Как на Шемахинском заводе боролись со старообрядческим расколом

Заметка священника Шемахинского завода (сейчас это село Шемаха Нязепетровского района Челябинской области) об опыте борьбы со старообрядцами, опубликованная в "Пермских епархиальных ведомостях", № 18 от 16 сентября 1895 года.

Шемахинский завод. Заметка о борьбе со старообрядческим расколом

Статья про борьбу со старообрядчеством на Шемахинском заводе Пермской губернииПрочитавши в № 13 Пермских Епархиальных Ведомостей журнал заседания правления Пермской духовной семинарии от 2 марта сего 1895 года (в этом журнале указываются меры борьбы с расколом), я не мог не возрадоваться духом. Особенно хороша и целесообразна, по моему мнению, мера, которая состоит в привлечении к борьбе с заблуждениями раскола так называемых ревнителей православия. Так осмеливаюсь утверждать по своему личному опыту.

Призванный на священно-иерейское служение в приход Шемахинский, более двух третей зараженный расколом, я весьма был озабочен вопросом, что буду делать с раскольниками, как буду бороться неопытный, неискусный и незнакомый с суемудрыми учениями последних. Серьезно принялся за изучение раскола по разным руководствам: все в них удобопонятно, все вразумительно; изучивши по ним тот или другой вопрос, чувствуешь, что, кажется, готов вступить в небезуспешную борьбу с вожаками раскола. На деле выходит далеко не так. Беседы оказываются весьма малоплодными, потому что, оказывается, иное дело руководства по изучению раскола и совершенно иное – живая устная беседа с поборниками последнего. На беседах ставится множество таких возражений и недоумений, о которых в книжных руководствах нет речи.

Очевидно, что для успешности борьбы с расколом необходимо знать живую жизнь раскола. Но как это сделать? Тут у меня само собою явилась мысль поискать себе пособников в обличении раскольнической неправды в среде своих прихожан. Но прежде чем приступил к делу я своими думами о привлечении к борьбе с расколом ревнителей православия – простецов крестьян, знакомых по жизни с раскольническими заблуждениями, поделился со своими соображениями. Сочувствия встретил мало. Одни говорили, что чрез сие будет унижение сану священника, что священнику неприлично обращаться за содействием в этом случае к своему пасомому, иные просто советовали не вступать в бесполезную борьбу с расколом, а только достойно ходить звания своего.

И вот наш многопопечительный архипастырь призывает к сотрудничеству нам пастырям церковным именно простецов – ревнителей православия. Путь совершенно непростой и естественный, пользу коего я изведал в своей жизни. Некоторые из моих прихожан, знакомые с расколом, видя, что я интересуюсь им, стремлюсь возможно ближе и основательнее познакомиться с ним, весьма охотно, по моему вызову, стали посещать меня, стали знакомить со всеми хитросплетениями раскольничьих вожаков, указывать в старопечатных книгах те места, на которых основываются в своих измышлениях эти непризванные слепые учителя народа и проч. Все это мои доброхотные пособники, оказалось, знают до точности, живя вблизи и в постоянном житейском общении с раскольниками.

После этого у нас было организовано дело так. Мои пособники – ревнители православия стали нарочно устроять у себя и у раскольников в домах частные беседы, обсуждали те или другие вопросы, занимающие умы наших местных старообрядцев, и после каждой беседы непременно делились со мною всем тем, что происходило на прении. Таким образом я довольно основательно ознакомился с нашим местным расколом и стал теперь руководить действиями моих помощников. Составили программу вопросов, чем, когда и где заниматься по беседам со старообрядцами. Истинно, по выражению в журнале, мужик мужика, купец купца лучше всего понимают. Беседы шли успешно. С течением времени эти собеседования стал посещать и я. Мое присутствие весьма ободряло защитников православия, раскольников первоначально смущало, но не долго.

Раскол стал колебаться. Наши местные раскольники, раздраженные нападками православных и досадуя за слабость своих наставников и начетчиков в беседах, обратились в Нязепетровский завод к главарю часовенного согласия Ивану Симеонову Слесареву, который составляет опору раскола в нашем околодке. Приглашенный посещал наш завод неоднократно. Со стороны православия особенно успешно вели борьбу истинные ревнители св. православной церкви, славные знатоки старообрядческих заблуждений, Л.Е. Ершов, А. Алабушев, Е.С. Ципушин. После последней из бесед (их было четыре) Слесарев постыдно должен был оставить Шемахинский завод, и звезда его с этого времени в глазах старообрядцев померкла. Результатом этих собеседований было обращение в православие нескольких семейств раскольнических.

Благодарю Бога, что Он, премудрый и многомилостивый, внушил мне мысль в борьбе с раскольническим заблуждением обратиться к помощи моих пасомых. Они основательно познакомили меня с суемудрием и пустыми баснями наших старообрядческих начетчиков и сами явили себя истинными борцами за св. православную церковь и победоносными поборниками раскольничьих заблуждений. Без них и по сие время наши Шемахинские расколоучители не смирили бы своей гордыни.

В заключение еще раз повторю, что я истинно порадовался, когда услышал из уст нашего архипастыря указание на сей именно испытанный путь борьбы с расколом – привлечение к этому ревнителей православия – простецов прихожан, знакомых с жизнию раскола, а где, в каком приходе таких лиц не окажется.

Дай Бог, чтобы на призыв нашего архипастыря устроить в каждом приходе общество ревнителей православия откликнулись единодушно все пастыри Пермской паствы. Дай Бог, чтобы и будущие пастыри церковные – воспитанники семинарии, в стенах заведения, на так называемых практических уроках по обличению старообрядческого раскола, побольше и почаще имели личных сношений с начетчиками старообрядческими, а сельские священники не оставляли семинарию своими письменными сообщениями о жизни местного раскола.

Свящ. П.О.

Пермские епархиальные ведомости, № 18, 16.09.1895.

Читайте также: 

Поддержать «Ураловед»
Поделиться
Класснуть
Отправить
Вотсапнуть
Переслать

Гостиницы Екатеринбурга

Рекомендации