Об уральской чуди и ее гибели (1927 г.)

Статья А.В. Шмидта из "Записок УОЛЕ" 1927 г.

Каждому жителю Уральской области известно о Чуди-белоглазой. У населения твердо укрепился взгляд, что Чудь – это племя, жившее на Урале и в Прикамье до прихода русских. Когда русские пришли, чудь скрылась в ямы, подрубила столбы, на которых было укреплено покрытие этих ям и таким образом заживо погребла себя. Нередко попадающиеся в земле различные вещицы и являются остатками имущества этой Чуди.

Так рассказывают в массах. Многие образованные уральцы, даже учительство, принимают этот рассказ за предание о действительном факте и считают племя Чудь древними обитателями Урала, трагически сошедшими с лица земли при появлении русских. Это тем удивительнее, что большая часть рассказов о Чуди носит явно фантастический характер и повторяется в совершенно одинаковой форме в местностях, удаленных друг от друга на огромное расстояние. Странно, что хотя бы эти обстоятельства не заставили отнестись более критически к преданиям о Чуди. Между тем, в настоящее время есть возможность доказать, что не только предания об Уральской Чуди являются народным вымыслом, но даже народа с именем Чудь никогда не существовало на Урале. Все, что касается Чуди, может быть очень интересным для изучающего русскую народную словесность, но для историка и археолога не имеет ровно никакого значения.

Вследствие этого, конечно, совершенно отпадают вопросы вроде того, является ли Уральская Чудь финнами, или уграми, или еще каким-нибудь другим народом.

Деревянный идол с Шигирского торфяника

Свою работу я начну с названия Чудь. Чудь слово не финское: оно не встречается ни в одном из современных финских языков. Как неоднократно указывалось многими выдающимися лингвистами, в том числе, например, покойным академиком А.А. Шахматовым, это название происходит с одного из германских языков, именно готского. «Чудь» представляет славянское произношение готского tjuda, что означает «люди». Конечно, готами это слово часто употреблялось при разговоре, почему славяне и прозвали готов tjuda – Чудь, что произошло, вероятно, в II-IV веках от Р.Хр., когда готы сидели в нынешней Украине, а славяне жили на ср. Висле, в нынешней Польше, и были их соседями. Готам подчинялись многие из финских племен, населявших в то время значительные пространства Европейской России к северу от Киева. Полагают, что славяне безразлично называли и готов, и подвластных им финнов чудью, так же как не так давно русские одинаково называли немцами и настоящих немцев, и подвластных им латышей и эстов.

В V в. по Р.Хр., под давлением свирепых орд наездников-гуннов, готы передвинулись на запад, сначала в Венгрию и на Балканский полуостров, потом в Испанию и Италию. Таким образом они ушли от соседства славян. Финны остались на своих местах; у славян за ними сохранилось название Чуди.

Между прочим, от этого слова Чудь и происходят такие русские слова, как чудной, чудо и т.д.

С VI-VII веков славяне проникают в русскую равнину и теснят финнов на север и северо-восток. В VIII-IX веках одно из восточно-славянских племен, так называемые славяне ильменские, садятся на землю в области, где скоро был основан Новгород Великий. В их языке продолжает сохраняться слово «Чудь»; новгородцы называют так своих соседей финнов Прибалтики, Финляндии, берегов Ладожского и Онежского озер, отчасти и бассейна Северной Двины. Эти народы принадлежат к группе финского племени, носящей в науке название западных финнов. Другие финские племена, например, Мерю, жившую в IX в. в районе Ярославля и Владимира, соседние славяне никогда не называли чудью.

Таким образом только западных финнов славяне называли чудью. Это имя, судя по летописи, прочно держалось в эпоху дотатарского нашествия, т.е. в X-XIII веках.

Западные финны никогда не проникали в Приуралье. Северную часть Пермского Прикамья, часть бассейна р. Вятки и бассейна р. Вычегды населяли, по крайней мере, начиная с XIV века, а весьма вероятно и ранее, вотяки, пермяки и зыряне, принадлежащие к так называемой германской группе финского племени; ближе к Уральскому хребту и в Прикамье к югу от Чусовой жили, во всяком случае с XV века, а возможно также и ранее, вогулы и остяки, принадлежащие к угорскому племени. Поэтому остается выяснить не назывались ли когда-нибудь чудью народы пермской или угорской групп. Уже сказано, что этим употреблявшимся славянами словом ни одно финское племя не называло само себя. Но может быть русские дали это имя одному из упомянутых восточно-финских племен? Поищем в исторических документах. Восточно-финские народы упоминаются с XI века. В летописи, в различных грамотах, новгородских, княжеских, царских, в житии св. Стефана и некоторых других памятниках встречаются только югра, пермичи или просто пермь, вогуличи, остяки, вотяки и зыряне. Последние три названия появляются только в более поздних памятниках. Других имен не встречается. Таким образом русские при своем появлении в Приуралье никакой Чуди не встретили и никакого из живших в то время народов этим именем не называли.

Получается, следовательно, определенный вывод: никогда на Урале не жил народ, носивший название Чудь. Откуда же попало на Урал это слово? Из Новгорода. Каким образом? Мы уже знаем, что оно применялось новгородцами к западным финнам. Новгородцы в IX-X веках, в эпоху начала Руси, конечно, еще помнили, что финны-чудь не задолго перед этим сидели на занятых славянами равнинах и возвышенностях в окрестностях озера Ильмень. Поэтому они, отчасти совершенно правильно, приписывали чуди различные медные украшения и другие предметы, попадавшиеся в земле при пашне. Действительно, многие из этих вещиц принадлежали финнам. Когда новгородские поселенцы попали в бассейн р. Двины, они по старой привычке продолжали приписывать Чуди встречавшиеся в земле предметы.

С XVI века переселенцы из бассейна р. Двины, из Вологды, Тотьмы, Устюга, Сольвычегодска и других мест стали проникать в Верхокамье, к Чердыни и Соликамску. В камском крае соха также довольно часто обнаруживала разнообразные предметы. У находчиков естественно возникал вопрос, какому народу принадлежали эти вещи? От дедов переселенцы прочно усвоили и привычку считать чудскими всякие изделия рук человеческих попадающиеся в земле. Не удивительно, что попав на реку Каму, они также стали называть подобные вещицы чудскими, хотя народа с таким именем на Каме никогда не жило, как нам уже известно. Память о Чуди, бывшая фактическим преданием на берегах Волхова, стала чистой легендой на берегах Камы. Нечто подобное произошло и в Германии, где словом «Hunengraber» «могилы гуннов» - широкие массы называют курганы и в таких местах, где гуннов никогда не было.

Птицевидные фигурки

Приписывание находок в земле народу Чудь распространилось и за Урал. Переселенцы с Камы и Двины, бывшие первыми русскими, попавшими на Туру и Исеть, перенесли это имя и туда. Потом оно проникло в Западную Сибирь, а затем и далее, вплоть до Байкала. Даже в Забайкалье находки в земле считаются чудскими. То же самое на Алтае и Южном Урале, вплоть до Киргизской степи.

Между прочим, столь широкое распространение этого названия уже само по себе говорит о легендарности его. Ведь никому же серьезно не придет в голову, чтобы от Балтийского моря до Амура жил некогда один народ.

Таким образом, название Чудь проникло на Урал (и далее) благодаря эмиграции из новгородской земли. Привычка приписывать Чуди всякие находки в земле занесена оттуда же. В поверии о существовании Чуди нет никакого воспоминания о действительном прошлом Урала или Сибири.

Не Чудь сидела на Урале и Каме в доисторические эпохи, но различные народы; из них пермяки, вогулы и остяки, а также башкиры были непосредственными предшественниками русских, а о других мы можем лишь догадываться и то с весьма малой степенью достоверности.

