйся,  Илиодора удаление, радуйся, Гермогена заточение. Радуйся, Григорие, великий сквернотворче.

Радуйся, рассудка царева помрачение, радуйся, царицы услаждение, радуйся, царевича развращение, радуйся Григорие распутниче великий.

Радуйся, Штюрмера обретение, радуйся,  Протопопова возвеличение, радуйся,  Саблера удаления, радуйся,  Самарина низвержение, радуйся, Джунковского отстранение, радуйся, Андроникова окрыление. Радуйся, Григорие, великий сквернотворче.

Радуйся, таинственного пития взалкание, радуйся бесов служителю, радуйся ложа брачного осквернителю, радуйся жен совратителю, радуйся дев соблазнителю. Радуйся, Григорие, распутниче великий.

Радуйся, веры Православной хулителю, радуйся хлыстов насадителю, радуйся пляски бесовской устроителю, радуйся казнокрадств начальниче, радуйся лихоимцев прибежище. Радуйся, Григорие, великий сквернотворче.

Радуйся темных сил игемон, радуйся Русской земли злой демон, радуйся немцев оплот и прибежище верное, радуйся сатаны вместилище скверное. Радуйся, Григорие, великий сквернотворче.

Радуйся любострастия причина, радуйся лжесвидетельства ревнителю, радуйся хулиганов покровителю, радуйся, Григорие, великий сквернотворче.

В.Ф. Гладышев,

председатель общества «Пермский краевед», член Союза писателей России

Читайте также: 

Поддержать «Ураловед»
Поделиться
Класснуть
Отправить
Вотсапнуть
Переслать

Гостиницы Перми

Рекомендации