Лето на нашей улице, по народному календарю

Продолжение кратких публикаций о временах года согласно данным народного календаря. Основные источники: очерк Бориса Рыбакова «Народный календарь» (журнал «Уральский следопыт», 1978, № 1), а также статья «Русский месяцеслов» в «Википедии». Дни даны по новому стилю. В XX и XXI веках разница между новым и старым стилями составляет 13 дней.

Сроки начала жатвы в народном календаре ориентировочные. Уборку начинали в зависимости от времени созревания злаков.

Лето на Урале

О значении лета для наших предков, об особенностях этого времени года говорят выразительные пословицы, поговорки и приметы:

  • «Весна красная, а лето отрадное».
  • «Летний день год кормит».
  • «Что летом родится, то зимой пригодится».
  • «Солнце пригреет – всё поспеет».
  • «Не моли лета долгого, моли теплого».
  • «Не топор кормит мужика, а июльская работа».
  • «Летний день за зимнюю неделю».
  • «Стоит Егорка в красной ермолке, кто ни пройдет, всяк поклон отдает» (загадка).
  • «Ягоды на столе – подспорье, грибы – снедь».
  • «Коси, коса, пока роса; роса – долой, и мы – домой» (пока роса на траве, косить легче);
  • «Всем лето пригоже, да макушка тяжела (страда)».
  • «Зерно в колоске – не валяйся в холодке».
  • «Жнут порою – жуют зимою».
  • «В жатву лентяй женится, а зуда замуж идет».
  • «Старикам не время кряхтеть – надо о хлебе радеть».
  • «Дождливое лето хуже осени».
  • «Сбежались тучки в одну кучку – быть ненастью».
  • «После большого грома – большой дождь».
  • «Глухой гром – к тихому дождю, гулкий – к ливню».
  • «Расшумелись, как воробьи перед дождем».
  • «В августе серпы греют, а вода холодит».
  • «Если летом на деревьях появляются желтые листья – к ранней осени».
  • «Где лишняя навоза колыжка (т. е. ком), там лишняя хлеба коврижка».
  • «Дай земле навоз, а коням – овес».

Летний вечер

Июнь

Первая декада июня может быть прохладной.

3 июня (21 мая ст. с.) – Алёна-лёносейка. Последние дни посева яровых, льна, гречихи.

5 июня – Леонтий. Окончание посадки огурцов. Сев конопли (для изготовления пряжи).

6 июня – Семен-столпник. Зацветает шиповник. «Шиповник цветет – румянец года ведет». Наступает настоящее лето, насыщенное яркими красками цветущих растений.

Цветущий шиповник

7 июня – Иванов день. Начиналась заготовка лекарственных трав. «Иванов день пришел, траву собирать пошел».

10 июня – Никита. Начинает колоситься рожь (оформляется колос).

11 июня – Федосья. «Колосится рожь – много грибов найдешь».

12 июня – Исакий. Садили бобы.

13 июня – Еремей-распрягальник. «Пришел севу край – коня распрягай».

15 июня. «Если на Никифора дождь, то будет много грибов». «Частые туманы – к урожаю грибов».

С середины июня может произойти резкое потепление (до +31 °C в 1998 году в 12 часов дня).

16 июня – Лукьян-ветреник. «Дождь идет весь день – много грибов».

В среднем 17 июня (на Митрофана) начинает слетать пух с тополей. Возможно опережение или запаздывание этого события до двух недель.

В Екатеринбурге с 1997 г., летом, с 19 июня до начала сентября не было заморозков. Севернее Екатеринбурга они были.

19 июня – Ларион-пропольник, Лавривон. Начинали прополку льна, проса, хлебов на полях, гряд на огородах. «На Лавривона с поля сорняки тяни». Греческое имя святого – Иларион.

21 июня – Фёдор Стратилат. «Стратилат грозами богат». С 1997 года грозовыми были 23% дней 21 июня. Гроза вероятна после сильной жары. С Фёдорова дня вывозили навоз на паровой клин.

22 июня – Кирилл. «На Кирилу отдает солнышко земле всю силу». Начинала поспевать земляника.

