Крестные ходы в Пермском уезде в XIX веке

Перед вами описания крестных ходов, которые совершались в XIX веке в населённых пунктах Пермского уезда. Публикуются по «Памятной книжке Пермской губернии на 1863 год». 


Крестный ход

При церквах первого благочиннического округа Пермского уезда

В городе Перми

6 января в день Богоявления Господня, из Кафедрального тёплого собора города Перми на реку Каму, для водоосвящения, при сопровождении духовенства всех градских церквей.

В Пяток на Св. Пасхальной неделе, из больничной Александровской церкви на источник при речке Данилихе, при сопровождении духовенства одной Больничной церкви.

26 апреля в день Св. Стефана Епископа Пермского из тёплого Кафедрального собора вокруг Кафедрального собора, при соучастии всего градского духовенства.

В день Преполовения из Кафедрального собора на реку Каму для водоосвящения, со всем градским духовенством.

20 июля из Троицкой церкви к часовне, состоящей на чёрном рынке, при сопровождении духовенства сей церкви.

В 1 день августа из Кафедрального собора на реку Каму, для водоосвящения, со всем градским духовенством.

В 6 день декабря из Рождественско-Богородицкой церкви к часовне, существующей в гостином дворе, при сопровождении духовенства сей церкви.

Кафедральный собор в Перми

В Мотовилихинском казённом заводе, при Свято-Троицкой церкви

Совершаются крестные ходы, положенные по церковному уставу:

6 января, в день Богоявления, из Мотовилихинской Свято-Троицкой церкви для освящения воды на заводской пруд речки Мотовилихи. Шествие начинается несомыми напереди хоругвями. Перед ними обыкновенно носятся фонари с зажжёнными свечами. За хоругвями носятся запрестольные иконы: св. Крест и икона Божией Матери, пять или шесть местных икон: Пресвятой Троицы, Божией Матери, Св. Иоанна Предтечи, Св. Пророка Илии, Святителя Николая Чудотворца и Св. Мученицы Параскевы. За иконами идут певчие и причетники, младшие священники напереди, потом два причетника с подсвечниками, протоиерей или старший священник несёт Св. Крест на блюде над главою, а в обратном шествии Св. Крест несёт в руках и окропляет путь до самой церкви.

В день Преполовения Пятидесятницы, а также 1 августа, в день Происхождения честных древ. Таковые же крестные ходы, как 6 января, бывают для освящения воды, на ключ, находящийся на северной стороне церкви, менее чем в полуверсте от неё, близ высокой горы, так называемой Вышки.

20 июля, в день Св. Пророка Илии, после литургии из церкви совершается крестный ход к каменному столбу с иконою сего пророка, находящемуся посреди завода, где отправляется общий молебен Св. Пророку Илии, и потом молебен водосвятный.

29 августа, в день Усекновения главы Св. Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, бывает крестный ход после литургии из церкви к часовне, находящейся при кладбище на западной стороне завода, где совершается сначала общий молебен Св. Иоанну Предтечи, потом молебен водосвятный, и наконец поются литии по умершим, по желанию прихожан. После того обратное шествие со св. иконами совершается обыкновенным порядком.

Сверх того во второй половине мая или в первых числах июня, при выгоне рогатого скота на волю, в воскресный день бывают два крестных хода из церкви по утру с хоругвями, запрестольными иконами Св. Крестом и Божией Матери, с некоторыми местными иконами: Спасителя, Божией Матери, Св. Пророка Илии, Святителя Николая и другими на край завода, как в восточную сторону так и в западную. Два священника с причтом, разделённым на две части, идут из церкви в одно и то же время со св. иконами в две противоположные стороны и на сборных пунктах скота служат молебны Спасителю, Божией Матери и тем святым, которое изображены на принесённых иконах, потом бывает водосвятие, окропляются люди и скот, и наконец совершается обратное шествие со св. иконами в церковь. В другой какой-либо день таким же образом бывает третье хождение со св. иконами и служатся молебны одним священником с причтом, при выгоне рогатого скота, на полуденной стороне завода.

При крестных ходах на колокольне обыкновенно бывает звон во все колокола.

Крестный ход и освящение воды. Рисунок Целебровского

В Юговском казённом заводе, при Христорождественском соборе

Крестные ходы, положенные по церковному уставу, бывают следующие.

6 января, в день Богоявления, из Юговского Христорождественского собора для освящения воды на нижний заводской пруд речки Юга. Шествие начинается предносимыми хоругвями (перед ними обыкновенно носятся фонари с зажжёнными свечами). Затем сверх запрестольных икон Св. Крести и Божией Матери несут пять или шесть местных икон: Спасителя, Божией Матери, Св. Пророка Илии, Святителя Николая Чудотворца, Св. Мученик Флора и Лавра, иногда Св. Архангела Михаила, Икона Спасителя заменяется иногда иконою Воскресения Христова. За иконами идут певчие и причетники, священники младшие напереди, два причетника с подсвечниками, протоиерей или старший священник несёт Св. Крест на блюде, поднятый на главу, а в обратном шествии Св. Крест несёт в руках и окропляет путь до самого собора.

