Кладбищем паровозов прозвали базу запаса близ железнодорожной станции Шумково (Пермский край). Здесь можно увидеть несколько десятков старых паровозов и даже полазить по ним. Настоящий музей старой железнодорожной техники под открытым небом!
База запаса находится в этом месте с 1967 года. Ее перевели из города Кунгура. Территория базы делится на две части. В первой (ближней) находится современная железнодорожная техника: вагоны, локомотивы, снегоуборщики и т.п. Сюда же отправляют вагоны отмененных на зимнее время электричек. Рядом стоит домик с охраной.
Продолжайте движение по рельсам и через несколько сотен метров после этой части базы увидите вожделенное кладбище паровозов.
Здесь присутствуют паровозы нескольких типов. Больше всего серии Л («Лебедянки»).
Самым старым на Кладбище паровозов был паровоз ЭР 716-66 венгерского производства фирмы «MAVAG». Год производства – 1936. Более сорока лет он проработал маневровым паровозом на станции Кунгур. На него обратили внимание музейщики и выкупили в качестве экспоната. Сейчас он перебрался с Кладбища паровозов в музей «Боевой славы Урала» в Верхней Пышме (Свердловская область).
Были здесь и паровозы серии ФД (Феликс Дзержинский). Рассказывают, что отсюда многие из них были проданы в Китай.
Некоторые паровозы в сравнительно хорошем состоянии, со смазанными подвижными частями (которые легко двигаются и даже не скрипят), другие совсем проржавели буквально до дыр. В некоторые локомотивы можно залезть и почувствовать себя машинистом или кочегаром. Также можно залезть наверх. Местами на паровозах и в вагонах уже выросли березки.
Спереди, почти на каждом паровозе, большие красные звезды.
В основном это техника 1940-50-х годов. Помимо паровозов стоят и старые вагоны.
К сожалению, техника пострадала от мародеров. Фары разбиты, многие детали свинчены или даже срезаны. Но и сейчас эти почерневшие паровозы поражают свой мощью!
Стоящие здесь паровозы предполагалось использовать в случае войны, при отсутствии электричества в контактных проводах железных дорог. В прошлом за ними ухаживали, смазывали. В советское время это был секретный объект. Сейчас даже в случае чрезвычайной ситуации вряд ли их будут использовать. Выгоднее и проще использовать тепловозы. Тем более КПД у этих паровозов всего лишь 10%. Но их плюс в том, что можно использовать любое топливо.
В советское время это был секретный объект. Да и сейчас территория охраняется. На глаза охране лучше не попадаться. Либо можете перестраховаться и попробовать получить разрешение на посещение в руководстве Свердловской железной дороги.
Успевайте посетить это место, пока паровозы не сдали на металлолом или, в лучшем случае, не определили по постаментам. Сейчас паровозов здесь порядка двух десятков, а было значительно больше (в советское время количество доходило до 140 единиц).
Будьте осторожны: летом здесь много клещей и гадюк.
Интересно, что здесь жили предки бывшего губернатора Пермского края Олега Чиркунова.
«Именно сюда, в Карьер, что рядом со Спас-Бардой Кишертского района, и перевёз из Воронежской области мой дед всю свою семью, жену и трёх дочерей, спасаясь от гонений на кулаков. Теперь здесь чистое поле. И кладбище паровозов», - писал однажды Чиркунов в своем «Живом журнале».
И немного об окрестностях. Близлежащий населенный пункт – село Спасо-Барда, находится на противоположном берегу реки Сылвы. Это старинное село, основанное в далеком 1675 году выходцами с Вятки. Главная достопримечательность – каменный храм Спаса Нерукотворного Образа, построенный в 1859 года в русско-византийском стиле. Для небольшого села в 400 человек выглядит впечатляющим. По легенде, однажды рыбаки увидели плывшую по реке против течения икону Спаса Нерукотворного. Ее выловили и отнесли в местную церковь. Набожные жители посчитали событие за чудо, село стали называть Спасским (затем Спасо-Барда), а церковь назвали по иконе.
Посещение Кладбища паровозов можно совместить с поездкой в город Кунгур, широко известный многочисленными достопримечательностями (Кунгурская ледяная пещера, памятники архитектуры и т.д.). Летом здесь проходит известный фестиваль воздухоплавания «Небесная ярмарка Урала».
Продолжив путь по дороге, с которой вы свернули после моста через Сылву, вы попадете в село Молёбка, привлекающее любителей чудес. Также по пути к Кладбищу паровозов можно завернуть в село Усть-Кишерть, примечательное своим карстом. Там несколько озер карстового происхождения, в одно из которых ушел огород с баней, а в другое, по легенде, церковь.
Как добраться до Кладбища паровозов?
Кладбище паровозов находится в Кишертском районе Пермского края. Чтобы сюда попасть, нужно ехать по Пермскому тракту. Перед Кунгуром поворачивайте на Кишерть. Далее езжайте по трассе, ни в саму Кишерть, ни в Спасо-Барду сворачивать не нужно. После автомобильного моста через Сылву будет железнодорожный переезд. Направо, прямо по рельсам уходит дорога на кладбище поездов. Через несколько сотен метров она сходит с рельс и представляет собой грунтовку. До Кладбища паровозов можно легко дойти и пешком. От трассы до Кладбища поездов около 4 километров.
На общественном транспорте можно доехать на электричках Пермь – Шаля до остановки «Школьная» (она находится в Спасо-Барде) и далее пешком.
GPS-координаты Кладбища паровозов: N 57º 20.655´; E 57º 21.775´. Сориентироваться помогут приведенные ниже трек и карта.
Можно заглянуть сюда и во время сплава по реке Сылве. Кстати, весной, в большую воду, кладбище паровозов иногда подтапливается.
Примерное расстояние от города Перми – 150 км, от города Екатеринбурга – 280 км.
UPD. В 2018 году паровозы перегнали на охраняемую площадку. Теперь попасть к ним можно лишь если договоритесь со сторожем. Не всегда это получается.
Павел Распопов
Смотрите также:
- Суксунские подземелья
- Водопад Плакун
- "Небесная ярмарка", окрестности Суксуна и Кунгура (04-05.07.2015)