Урочище Кашка находится на левом берегу реки Чусовой. В начале XVIII века переселенцы из деревни Алапаихи основали здесь деревню, которую назвали по реке, впадавшей в Чусовую, Кашкой.
На карте Семёна Ремезова этот приток Чусовой обозначается Каш. Герард Миллер называл её Каш-я. Постепенно гидроним трансформировался в Кашка, где частица –ка русского происхождения. На языке манси «коша, каша» означало «длинный», «я» — «река», т.е. «длинная река».
Протяжённость реки примерно 30 километров. Вода в Кашке очень чистая, прозрачная и холодная.
История Кашки
В 1722 году реку Кашку запрудили, построили пильную мельницу. Возникла Кашкинская пристань. Ежегодно отсюда отправлялось до 80 барок с железом с Алапаевских заводов.
Занимались жители и лесозаготовками, сплавом леса. В 1918 году местные умельцы изобрели и пытались внедрить механизацию лесозаготовок с использованием древокольнопильной передвижной установки.
В Гражданскую войну близ Кашки гремели бои между красными и белыми. Не обошлось без кровопролития и в самой деревне. Памятник погибшим можно увидеть в начале бывшего села. Он стоит на левом берегу Чусовой и выглядит как пирамидка из склёпанных листов. А рядом стоит памятник погибшим в годы Великой Отечественной войны. На нём можно увидеть рисунок с панорамным изображением деревни Кашки, созданный её бывшим жителем В.С. Путинцевым. На памятнике перечислены имена и фамилии 26 жителей, не вернувшихся домой.
В 1929 году в деревне был создан колхоз, отличавшийся нестандартным названием - «Вперёд — за технику». В советское время за счёт энергии реки Кашки работала пилорама, мельница. В середине 1930-х годов местный житель Александр Зырянкин соорудил водовод и водяное колесо, чтобы приводить в действие молотилки и веялки. В 1946 году построили гидроэлектростанцию. Кашка снабжала электричеством не только себя, но и несколько окрестных деревень. А в 1949 году выше по течению реки Кашки возник одноимённый посёлок лесозаготовителей, вдоль берегов реки построили узкоколейку для вывоза леса.
Позже Харёнский и Кашкинский колхозы объединились. В Харёнки перевезли мельницу и лесопилку. Кашка постепенно пустела. Жители перебирались в города или другие деревни, кто-то разбирал дома и сплавлял их вниз по Чусовой — на новые лесоучастки.
Деревня Кашка просуществовала до 1974 года. Сейчас о ней напоминают только сохранившиеся памятники да остатки плотины, которые видны недалеко от устья Кашки: бревенчатые срубы, торчащие из дамбы, накат из лиственничных досок с большими, коваными гвоздями.
Около устья Кашки на Чусовой начинается знаменитый Кашкинский перебор. Перепад уровня реки можно заметить даже визуально. Течение стремительное, в русле много крупных камней, обозначенных бурунами.
Деревню Кашку и Кашкинский перебор упоминал в своих произведениях писатель Д. Н. Мамин-Сибиряк. Приведу фрагмент очерка «Бойцы»:
«Пристань Кашка рассыпала свои домики на левом берегу Чусовой, на низкой отлогости, которую далеко заливает вешняя вода. Вид на пристань чистенький и опрятный. Напротив селения правый берег Чусовой поднимается крутым каменистым гребнем, течение суживается, образуя очень опасный Кашкинский перебор. Здесь вода шумит со страшной силой, и барки летят мимо пристани, как птицы. Падение реки здесь настолько сильно, что заметно глазом: река катится прямо под гору. Таких мест в гористой части Чусовой немало, и река в них играет с особенной яростью».
Заглянем и в книгу В. М. Лохтина, чтобы узнать об особенностях прохождения этого участка барками:
«В Кашке место чрезвычайно крутое и считается самым быстрым на всей реке Чусовой. Опасности оно, однако, не представляет, и песчаная коса, расположенная в устье реки Кашки, низкая. Миновав Кашку, постепенно выходят, приблизительно против последнего амбара, сажени на три от гребня правого берега; на этом повороте мыс крутой и хотя и есть хрящевая коса, но настолько низкая, что за неё не задевают. Привал сильный и об камни Голбчики были случаи крушений».
Деревня описывается и в романе современного уральского писателя Алексея Иванова «Золото бунта». По сюжету Кашка была родиной главного героя — Осташи.
Кашки уже давно нет, но как она выглядела можно увидеть на цветной фотографии С.М. Прокудина-Горского 1912 года.
Когда в советское время на Чусовой действовал Всесоюзный водный маршрут, поблизости располагалась плановая стоянка. Она была украшена вырезанными из дерева скульптурами, но позже была разрушена недобросовестными туристами (бывают среди них и такие). В 2014 году, в рамках проекта «Демидовский сплав», на левом берегу реки в черте бывшей деревни установили деревянную скульптуру, внешне напоминающую знаменитый Шигирский идол — древнейшую в мире деревянную скульптуру (возраст оценили в 11 тысяч лет), найденную на Урале в XIX веке.