Доисторические древности Урала и прилегающих районов относятся к эпохам, в своей совокупности продолжавшимся около четырех тысяч лет. Не может быть никаких сомнений, что за столь долгое время на этой территории сменились многие народы. Наличность ряда доисторических культур и резкая разница между ними определенно говорят в пользу этого. Поэтому я никоим образом не могу согласиться с выводом А.Ф. Теплоухова, который в своей очень интересной и содержательной работе («Записки УОЛЕ», т. XXXIX, 1924 г.), кажется, хочет считать угорскими все пермские доисторические вещи. Среди этих предметов имеются угорские – в этом я совершенно согласен с А.Ф.Т. – но наряду с ними несомненно встречаются и древне-пермяцкие. Вообще вопрос о принадлежности тех или иных древностей определенным народам очень сложен. В настоящей работе ограничусь указанием, что предметы XI-XIV вв. из б. Соликамского, Чердынского и северной части Пермского уездов, по-видимому, древне-пермяцкие; вещи же VI-VIII веков с той же территории, вероятно, угорские; о принадлежности предметов IX-X веков пока сказать затруднительно. Затем не может быть сомнения, что многие культурные остатки принадлежат совершенно неизвестным нам народностям (например, остатки бронзового века).

Теперь остается разобрать отдельные легенды о Чуди. Их очень мало; три из них повторяются с томительным однообразием по всему При- и Зауралью.

Первая легенда описывает Чудь, как народ малорослый. Чудаки будто бы были ростом намного меньше современных людей. Этот рассказ объясняется очень просто: различные железные и бронзовые доисторические топоры, ножи и др. предметы по своим размерам нередко гораздо меньше соответствующих современным. Одна крестьянка деревни Вакиной б. Тиминской волости б. Соликамского уезда мне определенно сказала, что на пашне возле Вакиной нередко находили чудские топоры, ножи и др. орудия малых размеров. «Видно Чудь была народ мелкий», - заключала она свой рассказ.

Другая легенда рассказывает о перебрасывании медных и железных топоров с одной горы на другую. Этот рассказ приурочивается к очень многим возвышенностям, отделенным одна от другой расстоянием иногда до десятка верст. У Чуди, согласно этой легенды, был всего один топорик на всех чудинов, живших по различным горам. В случае надобности этот единственный топор перебрасывали с одной возвышенности на другую.

Основанием для этой легенды являются находки топоров (или других предметов: иногда рассказывают о перебрасывании медных ложек и т.д.) на тех или иных соседних возвышенных местах, как мне удалось проверить, например, в отношении деревень Галкиной и Турбиной (на Каме, к северу от Перми), о которых тоже существует подобное сказание. Эта легенда представляет тот интерес для археолога, что по ней он может иногда установить места находок доисторических предметов.

Фигурки Сапоговского клада

Теперь нам остается разобрать самую известную легенду, именно сказание о погибели Чуди. Оно повторяется в совершенно почти одинаковой форме и в Приуралье, и в Зауралье, и записывалось несчетное количество раз. Повторю подробное ее содержание.

Некогда жил в крае народ Чудь. Когда впервые появились русские и раздался звон колоколов, Чудь волновалась. Принять православие, жить под русским владычеством ей не хотелось. Тогда она со всем своим имуществом удалилась в леса и нарыла себе подземные убежища, покрытие которые было укреплено на столбах. Когда русские проникли в глубь лесов, Чудь подрубила столбы. Крыша, сверху покрытая землей, рухнула и схоронила под собой Чудь и все ее добро, тоже унесенное в землянку. По представлению крестьянских масс, различные предметы, попадающиеся в земле, и являются остатками этого добра.

Как создалась эта легенда? Дать этому объяснение, полагаю, не так трудно. Очевидно, рассказ сложился под влиянием каких-то находок, допускавших возможность изложенного толкования. В Камском районе не встречается ничего подходящего. То же самое в частях Зауралья, непосредственно прилегающих к хребту. Более интересны для нас равнины Западной Сибири. Они изобилуют курганами. Начиная с низовьев Исети и Тобола далеко на восток тянутся бесконечные группы курганов. Многие из этих курганов сооружены следующим способом. На поверхности земли укрепляются толстые столбы, поставленные полукругом или четырехугольником. Столбы поддерживают накат из бревен или жердей. В центре иногда стоит такой же столб для лучшей поддержки покрытия. Покойник кладется на поверхность земли. Рядом с ним помещается могильный инвентарь, иногда очень богатый. Сверху все сооружение засыпается землею. Подобного типа курганы обнаружены, например, финляндским ученым Гейкелем в районе Тюмень - Ялуторовск.