Земляника

25 июня – Петр-поворот. «Солнце поворачивает на зиму, а лето – на жару».

26 июня – Акулина-гречишница. Последний срок сева гречихи. Из прошлогодней гречневой крупы готовили мирскую кашу для нищих («праздник каш»). Прозвище Акулины – «задери хвосты» – связано с тем, что многочисленные насекомые в это время донимали укусами скот.

28 июня. «Пришел Амос – пошел овес в рост».

29 июня – Тихон-тихий. Начинают затихать птицы, кроме соловья и кукушки. Окончание поздних яровых посевов.

30 июня – Мануил-солнцестой. Земля движется по своей орбите с наименьшей за весь год скоростью. Солнце застаивается, медлит в зените. Начинается бурный рост растительности.

Лето на озере

Июль

Начало июля может быть прохладным.

1 июля – Федул. Точили серпы, готовили косы, готовились к жатве. Возможны «воробьиные ночи» (грозовые).

2 июля – Зосима-пчельник. Идет активный сбор меда. Проверяли исправность ульев.

3 июля – Мефодий. «Обычно – грозовой день, если не этот, то следующий». С 1997 года грозовыми были 14% дней 3 июля. С учетом возможных запаздываний и опережений, доля грозовых интервалов 3 июля ± 1 день составляет примерно 30%.

4 июля – Терентий. Зацветает липа. Липа распускает цветы на побегах этого года, поэтому цветет позднее других деревьев.

5 июля – Ульян и Ульяна. Цветут полевые цветы.

6 июля – Аграфена-купальница. Начало уборки озимой пшеницы. Начало купального сезона. Подготовка к празднику Ивана Купалы. Сбор лекарственных трав. Сбор цветов.

Душица и зверобой

7 июля (24 июня по старому стилю) – Иван Купала (Иоанн Креститель, он же Иоанн Предтеча). Старинный, с языческих времен, праздник летнего солнцестояния у восточных славян, включающий земледельческие народные обряды, призванные обеспечить урожай, здоровье, благополучие. Ночь на Ивана Купалу считалась волшебной, была насыщена праздничными обрядами. «Если Иванова ночь звездная, то будет много грибов». Судя по поговоркам, для людей было важно, чтобы посевы не засохли, чтобы урожай был хороший, чтобы корм для скота был заготовлен: «Вымолите, попы, дождя до Ивана, а после и мы, грешные, вымолим». «После Ивана не надо жупана» (жупан – это полукафтан). Заготавливали и лекарственные травы. «Иванов день пришел, траву собирать пошел». Сенокос начинался с Ивана Купалы и был особенно интенсивным с 14 по 25 июля. В связи с отставанием юлианского календаря, праздник летнего солнцестояния не совпадает с солнцестоянием.

8 июля – Петр и Феврония. Наступает время большого сенокоса. «На Петра и Февронию только поспевай сено ворошить, в копны сгребать, стога метать».

9 июля – Давид-земляничник. «Стоит Егорка в красной ермолке, кто ни пройдет, всяк поклон отдает» (загадка). Собирали землянику. Собирали лесные и полевые ягоды.

10 июля – Самсон-сеногной. «На Самсона дождь – семь недель дождь».

12 июля – Петров, он же и Павлов день. «Петр-Павел жары прибавил». «Соловей и кукушка поют до Петрова дня». «Недалече кукушке до Петрова дня» (ирония в отношении болтуна). «Не кукуется кукушке за Петров день». Заканчивался летний свадебный сезон. Взмётывали озимый клин (взмёт – это вспашка с неполным переворотом пластов земли на паровом поле или на целине). До Петрова дня вспахать, до Ильина – заборонить, до Спаса – посеять. 12 июля в Екатеринбурге примерно +20 °C, с середины месяца около +21 °C (в 12 часов).

14 июля – Кузьма и Демьян, Летние Кузьминки, начало страдных дней. По случаю начала страдных дней варили общую кашу-ссыпчину, которую ели всем крестьянским миром. «Кузьма и Демьян пришли – все на покос пошли». С 14 по 25 июля – разгар сенокоса. Праздник Летние Кузьминки считался женским – мужики работали на покосе.