Камень Дождевой с пещерой Шамана
Напротив бывшей деревни Кашки на правом берегу Чусовой возвышается камень Дождевой. Увлечённые прохождением Кашкинского перебора, не все туристы обращают на него внимание. Между тем, место интересное и значимое.
В камне есть небольшая пещера, образовавшаяся по вертикальной трещине. С реки её почти не видно, да и забраться по крутому склону непросто. Именно здесь экспедицией нижнетагильского археолога Юрия Борисовича Серикова в 1988 году совершено удивительное археологическое открытие.
У входа в пещеру археологи обнаружили частично разрушенное захоронение женщины 35—40 лет. Она лежала в вытянутом положении на спине и была обильно посыпана охрой. Охра — это минеральная краска бурого цвета, которую получали из железистых соединений. Череп, тазовые, берцовые и длинные кости рук отсутствовали. Одежду женщины украшали зубы животных: 73 просверленных нижних клыка выдры (это животное считалось духом-помощником шамана), два просверленных зуба северного оленя, два резца лося и один нижний клык лисицы.
Ещё более интересная находка ждала учёных в глубине грота. Там обнаружили останки мужчины 40—45 лет. Он лежал на спине в скорченном положении. Мужчина умер не своей смертью, его убили выстрелом в спину. Между шейными позвонками обнаружили каменный наконечник. Богатый погребальный инвентарь свидетельствовал об особенной роли погибшего. Это был шаман, а женщина перед входом — его помощница или жена.
По расположению находок учёные смогли реконструировать костюм убитого. На шапке шамана был нашит верхний клык лисицы. Пояс украшали 10 резцов бобра. На сапогах и брюках были костяные подвески: с внешней стороны — 10 фигурок уточек из таранных костей бобра (такие подвески найдены впервые), с внутренней — 6 каплевидных подвесок. Считалось, что кости и зубы животных на костюме шамана помогали ему перевоплощаться в зверя или птицу для успешного путешествия в верхний и нижний миры. На поясе находился костяной гарпун, на груди — шлифованный нож. С левого бока была сумка с 15 отщепами и заготовками орудий. Также найдены обломок сильно сработанного шлифовального оружия, скребок, расколотый надвое зуб лося и кости северного оленя.
У локтя левой руки и у пояса лежали 4 костяных наконечника стрелы (возможно, они были в колчане). На теле шамана россыпью залегали 11 каменных наконечников стрел. Возможно, по представлениям людей того времени они помогали душе умершего попасть в загробный мир. В погребении найдено 7 фрагментов керамики от двух сосудов. Интересно, что левая рука мужчины была прикрыта правой. У некоторых народов левая рука шамана считается священной и должна оставаться невидимой.
Данное захоронение по богатству погребального инвентаря не имеет себе равных на Среднем Урале. Находку отнесли к эпохе раннего неолита. Проведённый радиоуглеродный анализ позволил определить возраст захоронения в 6,5 тысяч лет.
По мнению историков, всё могло произойти примерно так. Группа охотников спускалась на лодке по Чусовой к пещерному святилищу в камне Дыроватом. Перед рекой Кашкой они попали в засаду, шаман был убит. Для похорон шамана было принято приглашать другого шамана, но среди спутников его не было. Тогда охотники сами похоронили шамана. Из страха перед душой убитого его связали, о чём свидетельствует скорченная поза. Помощницу шамана задушили, чтобы не проливать кровь, и похоронили в обычной позе перед гротом. Считалось, что её захоронение могло помешать надругательству над телом шамана, а также не давало душе убитого покинуть грот.
Реконструкцию и некоторые предметы с этого захоронения можно увидеть в Музее истории и археологии Урала в Екатеринбурге.
Ниже по течению начинаются самые красивые скалы на этом участке реки Чусовой: камни Омутной, Дыроватый и Олений.
О реке Чусовой, её истории и достопримечательностях я подробно писал в своей книге-путеводителе «Река Чусовая». Также написаны и изданы книги о реках Серга, Ай и Вишера.
Как добраться?
Проще всего посетить эти места во время сплава по реке Чусовой. Кстати, этот участок реки (от Харёнок до Ёквы) – самый популярный в Свердловской области.
Можно доехать и на машине. Из города Екатеринбурга нужно ехать по Пермской трассе, повернуть на Первоуральск, проехав через город продолжать движение по трассе на Шалю. В Илиме повернуть на Колпаковку, затем ехать в сторону Харёнок и Ёквы (не путайте урочище Кашка с поселком, стоящем в стороне от Чусовой, который будет по пути слева). Не доезжая до моста через Чусовую, влево будет отходить грунтовая дорога к урочищу Кашка. Расстояние от Екатеринбурга – 180 км.
Павел Распопов
Читайте также: