Кын и Обманка (10-12 июля 2015 г.)

Не побоявшись страшных прогнозов метеорологов, пермские ураловеды в выходные 10-12 июля отправились в предгорья Западного Урала, на изучение достопримечательностей Лысьвенского района.

Первой нашей остановкой стал посёлок Кын, при одноимённой железнодорожной станции. Здесь мы посмотрели красивую скалу Орёл, по рассказам местных жителей напоминающую одноимённую птицу, и заглянули в Конскую или Кыновскую пещеру, где познакомились с карстовыми процессами.

Дорога в Кын

По дороге на Кын

Скала Орел в Кыну

На скале Орел

На скале Орел в Кыну

Вид со скалы Орёл на долину реки Кын и и линию бывшей Западно-Уральской железной дороги

На скале Орел

На Орле

Коралл каменноугольного возраста на скале Орёл

Коралл каменноугольного возраста (350-300 млн лет назад) на скале Орёл

Кыновская пещера

Кыновская (или Конская) пещера

Дальше мы опять поехали в Кын, но другой, Кын-завод, основанный в 1760 году Строгановыми как чугунолитейный и железоделательный завод. В этом селе мы посмотрели старинную Троицкую церковь, ныне восстанавливаемую, где желающим даже провели небольшую экскурсию.

Свято-Троицкая церковь в селе Кын

Свято-Троицкая церковь в селе Кын (Кын-завод) построена в 1865 году

Село Кын-завод

В селе Кын (Кын-завод). Здание первого в России Кыновского общества потребителей

Посетили мы и старые цеха завода, построенные в XIX веке в стиле классицизм из бутового камня и большемерного кирпича, скрепленного железными стяжками. Несколько корпусов завода принадлежат Кыновскому музею, который мы тоже посетили.

Корпуса Кыновского чугунолитейного завода Строгановых

 Корпуса Кыновского чугунолитейного завода Строгановых

Остатки плотины Кыновского чугунолитейного завода Строгановых

Остатки плотины Кыновского чугунолитейного завода Строгановых

Памятник в Кыну

Медведь, самое знаменитое изделие пермского звериного стиля найдено именно здесь

Далее мы двинулись к камню Гребешок, расположенном на берегу красавицы Чусовой, по пути посетив живописные скалы около моста через реку Кын. На Гребешке поразили вертикально поставленные пласты известняка - словно гребни, устремлённые к реке.

Вид со скал на село Кын (Кын-завод)

Вид со скал на село Кын (Кын-завод)

Вид с камня Гребешок на реку Чусовую

Вид с камня Гребешок на реку Чусовую и памятник погибшим красноармейцам

На камне Гребешок

На камне Гребешок

На Чусовой

На реке Чусовой

Камень Гребешок

Камень Гребешок. Устойчивые к выветриванию и залегающие вертикально пласты известняка

На камне Гребешок

На Гребешке нас застал дождь, и мы поехали в сторону Лысьвы, обратно, где нас ждала следующая точка маршрута - Обманка.

А вообще в районе посёлка и села Кын мы посмотрели складчато-надвиговое строение Западного Урала, а также собрали коллекцию окаменелостей девонского и каменноугольного периодов.

Пещерка в конгломератах

Небольшая пещерка по трещинам в конгломератах

По пути в Обманку мы посетили довольно симпатичный карьер.

Старый карьер

Старый карьер

Отпечаток растения в камне

Отпечаток растения пермского периода (примерно 270 млн лет назад)

Река Обманка - это пример довольно многочисленных на Западном Урале рек, значительная часть стока которых течёт под землёй. Имеется нырок – место, где река "ныряет" под землю, и вынырок - где река вновь появляется на поверхности. Отсюда и название: Обманка.

Нырок реки Обманка

Нырок реки Обманка, река уходит в карстовые полости и некоторое расстояние течёт под землёй

Река Обманка

Река Обманка

В заключении мы посетили посёлок Обманка-2, где в 1937-44 годах добывали уголь. Около посёлка мы заглянули в карьер, где обнаружили прослой мраморного оникса.

Поселок Обманка-2

Посёлок Обманка-2, в 1930-1940-е годы здесь работала самая южная шахта Кизеловского угольного бассейна

Кристаллы кальцита

Кристаллы кальцита в карьере, около посёлка Обманка-2

Сылвенский залив Камского водохранилища, вид из окна поезда

Сылвенский залив Камского водохранилища, вид из окна поезда

В поездке приняло участие 6 человек, одна из которых в первый раз. Трое участников было из города Лысьва. Желающих было очень много, всех взять, к большому сожалению, не получилось (вторая машина появилась только накануне поездки).

Спасибо всем участникам и тем, кто помогал в организации поездки! Отдельная благодарность нашим водителям: Владимиру и Елизавете.

 © Владислав Тимофеев

 UraloVed.ru

Поддержать «Ураловед»
Поделиться
Класснуть
Отправить
Вотсапнуть
Переслать

Рекомендации