15 июля – день Берегини, древней богини, покровительницы крестьян. По древним поверьям, в сенокосную пору Берегиня придавала травам целебную силу.

Во второй половине июля происходит дополнительное потепление, которое может перейти в жару. В июле было +31 °C в 2002 и 2004 годах и +32 °C в 2008 году (в 12 часов). Жара бывает не каждый год.

16 июля – Мокей. Маков день. Начало уборки озимой ржи.

17 июля – Андрей-налива. «На Андрея озимые в наливе, греча на всходе, а овес до половины дорос» (зерно озимых налилось в колосках). В этот день чтили овсяное поле, готовили овсяную кашу и овсяный кисель («русский бальзам»).

20 июля. «Фома серпы ладит – пора пришла в поле спину гнуть, кланяться ржи-матушке». Готовили к жатве серпы и косы.

21 июля – Прокоп-жнец. Делали первый «зажин» ржи. Начинали выборочную уборку ржи.

22 июля – Панкрат и Кирилл. Пробовали первые огурцы. Черничный день, начало сбора черники. «Черника – уводит от живота лихо». Восстанавливает здоровье. «Если черника поспела – поспела и рожь».

Черника

23 июля – Антоний-громоносец. «Глухой гром – к тихому дождю, гулкий – к ливню». С 1997 года 18% дней 23 июля были грозовыми.

24 июля – Ефимия-стожарница и Ольга-страдница. Ночью ярко сияют Плеяды (Стожары), а также Малая Медведица и Полярная звезда. Сияние Стожар предвещает удачную страду. В эту жаркую и грозовую пору всем миром выходили жать.

25 июля. «На Прокла поле от росы промокло». Крестьяне спешили до Прокла высушить сено. Заканчивалась заготовка сена и начиналась уборка высушенного сена. Приступали к жатве.

26 июля – Гаврила-летний. «Архангел Гавриил на хлебное поле вступил». «Кланяться матушке-ржи и святым приспело». Зачинали жатву.

27 июля – Акила-соломенный. Ржаной соломе приписывали волшебную силу. Считалось, что в страдные дни «ржаная соломка жницам силу отдает». Лето начинало убывать.

29 июля – Афиноген. Зажинки. Первый сжатый сноп. Зерна первого ржаного снопа считались целебными. Лето перешагивало зной и поворачивалось к осени. «На Афиногена пташки задумываются, притихают».

31 июля. «Емельян серпу дает роздых». После жатвы, в банях, вениками из травы и цветов смывали страдную усталость. Грозу впотьмах называли «воробьиной ночью» (гремел гром, сверкали молнии, пугались птицы).

Летний день

Август

В первой пятидневке августа бывает сильная жара (до +31 °C в 1998 году в 12 часов дня). Реже во второй пятидневке и очень редко в третьей жара бывает тоже (+30 °C).

1 августа. «Макрина сряжает осень, а Анна (7 августа) – зиму». «Макрина мокра – и осень мокра». «Если на Макрину сухо, то будет сухо еще шесть недель». «Полетел пух с осины – иди за подосиновиками». Убирали овес. Широко распространен разговорный вариант имени этой христианской святой: Макрида. Известна еще одна Макрида: древнегреческая  богиня, не имеющая отношения к христианским святым.

2 августа. Илья – держатель гроз, громовник. «С Ильина дня ночь длинна и вода холодна». «Илья лето кончает, жито зажинает». «Первый сноп – первый осенний праздник». В этот, праздничный, день устраивали большой обед в складчину. «На Илью до обеда лето, после обеда осень». «До Ильи под кустом сушит, а после Ильи и на кусту не сохнет». С Ильина дня заметно раньше темнело, становилось холоднее, начинались утренники. Теперь похолодание приходит обычно во второй пятидневке августа. Христианскому святому Илье приписывали черты языческого бога грозы Перуна: власть над грозой, громом, молнией. Илья считался также повелителем дождя и покровителем урожая и плодородия. Ильин день называли громовым. С 1997 года грозовыми были 18% дней 2 августа. К Ильину дню обычно поспевала рожь, а убирали ее на Успение (28 августа). Считалось, что трава растет до Ильина дня и что с Ильина дня на деревьях лист начинает желтеть. Набивали перины новой, «ильинской» соломой.