В день Преполовения таковой же крестный ход бывает для освящения воды на верхний пруд речки Юга. Впереди шествие совершается из собора на западе подле горы, а обратно по верхней заводской плотине, по главной улице завода Новокорпусной к востоку, по нижней плотине, несколько подле горы к западу и наконец по Дружининской улице в собор.

1 августа, в день Происхождения честных древ, крестное хождение для освящения воды бывает из собора на ключ, находящийся близ хлебных магазинов по течению речки Юга ниже нижнего заводского пруда.

Сверх того:

9 мая, в день перенесения Св. Мощей Святителя и Чудотворца Николая из Мир-Ликийских в Царь-Град, крестный ход бывает из собора к часовне, устроенной в честь Святителя Николая, где Святителю Христову Николаю поётся молебен с Акафистом, и потом совершается водосвятие.

20 июля, в день Св. Пророка Илии, крестное хождение бывает из двух церквей: из собора и кладбищенской Пророко-Ильинской церкви к каменному столбу, устроенному в честь сего Пророка на высокой, так называемой Ильинской горе, где совершается молебен Св. Пророку Илии, и потом бывает водосвятие. После водосвятия св. иконы возвращаются в обе церкви таким же порядком, как в переднее шествие.

18 августа, в день Св. Мучеников Флора и Лавра, бывает после литургии крестный ход из собора к столбу, устроенному для иконы св. мучеников на соборной площади на полдень от собора, где по совершении молебна св. мученикам и после водосвятия, обыкновенно бывает окропление святою водою обывательских лошадей.

Весною, в начале выгода на волю рогатого скота, по освящённому древностию обычаю, вследствие бывшего скотского падежа, бывает крестный ход из собора и кладбищенской церкви по всему заводу. Это хождение совершается не соборне, а в следующем порядке: всякий из трёх или четырёх священников с диаконом, с одним или двумя причётниками, или только с причётниками, делает свой особенный ход на сборный пункт рогатого скота, останавливается, поёт молебен предстоящим в носимых иконах святым, совершает водосвятие, кропит святою водою собранного скота, потом переходит к другому пункту, к третьему и так далее; таковых пунктов бывает иногда у одного священника до 4 или 5, и таким образом тремя священниками в три или четыре часа обходится весь завод.

Чикин А. Крестный ход в Пасхальную заутреню в сельской церкви. Конец XIX - начало XX вв.
Чикин А. Крестный ход в Пасхальную заутреню в сельской церкви. Конец XIX - начало XX вв.

В Верхне-Муллинском селе, при Николаевской церкви

Сверх положенных трёх по церковному уставу крестных ходов, совершаемых на пруд речки Мулянки у мукомольной мельницы, находящейся в самом селе, бывают ещё три крестные хода.

В 9-ю Пятницу по Пасхе в деревню Тимину, находящуюся в 9 верстах от Верхне-Муллинского села. Из часовни деревни Тиминой накануне праздника приносится икона Св. Мученицы Параскевы в Верхне-Муллинкую церковь, сопровождаемая одним священником, диаконом и двумя причётниками. Близ селения встречают её прочие священники торжественно, для чего выносятся из церкви хоругви , запрестольные иконы и несколько местных икон. В самый праздник после литургии бывает крестный ход с означенною иконою из Верхне-Муллинской церкви в деревню Тимину. Все священники торжественно сопровождают св. икону за селение так же, как и встречали, а отсюда сопровождается она до часовни деревни Тиминой одним священником, диаконом и причётниками. По приходе в часовню, совершается общий молебен Св. Мученице Параскеве, и потом водосвятный; наконец по просьбе прихожан служатся частные молебны как Св. Мученице Параскевы, так и другим святым.

8 июля бывает крестный ход из Верхне-Муллинской церкви в часовню той же деревни Тиминой с иконою Св. Праведного Прокопия, Устюжского Чудотворца, которая накануне праздника из часовни приносится в церковь, торжественно встречаемая священниками близ селения. В самый праздник после литургии сия икона из церкви торжественно сопровождается всеми священниками соборне за селение. Отсюда два священника с церковными иконами возвращаются в церковь, а икона Св. Праведного Прокопия сопровождается до деревни одним священником с диаконом и причётниками. По окончании шествия, в часовне сначала совершается общий Св. Праведному Прокопию, потом водосвятный, и наконец частные молебны как Св. Праведному Прокопию, так и другим святым, по желанию прихожан.

