На кладбище села Максютово Кугарчинского района Республики Башкортостан возвышается кэшэнэ. Так называют архитектурное сооружение из камня или кирпича над могилами знатных людей времён средневековья в исламских государствах. Слово «кэшэнэ» иранского происхождения и переводится как «дом мёртвых». Кэшэнэ выделяется купольно-сводчатом потолком. Южный Урал был северной окраиной распространения кэшэшэ.
Считается, что в мавзолее была похоронена почитаемая башкирами женщина по имени Бэндэбикэ. Учёные отнесли её усыпальницу к XIV-XV векам. Бэндэбикэ была известна как аулия (странствующий проповедник), славилась мудростью и пользовалась уважением в народе. Она выступала за прекращение вражды между башкирскими племенами и казахами. О ней сложено башкирское предание «Бэндэбика и Ерэнсэ-сэсэн».
Исследование мавзолея Бэндэбикэ
Кэшэнэ Бэндэбикэ исследовала археологическая экспедиция под руководством Нияза Мажитова в 1968-69 годах. В то время оно представляло собой уже развалины. Это было двухъярусное сооружение, нижний ярус которого имел в плане прямоугольную форму размером 8,8х6,9 м. Выше стены переходили в восьмигранник, а завершалось строение куполом. Стены толщиной 1,1 м были сложены из сырца и облицованы обожжённым кирпичом светло-серого и красно-коричневого цвета. Чередование кирпичей различных оттенков создавало на стенах особый мусульманский орнамент - гирих. Размеры кирпича составляли 24х20 см, толщина 4-5 см.
Вход в усыпальницу был с южной стороны – в виде портала размером 2,25х1,86 м со сводчатым потолком. Пилоны продолжали длину стен усыпальницы. Внутренняя камера мавзолея имела квадратную форму.
Пол был покрыт саманным кирпичом. В ходе раскопок около северной стены археологи обнаружили могильную яму, ориентированную по линии запад – восток. Её стены и дно были выложены известняковыми плитами. Внутри каменного ящика лежал скелет взрослой женщины. Умершая была погребена головой на запад. На дне могилы лежала зола и остатки бересты.
Местные жители к работе учёных по раскапыванию их святыни отнеслись негативно, но археологи объяснили сельчанам, что их цель — сохранение памятника истории для потомков. Археолог Нияз Мажитов хотел восстановить внешность Бэндэбике, чтобы узнать, какой была эта женщина. В 1968 году её останки отправили в институт антропологии при МГУ к одному из ведущих специалистов в этой области – к М.С. Акимовой. Однако закончить работу по восстановлению облика Бэндэбике учёная не смогла – в 1969 году она скончалась. Работа была остановлена. Материалы с раскопок кэшэнэ Бэндэбикэ так и хранятся в фондах НИИ антропологии при МГУ.
Легенда о Бэндэбикэ
С Бэндэбикэ и с этим местом связана интересная легенда. По башкирскому преданию, муж Бэндэбикэ – Ерэнсэ-сэсэн во главе своей дружины решил совершить грабительский набег на казахов. Узнав об этом, его жена Бэндэбикэ сказала, что с соседями-казахами надо жить дружно, и пыталась отговорить от этой поездки. Но он не послушался. Навстречу башкирам вышел казахский батыр со своей дружиной. Согласно обычаям, бой между башкирами и казахами должен был начаться после единоборства батыров. В этом поединке Ерэнсэ-сэсэн потерпел неудачу.
Когда казахский батыр хотел вонзить ему в грудь кинжал, он заулыбался. Удивлённый казах спросил: «Почему ты улыбаешься, ведь ты сейчас умрёшь». Ерэнсэ-сэсэн рассказал, что его жена Бэндэбикэ всячески отговаривала его от этого набега, и теперь он вспомнил её слова. Казах рассказал об этом своим аксакалам, а те ответили: «Бэндэбикэ – уважаемая женщина не только для башкир, но и для казахов, давайте ради уважения к ней мы отпустим её мужа, пусть он расскажет ей о своём позорном поступке». Возвращаясь домой, Ерэнсэ-сэсэн узнал, что его жена Бэндэбикэ умерла от горя и позора. Тогда Ерэнсэ-сэсэн поднялся на вершину горы Каншат и вместе с конём бросился с крутой скалы.
Кэшэнэ Бэндэбикэ в наши дни
В 2005 году над руинами мавзолея Бэндэбикэ построили обычный новодел из современного красного кирпича, с металлическим куполом. Хотя по пути встречаются туристические указатели к кэшэнэ, видно, что сюда мало кто ходит. Выложенная из брусчатки дорожка даже стала зарастать травой. Да и у самого мавзолея-новодела возникает ощущение не полной законченности и запущенности (может быть обманчивое).
Кэшэнэ Бэндэбикэ считается объектом археологического наследия федерального значения.
В Башкирии сохранилось ещё два старинных мавзолея. Это мавзолеи Хусейн-бека и Тура-хана в Чишминском районе Республики Башкортостан. Они тоже относятся к XIV-XV векам. Мавзолей Бэндэбикэ был практически идентичен им, но отличался тем, что был построен из обожжённых и саманных кирпичей, а не из камня.
Село Максютово
И несколько слов о самом селе Максютово. Оно расположено на речке Сазово, которая относится к бассейну реки Сакмара. Было основано в середине XVIII века башкирами Кара‑Кипчакской волости Ногайской дороги на собственных землях. Названо по имени волостного старшины Максюта Муллакаева. Фиксировалось также как Сырымбетово (по имени юртового старшины Сырымбета Максютова), Куево. В 1795 году в 25 дворах проживало 305 человек, в 1866 году в 93 дворах — 317 человек. Здесь живут башкиры. Жители занимались скотоводством и земледелием. По данным переписи 2010 года, тут проживало 1003 человека. При местном ДК работает народный ансамбль танца «Гузель».
В окрестностях стоит посетить Мурадымовское ущелье, а также интересны канал Кузьмича, горы Большая и Кызылташка.
Как добраться до мавзолея Бэндэбикэ
Это место расположено на кладбище в селе Максютово в Кугарчинском районе Республики Башкортостан.
От Екатеринбурга или Челябинска на автомобиле нужно ехать по маршруту: Челябинск – Пласт – Магнитогорск – Сибай – Баймак – Исянгулово – Назаркино – Максютово.
Из Уфы на машине нужно выехать на трассу на Оренбург, затем после Мелеуза повернуть в сторону Мраково, далее ехать в сторону Зилаира, в Назаркино повернуть на Максютово.
Из Оренбурга двигаться по маршруту: аэропорт – Саракташ – Исянгулово – Назаркино – Максютово. Сориентироваться поможет размещённая ниже карта.
Координаты кэшэнэ Бэндэбикэ: N 52° 19.406´; E 56° 32.007´ (или 52.323433°, 56.53345°).
Павел Распопов
Литература:
Археологическая карта Башкирии. – Уфа, 1976.
Башкирская энциклопедия [в 7 т.]. — Уфа, 2005–2011.
Границы территории, предмет охраны и режим использования памятника археологии «Мавзолей Бэндэбикэ»
Читайте также:
- Чишминские мавзолеи. Мавзолей Хусейн-бека и Тура-хана
- Зилаир: чем интересно село, по которому назван кратер на Марсе
- Урал из космоса: археологические памятники