3 августа – Онуфрий. «Если ночь свежая и холодная, то зима будет ранняя и морозная». В амбарах готовили закрома для зерна.

4 августа – Марья-ягодница. Этот день – обычно солнечный, освещенный «марьиным светом». Собирали ягоды.

5 августа – Трофим-бессонник. С 5 до 12 августа справляли «калинники-малинники»: собирали ягоды калины и малины и пекли пироги. Для сравнения: в наше время в районе Екатеринбурга садовая малина поспевает уже в июле.

Малина

Во второй пятидневке обычно происходит снижение температуры. Затем, после возможного небольшого потепления, – снижение температуры до бабьего лета.

6 августа. «Борис и Глеб – поспел хлеб». Зажинки, начало жатвы – один из древнейших земледельческих праздников. Начинали уборку в зависимости от времени созревания злаков. «Светлая и теплая погода – к холодной зиме, а если идет дождь – зима будет снежная и теплая». Собирали черемуху.

7 августа – Анна-зимоуказница. Припасает холодные утренники (заморозки), сряжает зиму. Холодный утренник или заморозок на Анну – к холодной зиме, дождь – к снежной. «Какая погода на Анну до обеда – такая зима до декабря, какая после обеда – такая зима после декабря». Наблюдения за заморозками показали, что теперь в Екатеринбурге на Анну заморозков не бывает, они начинаются только в начале сентября. Продолжалась жатва.

8 августа – Ермолай и Параскева. Ремонтировали мельницы.

9 августа – Пантелей и Никола. Существовало присловье: «Кто на Пантелея работает, у того гроза спалит хлеб». С 1997 года грозовыми были 18% дней 9 августа. Собирали лекарственные травы перед приходом осени. С этого дня капуста начинает завиваться в кочаны.

11 августа – Калиник. Опасались утреннего заморозка, предпочитая ему туман (морок). «На Калиника туман – припасай закрома под овес и ячмень». Теперь осенние заморозки начинаются в Екатеринбурге в сентябре. На Калиника пекли пирог с калиной. Греческое имя этого христианского святого III века – Каллиник.

Туман

12 августа – Сила (Силин день). Начинали сеять озимую рожь.

13 августа – Евдоким. Перед Успенским постом, начинающимся 14 августа, ели свежую репу и различные блюда из нее. «Заговаривали» борону, чтобы не сломались зубья во время работы.

14 августа – первый Спас (медовый). Праздник пчеловодов. Первые проводы лета. Поспевала малина. Ранний посев озимой ржи. «Пришел Спас – всему час». «У Спаса всего в запасе: и дождь, и ветер, и вёдро, и разнопогодье». «Пришел Спас – держи рукавички про запас» (климат был холоднее).

15 августа – Степан. Заканчивали сенокосные работы, сено укрывали на сеновалах. В лугах отрастала отава – «второе сено» (трава, в тот же год выросшая на месте скошенной). Косили отаву. «Отава (осеннее сено) летнее прибережет».

16 августа – Антон-вихревей. «Если ветер с вихрями – зима будет снежная». «Сильный холодный ветер – к морозной зиме, теплый – к зиме мягкой и снежной».

17 августа – Евдокия-огуречница. Поспевали огурцы. 17 августа в Екатеринбурге примерно +19 °C. Поспевала лесная малина. Пекли пироги с малиной.

18 августа – Евстигней-житник. Жали жито (ячмень, самый северный колосовой хлеб, «жито» – от слова «жить»).

19 августа. «На второй Спас – яблоки едят». До яблочного Спаса, чтобы поесть яблок и других фруктов, надо было освятить их в церкви. Сеяли озимую рожь.

20 августа – Пимен, Марина. «Если аисты готовятся к отлету, осень будет холодной». В этот день «и сеяли, и жали, и про осень баяли». Пекли пироги с малиной.

Закат на озере

23 августа – Лаврентий. Первый сноп несли на мельницу, чтобы испечь первый хлеб из муки нового урожая.

25 августа – Фотий. Готовили место для хранения летней упряжи, сохи, бороны. По народному календарю, с 25 августа возможны первые заморозки в воздухе. Теперь в Екатеринбурге первые заморозки начинаются не раньше начала сентября.

26 августа – Максим-исповедник, Тихон-страстной. Прибирались в погребах. Гнили и сырости быть не должно. В субботу перед Максимом-исповедником поминали предков. «Если пошел парной туман над лесом, то будет много грибов».

27 августа – Михей. «Дуют ветры-тиховеи – к вёдреной осени. Михей с бурей – к ненастному сентябрю». «Михеев день с бабьим летом бурей-ветром перекликается».

28 августа – Успение. С 14 по 28 августа – Успенский пост. По народному поверью, с Успения солнце засыпает. 28 августа начинается «молодое бабье лето» (выражение встречается у В.И. Даля). «Если молодое бабье лето вёдреное – жди ненастья в старое (с 14 сентября)». 28 августа отмечали окончание жатвы. Этот обычай имеет несколько названий-синонимов: дожинки, спожинки и другие. Солили огурцы. Возобновлялись хороводы. «Озимь сей за три дня до Успения и три дня после Успения».

29 августа – третий Спас (хлебный). Заканчивали жатву. Сеяли озимые. Окончание сева озимых было принято отмечать пирогом с гречневой кашей с добавлением грибной или рыбной начинки.

30 августа – Мирон-ветрогон. Начинался листопад. Первой начинала ронять лист береза.

31 августа – Фрол и Лавр. Окончание сева озимых. «Если на Фрола не отсеешься, «фролы» (сорняки) и родятся». Латинское имя святого II века – Флор.  Отмечали «праздник лошадей».

После дождя

В народном календаре прописано много важных работ, которые надо было выполнить летом:

  • заканчивался сев льна, гречихи;
  • заканчивалась посадка огурцов;
  • заканчивался сев конопли (для изготовления пряжи);
  • начиналась заготовка лекарственных трав;
  • заканчивались поздние яровые посевы, заканчивался весь сев, кроме озимых;
  • начиналась прополка льна, проса, хлебов;
  • вывозили навоз на паровой клин;
  • проверяли исправность ульев;
  • собирали лекарственные травы;
  • начинали уборку озимой пшеницы;
  • начинали сенокос;
  • начинали уборку озимой ржи;
  • собирали землянику, чернику, малину и другие ягоды по мере поспевания; собирали грибы;
  • взмётывали озимый клин;
  • работали на огородах;
  • готовили к жатве серпы и косы;
  • все участвовали в большом сенокосе;
  • убирали высушенное сено;
  • начинали выборочную уборку ржи;
  • праздник первого снопа;
  • шла страда, все участвовали в жатве хлеба;
  • в амбарах готовили закрома для зерна;
  • ремонтировали мельницы;
  • косили отаву;
  • собирали огурцы;
  • жали жито (ячмень, самый северный хлеб);
  • первый сноп несли на мельницу, чтобы испечь первый хлеб из муки нового урожая;
  • готовили место для хранения летней упряжи, сохи, бороны;
  • готовили погреба;
  • заканчивали жатву, праздновали дожинки (спожинки);
  • сеяли озимые. 

Наряду с работами, в народном календаре представлено много народных праздников, которые, из-за значительного объема текста, в этой публикации не рассмотрены. Их описание имеется в книге Николая Белова «Русский народный календарь. Обычаи, поверья, приметы на каждый день» (2011 и другие годы издания), а также в «Википедии».

Александр Порядин

01.06.2019

Фотографии Павла Распопова

UraloVed.ru

Читайте также: 

Поддержать «Ураловед»
Поделиться
Класснуть
Отправить
Вотсапнуть
Переслать

Гостиницы Екатеринбурга

Рекомендации