Церковь в Верхних Муллах
Церковь в Верхних Муллах

10 июля из Верхне-Муллинской церкви совершается крестный ход с иконою Святителя и Чудотворца Николая в деревню Кольцову, находящуюся в 23 верстах от села. Сия икона предварительно приносится из деревни Кольцовой в церковь Верхне-Муллинского села к 9 числу мая, к храмовому празднику, сопровождаемая одним священником с причтом, и остаётся там до 10 июля. А в 10 число июля сопровождается она из Верхне-Муллинской церкви всеми священниками за селение, причём выносятся хоругви и некоторые местные иконы. В Кольцовском селении, в недальнем расстоянии от домов, встречается сия икона двумя или тремя священниками, причём из Кольцовской церкви выносятся хоругви и иконы. Прежде, когда Кольцовская часовня ещё не была обращена в церковь, то по прибытии в часовню, совершалась в часовне вечером малая вечерня, а на другой день в 10 число июля по утру всенощное бдение, после бдения общий молебен Святителю Николаю, потом водосвятный, и множество молебнов Святителю Николаю и другим святым, по желанию приходящих богомольцев, как в главной большой часовне, так и в малой часовне над печерою горы, в 1 версте от главной часовни к северу, где первоначально, по показанию жителей, явилась св. икона. В прежнее время совершался после часов из часовни, а теперь после литургии из церкви (так как в 25 число марта 1861 года вышеозначенная главная часовня освящена на церковь)  совершается крестный ход с иконою Святителя Николая, с присовокуплением других церковных икон, к малой часовне над пещерою, где явилась св. икона. Здесь в часовне над пещерою совершается священниками соборне молебен Святителю Николаю Чудотворцу с акафистом. После сего молебна икона Святителя Николая прежде торжественно провожаема была всеми священниками с причтом за Кольцовское селение, уносилась в церковь Верхне-Муллинского села, где при входе в село встречаема была одним священником с причтом. Но указом Святейшего Синода от 12 декабря 1861 года разрешено обратить Кольцовскую церковь в приходскую, с открытием нового при ней прихода, а икона Святителя Николая с богатою серебряною ризою принадлежит Кольцовской церкви, потому крестный ход с иконою Святителя Николая должен теперь совершаться из Кольцовской церкви только до вышеозначенной пещеры, и от пещеры обратно в Кольцовскую церковь. В Верхне-Муллинскую же церковь икона Святителя Николая должна быть приносима только в 8 число мая, а возвращаема должна быть в Кольцовскую церковь в 10 число июля.

В Нижне-Муллинском селе, при Свято-Троицкой церкви

Сверх трёх крестных ходов, совершаемых 6 января, в преполовение Пятидесятницы и 1 августа для освящения воды на реку Каму, бывают ещё три крестные хода.

17 июля из Нижне-Муллинской церкви, после литургии, совершается крестный ход одним священником с диаконом и причетниками в часовню деревни Кроховой, отстоящей от села в 7 верстах. Икона Святителя Николая, называемая Можайская, резная, на которой Святитель Николай вырезан длиною не более 10 вершков, накануне, то есть в 16 число июля, приносится в церковь из часовни одна, сопровождаемая священником с причтом, а в 17 число июля в деревню Крохову вместе с другими иконами, взятыми из церкви, сопровождается священником и причтом. На пути во время шествия совершается молебен Святителю Николаю у столба с иконою сего святого в деревне Гляденовой, в 4 верстах от села, и в деревне Большой Савиной, в 7 верстах от села, также поётся молебен сему святому у столба с иконою его. В часовне деревни Кроховой, после общего молебна Святителю Николаю, совершается водосвятие и поются частные молебны оному Святителю, по желанию богомольцев, а обратно в церковь с церковными иконами ход священником совершается на другой или третий день, смотря по тому, как священник успеет обходить со святою водою дома жителей деревни.

20 июля в часовню деревни Ежев, находящейся в 2 верстах от села, совершается крестный ход одним священником и причтом с иконою Св. Пророка Илии и некоторыми местными церковными иконами. На пути, в одной четверти версты от села, у столба с иконою Преподобного Сергия Радонежского поётся молебен Св. Пророку Илии. В часовне, после общего молебна сему Пророку, совершается молебен водосвятный, и частные молебны по желанию прихожан, а после того св. иконы обратно приносятся в церковь в сопровождении священноцерковнослужителей и народа.

Нижние Муллы. Церковь. 1975 г.
Церковь в Нижних Муллах. Фото 1975 г.

18 августа совершается одним священником и причтом крестный ход для служения молебнов св. Мученикам Флору и Лавру к столбу с иконою сих Мучеников, отстоящему от церкви в 200 саженях на восток от неё. Из церкви выносятся некоторые местные иконы и совершается общий молебен Св. Мученикам Флору и Лавру, потом водосвятный и частные молебны Св. Мученикам Фллору и Лавру по желанию прихожан и, наконец, св. иконы возвращаются в церковь, а лошади кропятся святою водою.

28 августа в часовню деревни Култаевой, отстоящей от Нижнемуллинского села в 6 верстах, совершается крестный ход с иконою Св. Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна таким образом: берутся сверх означенной иконы хоругви, запрестольные иконы Крест и Божия Матерь, храмовая икона Пресвятой Троицы, иконы: Святителя Николая, Преподобного Сергия, Радонежского Чудотворца, Св. Благоверного Александра Невского, и все три священника с двумя диаконами и причтом следуют за вышеозначенными иконами до столба с иконою Св. Мучеников Флора и Лавра, каковой столб находится под горою на лугу реки Камы в одной четверти версты от селения. Здесь у столба совершается общий молебен Св. Иоанну Предтечи. Потом церковные иконы двумя священниками сопровождаются обратно в церковь, а икона Св. Иоанна Предтечи одним священником с диаконом и двумя причетниками сопровождается до часовни деревни Култаевой. На пути в деревне Копылах, отстоящей от села в 5 верстах, у столба с иконою Спасителя совершается общий молебен Спасителю. По приходе в деревню Култаеву, поётся общий молебен Св. Иоанну Предтечи на месте часовни, потом бывает молебен водосвятный, и наконец поются частные молебны ему, по просьбе богомольцев. Вечером икона Св. Иоанна Предтечи священником с причтом обратно провожается в Нижне-Муллинскую церковь, а прочими двумя священниками встречается опять у столба с иконою Св. Мучеников Флора и Лавра, так же торжественно, как и сопровождалась. На другой день 29 августа, после литургии, из церкви крестный ход совершается вторично в деревню Култаеву таким же образом, как в первый день. Шествие со св. иконами оканчивается на месте, где прежде была часовня, разломанная в 1837 году перед приездом Государя Наследника, ныне благополучно царствующего Государя Императора Александра Николаевича, как стоявшая близ самой трактовой дороги, а другой часовни ещё не построено, хотя ныне правительством разрешено построить около того же места новую деревянную часовню. Здесь сначала совершается общий молебен Св. Иоанну Предтечи, а потом поются частные молебны по просьбе богомольцев, и народ расходится в свои места и в свои селения. Икона обратно сопровождается священником с причтом таким же образом, как в первый день, только встречи у столба близ села не бывает, а бывает только колокольный звон. Двукратный ход в деревню Култаеву совершается сообразно с обстоятельствами: одни из богомольцев приходят во множестве в деревню Култаеву для моления накануне праздника и возвращаются домой тогда же, а другие приходят для той же цели в сам праздник. Прежде, когда не была разломана часовня, икона Св. Иоанна Предтечи хранилась в часовне. 28 августа она приносима была в Нижне-Муллинскую церковь, а 29 августа она торжественно возвращаема была в Култаевскую часовню, и таким образом совершался крестный ход однажды, а ныне, по разломке часовни, в деревне Култаевой негде хранить её, и она вторично приносится в Нижне-Муллинскую церковь для хранения. Для новой часовни лес приготовлен, и когда часовня будет построена, икона Св. Иоанна Предтечи будет храниться в ней, и крестный ход нужно будет также совершать однажды.

В Юго-Камском заводе, при Свято-Троицкой церкви

Сверх трёх крестных ходов, совершаемых на заводской пруд речки Юга, впадающей в Каму, для освящения воды, 6 января, в день Преполовения и 1 августа, бывают ещё два крестные хода.

9 мая, в день принесения Св. Мощей Святителя и Чудотворца Николая, по случаю многократных бывший в заводе пожаров, совершается после литургии крестный ход из храма, при многочисленном собрании народа, в заводские фабрики; причём кроме хоругвей и запрестольных икон Креста и Божие Матери, выносятся по 3 или 4 местных иконы: Пресвятой Троицы, Божией Матери, Святителя Николая и Великомученицы Варвары. После общего молебна Святителю Николаю, бывает водосвятие, и окропляются фабрики святою водою.

В день Сошествия Святого Духа, дабы почтить этот день, совершается крестный ход со святыми иконами после литургии из храма в часовню деревни Полуденной, находящейся в 3 верстах от завода. Здесь сперва совершается молебен Пресвятой Троице, потом бывает водосвятие, и народ окропляется святою водою. Наконец святые иконы возвращаются в церковь в сопровождении священноцерковнослужителей и народа.

Крестный ход на базарной площади в Юго-Камском, у памятника Александру II. 1898 г.
Крестный ход на Базарной площади в Юго-Камском, у памятника Александру II. 1898 г.

В Новоильинском селе, при Пророко-Ильинской церкви

Сверх трёх крестных ходов на речку Ежевку, впадающую в реку Каму, 6 января, в день Преполовения и 1 августа, совершается ещё два крестные хода.

В 9-ю Пятницу после Пасхи в часовню деревни, называемой Голой-Мыс, отстоящей от села в 6 верстах. В самый праздник по утру перед литургией приносится из часовни в церковь икона Св. Мученицы Параскевы, а после литургии из церкви сопровождается она в деревню Голой-Мыс священником с причтом. Церковные иконы в крестном ходе бываеют: запрестольные Крест и Божия Матерь, иконы Св. Пророка Илии, Святителя Стефана Великопермского и Св. Григория Богослова, а иногда сверх того Св. Апостолов Петра и Павла. По приходе в часовню, отправляется, при многочисленном собрании народа, сначала общий молебен Св. Мученице Параскеве, потом бывает водосвятие, и наконец поются частные молебны, по просьбе богомольцев, после чего церковные иконы сопровождаются священноцерковнослужителями обратно в церковь.

17 июля в часовню деревни Лозы, отстоящей от села так же в 6 верстах, бывает крестный ход со святыми иконами, после литургии, для служения молебнов перед иконою Святителя Николая, так называемою Можайскою, которая приносится в церковь перед литургиею, а после литургии сопровождается в деревню Лозу священником с причтом. Св. иконы из церкви в крестном ходе обыкновенно носятся те же, какие бывают при крестном ходе в деревню Голой-Мыс. По приходе в часовню, прежде всего совершается общий молебен Святителю Николаю, потом бывает молебен водосвятный, и наконец поются молебны частные, по желанию прихожан. Церковные иконы, сопровождаемые священником и причтом, возвращаются в церковь в тот же день к вечеру.

Крестный ход. Фото П.В. Сюзева начала XX века

В Сергинском селе, при Крестовоздвиженской церкви

Сверх трёх крестных ходов, совершаемых на речку Сергу 6 января, в день Преполовения и 1 августа, для освящения воды, бывают ещё два крестные хода.

9 мая, в день принесения Св. Мощей Святеля и Чудотворца Николая. Накануне праздника ежегодно приносится в церковь древняя икона Святителя Николая из часовни деревни Шатровой, находящейся от села в 3 верстах за рекой Сылвой. Обычай приносить икону в церковь столь древний, что жители не запомнят начало оного. Приносимая икона встречается священнослужителями и народом на северной стороне Сергинского села. Для встречи её выносятся из церкви хоругви, и запрестольные иконы Св. Крест и икона Божией Матери, местные иконы: Спасителя, Ильи Пророка, а иногда икона Воскресения Христова. На месте встречи совершается общий молебен Святителю Николаю. По принесении иконы в церковь, поются частные молебны частию в церкви, а большею частию в домах, по желанию усердствующих прихожан. В день праздника перед литургией икона Угодника Божия Святителя Николая уносится обратно из церкви на место празднества в часовню деревни Шатовой. Провожание иконы совершается так же торжественно, как и встреча: один священник сопровождает её в часовню, для служения там молебнов, а прочие священники возвращаются с иконами в церковь от реки Сылвы. Замечается особенное благоговение к сей святой иконе в народе, стекающемся в праздник во множестве.

20 июля, в день Св. Пророка Илии, ежегодно совершается крестный ход с церковными иконами вокруг Сергинского села, по древнему обычаю, которого начала жители не запомнят, и в этот день поются молебны Св. Пророку Илии над посевами, на полях некоторых прихожан, по их просьбам.

Сверх того ежегодно совершаются особенные хождения со св. иконами по полям прихожан, по окончании их весенних посевов. В это время бывает водосвятие и поются молебны: Спасителю, Божией Матери, Св. Пророку Илии и другим Святым, согласно просьбам прихожан.

В Насадском селе, при Входо-Иерусалимской церкви

Сверх трёх крестных ходов, совершаемых по уставу св. церкви на реку Сылву, для освящения воды (т.е. 6 января, в день Преполовения и 1 августа), бывает крестный ход.

20 июля к столбу с иконою Св. Пророка Илии, находящемуся на месте прежней деревянной церкви, на северо-востоке от нынешней каменной, на спуске с горы к реке Сылве. Крестный ход совершается с хоругвями, запрестольными иконами Крестом и Божией Матери, с иконою Воскресения Христова, с местными иконами Св. Пророка Илии и Св. Мученицы Параскевы, храмовой из предела тёплой церкви. Священники с причтом сначала поют общий молебен Св. Пророку Илии, потом совершают водосвятие, окропляют народ святою водою и наконец со святыми иконами возвращаются в церковь.