Во второй половине XVII века, русские поселенцы начали усиленно раскапывать эти курганы, по-местному «бугры». Бугровщики – так называли копателей – искали в курганах драгоценные металлы, изделия из которых в них встречались довольно часто. Начались эти раскопки с курганов нижней Исети и Тобола, а затем они распространились на район Ишим - Тара - Омск.

Картина костяка с богатыми украшениями, столбов, наката, часто обвалившегося от тяжести набросанной земли, очевидно, и создала известную легенду о самопогребении.

Не понимая необычайного для них погребального обряда, оставляющего целые богатства вместе с покойником, русские копатели и объяснили по своему курганные могилы.

Легенда могла возникнуть только в бассейне Тобола - Иртыша, т.к. погребения такого типа не встречаются ни в бассейне Камы, ни вообще в средней или северной России.

Правда, подобные или сходные погребения известны на Украине, северном Кавказе, в Киргизской степи, но эти области слишком далеки от Урала. К тому же русские поселенцы, по крайней мере, в некоторые из них проникли только в XVIII веке и даже позже. Поэтому неудивительно, если одно из первых упоминаний легенды о самопогребении Чуди мы встречаем как раз в произведении, составленном в Западной Сибири, именно в труде монаха Гр. Новицкого «Краткое описание о народе остяцком», написанном в 1715 г. в Тобольске.

Раз создавшись, легенда была, конечно, связана с Чудью, которой приписывались, как нам известно, вообще все находки – изделия рук человеческих, и стала повсеместно распространяться. Она проникла на Урал, на Каму, даже на Двину, следуя тому же Сибирско-Московскому пути, через Верхотурье – Соликамск – Устюг – Вологду, по которому двигались поселенцы и шли вообще все сношения.

Так представляется мне возникновение этой драматической легенды. Несколько слов хочу еще сказать о рассказах тех или иных туземцев, пермяков и вотяков, об их происхождении от Чуди.

Прежде всего, это довольно редкие рассказы. Вероятнее всего, они вовсе и не принадлежат самим туземцам, а просто возникли в результате какого-нибудь недомыслия исследователей, не знавших туземных языков. Допустим, однако, что они записаны со слов туземцев. Но и в таком случае нет оснований считать их исконным туземным преданием. Предания о Чуди проникли к туземцам от русских так же, как отрывки христианских представлений и сказаний, как славянское языческое представление о существе Полезница – Полудница, живущем во ржи, о котором рассказывают, например, зыряне, и как многие другие элементы русской духовной культуры. В этих рассказах мы имеем в лучшем случае такую же переработку русских народных сказаний, как, например, в некоторых вогульских мифах, рассказанных Н.Л. Гондатти.

Резюмирую теперь полученные выводы:

1) Народ Чудь никогда не жил на Урале.

2) Слово Чудь отсутствовало у финнов в момент их соприкосновения со славянами. У последних оно известно давно и заимствовано от готов.

3) Представления о Чуди проникло на Урал вместе с переселенцами из новгородского края.

4) Чудь на Урале – это легендарный народ, которому приписываются древности всех эпох, находимые в земле.

5) Легенда о самопогребении создалась на Тоболе, или вообще в Западной Сибири, во второй половине XVII века.

6) Доисторические древности Урала принадлежат различным народностям, сменявшим друг друга в течение многих тясячелетий.

А.В. Шмидт
«Записки УОЛЕ», том XL, вып. 2-й, 1927 г.

Читайте также:

Поддержать «Ураловед»
Поделиться
Класснуть
Отправить
Вотсапнуть
Переслать

Гостиницы Перми

Рекомендации