Совершаются ежегодно также хождения со святыми иконами по полям прихожан, для служения молебнов, по окончании весенних посевов.

Крестный ход в полях по случаю неурожая. Авторы Н. Каразин (художник), Рашевский (гравер). Конец XIX - начало XX вв.
Крестный ход в полях по случаю неурожая. Художник Н. Каразин, гравер Рашевский. Конец XIX - начало XX вв.

В Курашимском заводе, при Предтеченской Православной церкви

Сверх трёх крестных ходов, совершаемых по уставу св. церкви, для освящения воды, на заводской пруд речки Курашима.

Крестный ход, совершаемый с разрешения Святейшего Синода, бывает для торжественной встречи в полуверсте от завода Чудотворной иконы Святителя и Чудотворца Николая, приносимой из Николаевской церкви Кыласовского села Кунгурского уезда в день Вознесения Господня, перед литургией, для служения молебнов Угоднику Божию как в церкви, так и в домах прихожан. Если в день Вознесения бывает ненастная погода, то св. икона приносился и в другой день, только вскоре после оного праздника. Как встреча, так и сопровождение оной обратно совершается с хоругвями и местными иконами, выносимыми из церкви. В передний путь сопровождает св. икону причт Кыласовской церкви до деревни Платошной, а в обратный путь причт Курашимской церкви до той же деревни Платошной, находящейся в 4 верстах от Курашимского завода. В домах жителей деревни Платошной, как и в Курашимском заводе, поются молебны перед иконой Святителя Николая.

В Янычевском селе, при Николаевской церкви

Сверх трёх крестных ходов, совершаемых в году по уставу св. церкви на речку Юг, для освящения воды.

Крестный ход из церкви с местными церковными иконами бывает 28 июля, после литургии, к находящемуся среди селения столбу, на котором поставлена икона Неопалимой Купины Божией Матери. Молебен Божией Матери поётся с акафистом, и после молебна народ прилагается ко Кресту и окропляется приносимой из церкви святой водой. Наконец, церковные иконы, сопровождаемые священноцерковнослужителями и народом, уносятся обратно в церковь.

В.Г. Перов. Сельский крестный ход на Пасхе
В.Г. Перов. Сельский крестный ход на Пасхе

При церквах второго благочиннического округа Пермского же уезда

В Верхне-Чусовском Городке, при Христорождественской церкви

9 мая, в день Святителя и Чудотворца Николая совершается ежегодно крестный ход в дер. Заболотскую, отстоящую от приходской церкви в 4 верстах и дер. Никифорову, отстоящей от приходской церкви в 6 верстах. В часовнях, построенных в сих деревнях, бывает водоосвящение и хождение по домам с Крестом и святой водой.

В десятое по Пасхе воскресенье вокруг села, при многочисленном собрании народа. При сём у часовен, стоящих на четырёх углах селения, во имя Рождества Христова, Животворящего Креста, Покрова Божией Матери и Архангела Михаила, бывают молебствия. Нередко совершаются молебствия и при домах жителей по их желанию и просьбе.

В неделю Пятидесятницы в дер. Киткову, отстоящую от церкви в 3 верстах.

В день Св. Духа в дер. Ларешную, отстоящую от церкви в 7 верстах.

9 июля, в дер. Заболотскую. В часовне, построенной в этой деревне, находится древняя икона Казанской Божией Матери, о которой гласит предание, якобы она назад тому лет двести явилась на том месте, где ныне построена часовня. Эта икона 22 октября приносится в приходскую церковь на храмовый праздник, где и остаётся до настоящего крестного хода. В продолжении трёх дней праздника, эта икона с особенным благоговением носится по домам прихожан для служения молебнов.

1 августа, в дер. Никифорову, отстоящую от церкви в 6 верстах. В этот день все прихожане приезжают верхами на лошадях к водоосвящению, совершаемому после литургии на реке Чусовой и становят лошадей в воде, держа их крепко на поводьях. Когда Крест погрузится в воду, то поводья отпускают и поят коней. Потом все выезжают на луг и бывает конная скачка. После всего этого все отправляются за крестным ходом в вышеозначенную деревню на праздник.

20 августа в дер. Старогорскую, отстоящую от церкви в 1 версте.

8 сентября в дер. Ларешную, отстоящую от приходской церкви в 7 верстах.

В часовнях, построенных во всех вышеозначенных деревнях по принесении икон совершается водоосвящение, молебны празднуемым святым и обходятся дома жителей с Животворящим Крестом Господним и св. водою.

В Нижне-Чусовском Городке, при Богоявленской церкви

20 июля, в день праздненства Св. Пророка Илии, до часовни в деревню Сельскую, отстоящую от приходской церкви в 10 верстах.

28 июля, в день праздненства Божией Матери до часовни, находящейся поблизости самого села для водоосвящения и хождения с Честным Крестом по домам прихожан. К этой же часовне бывают и в другое время крестные ходы, например, во время бездождия или безведрия.

6 августа, в день Преображения Господня, до дер. Кингевской, отстоящей от приходской церкви в 10 верстах, по случаю празднования жителями упомянутой деревни Преображения Господня. Во все вышеупомянутые празднуемые дни, св. иконы из часовен приносятся в приходскую церковь накануне.

12 сентября, в день праздненства в самом селе в честь досточтимой иконы, имеющейся при сей церкви перенесения мощей из села Меркушина в город Верхотурье, Св. Праведного Симеона Верхотурского Чудотворца, кругом села, в сопровождении многочисленного числа богомольцев, чтущих память Св. Угодника, притекающих к сему времени из разных окрестных мест. В этот же день после службы и крестного хода, в особо устроенном доме бывает для богомольцев поставляема трапеза любви христианской, на счёт благотворительных пожертвований прихожан.

Нижне-Чусовские Городки. Дом Строгановых и церковь. 1960-е гг.
Нижне-Чусовские Городки. Дом Строгановых и церковь. 1960-е гг.

В Вереинском селе, при Свято-Троицкой церкви

На второй день Святой Троицы, во славу Бога Духа Святого с приносом из дер. Плеговской, отстоящей от приходской церкви в 7 верстах, св. икон в село Вереинское, со встречею их в навечерии праздника Св. Троицы и с сопровождением до часовни Плеговской со св. иконами из Вереинской церкви.

В Чусовском селе, при Успенской церкви

29 августа, в день Усекновения Главы Честного Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в дер. Палы, отстоящую от приходской церкви в 4 верстах, к часовне, поставленной в честь Пророка, по древнему обычаю, заведённому православными христианами, и совершаемому ежегодно.

В Камасинском селе, при Богородицкой церкви

9 мая и 20 июля, при часовне Лысвинской деревни после водоосвящения бывает крестный ход, по самой деревне, во время которого усердствующие служат молебны на полях. Крестные ходы установлены в память Святителя и Чудотворца Николая и Пророка Илии, которые совершаются каждогодно при многочисленном стечении народа.

Крестный ход в деревне
Крестный ход в деревне

В Лысвинском заводе, при Свято-Троицкой церкви

9 мая, в день Святителя и Чудотворца Николая. В этот крестный ход продолжается до горы Челпашек, лежащей на пути в село Калино, и отстоящей от завода на 2 ½ вёрст. По совершении молебна Святителю и Чудотворцу Николаю, при устроенном на нём кресте, иконы возвращаются в церковь; и чтимая икона самого Святителя, найденная, как говорит предание, в земле на том самом месте, где находится Лысвинская деревня, вместе с иконами из Лысвинской часовни, которые для встречи её выносятся к означенному месту, несётся в саму часовню, из которой на другой день сопровождаемая Камасинскими священноцерковнослужителями до того же места – горы Челпашек, а оттоле обратно приносится св. икона в Лысвинскую Свято-Троицкую церковь.

В день Св. Духа. Этот ход совершается к часовне Лысвинского завода, по течению реки Лысвы – на левой стороне. По отправлению при ней молебствия Св. Живоначальной Троице иконы возвращаются в церковь.

В день Преполовения. По совершении водоосвящения иконы несутся в завод, из которого по пропетии молебна и окропления св. водою машин, заводских печей, молотов и самого железа, приготовленного для отправления на ярмарку, иконы возвращаются в церковь.

В Калинском селе, при Воскресенской церкви

В праздник Вознесения Господня на небо, в дер. Бурсунскую.

В день Св. Троицы.

26 июля, в день Пресвятой Владычицы Нашей Богородицы Тихвинской в дер. Заозерье.

В 9-ю Пятницу по Св. Пасхе в честь Св. Мученицы Параскевы, наречённой Пятницы в дер. Нижне-Калинскую.

Во все сии праздники, по отправлении общего молебна с водоосвящением в устроенных на сей случай в сих деревнях часовнях и разным св. угодникам по просьбам поклонников бывает хождение с Животворящим Крестом и освящённою водою в дома желающих прихожан.

Крестный ход. 1910-е гг.
Крестный ход. 1910-е гг.

В Сылвенско-Троицком селе, при Свято-Троицкой церкви

2 и 26 августа к часовне, которая находится среди села, во имя Стефана Епископа Пермского, где прежде во имя сего Святителя была церковь.

3 и 16 августа к часовне, устроенной в Симакиной, во имя Божией Матери всех скорбящих радостей. Расстояние сей часовни от церкви 5 вёрст.

В Архангело-Пашийском заводе, при Свято-Троицкой церкви

В неделю всех Святых к кладбищенской часовне для освящения воды и служения молебна всем святым и панихиды.

В пятницу первой недели Петрова поста – к часовне Св. Пророка Илии (так называемую Девятую Пятницу) для служения молебна Св. Мученице Параскеве.

20 июля, в день Св. Пророка Илии, к часовне для служения молебна по обряду, заведённому христианами.

15 августа, в день Успения Пресвятой Богородицы в Новый Завод к Успенской часовне для служения молебна с водоосвящением фабричных механизмов.

При церквах третьего благочиннического округа Пермского же уезда

В селе Ильинском. В девятую пятницу после св. Пасхи. По окончании Божественной литургии при церкви во имя Пророка Св. Илии начинается шествие с св. иконами и хоругвями, во время которого на многих пунктах в селении поются, при окроплении св. водою, литии.

Церковь в селе Ильинском
Церковь в селе Ильинском

В селе Отчино-Сретенском. В тот же день, как показано выше. По окончании литургии при церкви во имя Сретения Господня бывает шествие с хоругвями и св. иконами к кладбищенской часовне, где отправляется молебен всем святым, а после сего поются литии во многих местах селения.

В день Смоленской Божией Матери, 28 июля. По окончании литургии бывает шествие со св. иконою Смоленской Божией Матери, принесённой накануне и в часовни деревни Плотниковой, отстоящей от села в 4 верстах в таковую же деревню Плотинкову и по приходе в часовню начинается водоосвящение и отправляются, по желанию, молебны Божией Матери. Обряд этот установлен в 1848 году по случаю прекращения эпидемической болезни, свирепствовавшей в этом селе.

В селе Лобано-Богородицком. В девятую пятницу после св. Пасхи. По окончании литургии при соборной церкви во имя Пресвятой Богородицы бывает шествие с хоругвями и св. конами по селению и по полям вблизи селения и поются, при окроплении св. водою, молебны.

В селе Гаревско-Васильевском. В показанный выше день. По окончании литургии при церкви во имя Вознесения Господня совершается шествие с хоругвями и св. иконами по селению и, при окроплении св. водою, поются литии.

Крестный ход

В селе Слудском. В показанный выше день. По окончании литургии при церкви во имя Св. Апостолов Петра и Павла начинается с хоругвями и св. иконами шествие на близ лежащие к селу поля, где, после малого водоосвящения, совершаются молебствия Спасителю и Св. Пророку Илие с коленопреклонением, и затем окропляются поля св. водою, а на возвратном пути крестного хода в церковь по селу поются молебны, при окроплении св. водою.

В селе Никулинском. В день Пятидесятницы. По окончании литургии бывает при Благовещенской церкви шествие с св. иконами к часовне, отстоящей в одной версте и по приходе в часовню поются после водоосвящения молебны, а потом крестный ход возвращается в храм Божий.

В день Св. Пророка Илии. По окончании литургии бывает при той же церкви шествие с хоругвями и св. иконами к часовне, построенной на месте упразднённого деревянного за ветхостью храма, где, после водоосвящения, отправляются Св. Пророку Илие молебны, по окончании коих крестный ход возвращается в церковь. Обряд этот получил начало в 1842 году и установлен в память престольного праздника.

В Добрянском горном частном заводе. В день Рождества Иоанна Предтечи, 24 июня. По окончании литургии при Рождество-Богородицкой церкви в Добрянском заводе начинается шествие с хоругвями и св. иконами по заводскому селению, во время которого на многих пунктах при окроплении св. водою поются литии.

В день Св. Пророка Илии, 20 июля. По окончании литургии начинается шествие со св. иконами в часовню деревни Кряжевой, расстоянием от завода в 5 верстах. По приходе в часовню бывает малое водоосвящение и потом поются молебны. Для сего крестного хода накануне, 19 июля, из означенной выше часовни приносятся св. иконы: Божие Матери всех скорбящих, Св. Пророка Илии и Священномученика Власия.

Добрянский завод во время разлива реки Камы. 1894 г.

В Ползнинском горном частном заводе. В день Св. Пророка Илии, 20 июля. По окончании литургии при Свято-Троицкой церкви в Полазнинском заводе начинается шествие со св. иконами на старое кладбище, расстоянием от церкви в 4 верстах. По приходе на кладбище бывает водоосвящение и поются молебны Св. Пророку Илие, а потом совершаются панихиды по усопшим на могилах их.

Источник:
Описание крестных ходов, совершаемых в продолжении года // Памятная книжка Пермской губернии на 1863 год. – Пермь, 1862.

Читайте также:

Поддержать «Ураловед»
Поделиться
Класснуть
Отправить
Вотсапнуть
Переслать

Гостиницы Екатеринбурга

Рекомендации