Тропа «Сысертская сотня» полностью промаркирована: как мы это сделали?

Организаторы «Сысертской сотни» делятся секретами и подробностями создания маршрута велопешеходной тропы с читателями сайта проекта «Ураловед».


С чего все начиналось? Вопрос, конечно, интересный. Сложность выбора, непонимание и страх неудачи сопровождали нашу команду на первых порах. Но мы преодолели это и взялись за работу. В этой статье подробно расскажем про все подводные камни в таком непростом деле как создание тропы и осветим все достигнутые нами высоты.

Итак, разведка. Перед нами стояла задача выбрать маршрут, который был бы универсальным: можно спокойно прогуливаться летом, зимой и в межсезонье. Мы приняли решение испытать тропу на проходимость сначала зимой, потом весной. Это важно было сделать для исследования рельефа: учесть все реки, водоемы, болота и проверить наличие переходов через них.

Первый этап зимней разведки: пилотное исследование тропы

Все началось с прокладывания маршрута тропы между населенными пунктами Верхняя Сысерть-Космакова-Щелкун-Абрамовское. Это больше 60 километров. Далее по мосту мы пересекли трассу М5 и оказались рядом с селом Щелкун. Лесными тропами добрались до небольшого, но живописного водоема – Абрамовский разрез.

Абрамовский разрез с высоты
Абрамовский разрез летом. ФОТО: проект ФОТОСысерть

Второй этап зимней разведки: на снегоходах

Здесь не обошлось без приключений. Мы преодолели 25 километров, забрались на гору и исследовали лес с целью предварительной разметки территории для будущих глэмпингов и кемпингов вдали от населенных пунктов. Такие локации позволят туристам отдыхать в тишине и наслаждаться природой.

Финальный отрезок пути, по совету местных жителей, прошел вокруг коттеджного поселка «Заповедник». Через реки мы планируем либо установить переходы из бревен, либо соорудить мостик. Это позволит не нарушать их течение и сделает пересечение удобным.

Зимняя разведка на снегоходах: команда Сысертской сотни
Зимняя разведка на снегоходах: команда Сысертской сотни

Третий этап зимней разведки: заключающий

Участок от поселка «Заповедник» до Абрамово помогал прокладывать один из самых активных вдохновителей проекта – директор Villa66 Андрей Борисов. Мы бы сказали, что он был нашим гидом.

Признаемся, не ожидали, что исследование займет столько времени, так как дорога была непредсказуемой, сложной и ухабистой. Часть пути пролегала через автомобильные дороги. Мы предполагали, что придется подкорректировать маршрут, чтобы туристы реже пересекались с транспортом.

Команда тропы “Сысертская сотня” и директор Villa66 Андрей Борисов
Команда тропы “Сысертская сотня” и директор Villa66 Андрей Борисов

Первый этап весенней разведки

Мы запаслись дождевиками, наполнили термосы вкусным чаем, обрызгались репеллентами и потратили полторы тысячи калорий на разведку 20 километров пути из Верхней Сысерти в Космакова.

Во время разведки мы хотели найти проблемные участки на маршруте, проверить его проходимость в летний период, изучить туристический потенциал и понять необходимый уровень вложений в обустройство тропы.

Что мы нашли: оборудованная беседка для привала (локация – железный рудник), удобный деревянный мост через речку Глубокую, смотровая площадка с видом на Каслинско-Сысертский кряж (локация – вершина горы Гладкой).

Вид с беседки на горе Гладкой
Вид с беседки на горе Гладкой

Второй этап летней маркировки: велосипедный

Нас было пятеро. Стартовали от ТИЦа чуть с опозданием от графика. Сначала мы доехали до фарфорового завода. Оттуда свернули и двинулись на север вдоль пруда. Затем пересекли автомобильную дорогу и направились в сторону Каменки.

В дороге мы пользуемся картами Maps.mе. Что мы нашли: источник первоапостолов Петра и Павла, вершина горы Березовая, загородный клуб «Белая лошадь». Далее через территорию бывшего лагеря Павлика Морозова въехали в Кадниково.

Общий трек маршрута – почти 52 км (от Сысерти и обратно). Время в пути – 8 часов 20 минут.

Участники маркировки маршрута Сысертская сотня

Третий этап маркировки

Начало маршрута было идеальным – ровная асфальтированная дорога и пекарня, где можно купить круассан с кофе. Но к сожалению, всё это закончилось, когда мы выехали за границы КП «Заповедник»...

Далее встали на трек и по нему поехали до Гуляевского кордона. Дорога лесная, местами разбитая лесовозами, но проехать можно. Добравшись до Гуляевского Кордона, мы остановились на привал, отдохнули и поехали дальше, в сторону Габиевского карьера.

Затем началась самая «интересная» и изнурительная часть нашей поездки, потому что так мы еще не ездили. По пути наткнулись на три вышки охотников с распаханными перед ними полями. Очевидно, что здесь посажено что-то для кабанов. Рядом много бутылок из-под водки. В состоянии подпития некоторых людей, наверное, можно и не отличить от кабанов…

Итоги дня: из лесных обитателей увидели только лису, сняли с себя около 30 клещей, проехали километров 50, но трек записать не удалось. Технический сбой программы.

Габиевский карьер и участники маркировки тропы

Четвертый этап летней разведки: заключительный

Отрезок Космаково – Щелкун. У нас стояла задача оценить проходимость для городских жителей, отметить все интересные точки и места, убрать мусор и расчистить дорогу.

Путь сразу заставил нас поднапрячься и приложить усилия, поскольку через 2 километра от деревни дорога из ровной и легкой превратилась в ухабистую. Особенно сильно тормозили движение опилки и лужи. Поездка пролегала по мокрым дорогам, по которым часто ездят лесовозы. Такой рельеф покажется новичку на велосипеде сложным, ведь ему придется часто лавировать и выискивать более ровные участки пути.

Что нам удалось найти: вершина горы Редкой, с которой открывается завораживающий вид на Уральские горы с бескрайними лесами, местными озерами Большой и Малый Багаряк, а восточнее виднелся поселок Щелкун, Щелкунская крепость (ТИЦ Щелкуна), а возле самого населенного пункта рассматривается создание историко-туристической локации из заброшенной зенитно-ракетной базы.

Что мы можем в итоге сказать? Разведка – одна из важнейших частей в процессе создания образцовой тропы. Это начало начал для формирования благоприятной туристической инфраструктуры. Мы вложили все свои силы и душу в это занятие. Работаем на благо Свердловской области и Сысерти!

Двигаемся дальше! После разведки на основе собранных данных можно начинать выбирать цвета меток и согласовывать их с руководствами. Мы обращались в Администрацию Сысертского городского округа, в природный парк «Бажовские места», а также в Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области. Особых сложностей с этим не возникло, но в самом начале нам не согласовали первые варианты цветовых меток по особо охраняемой природной территории. Были предложены метки цвета терракот. В итоге мы нашли компромиссный для всех вариант — бело-желто-белая метка, которая отчетлива видна как ночью, так и днем. Мы стали первыми в Свердловской области, кто выбрал такое цветовое сочетание в столь масштабном проекте, и теперь им пользуются другие создатели троп в нашем регионе.

Решение оказалось удачным, потому что в этих местах жил Павел Петрович Бажов, который написал сказ о «Золотом полозе». Так и получилось, что желтый цвет маркировки символизирует этого персонажа. Кстати, легендирование играет важную роль – должна быть историко-культурная составляющая в выборе цвета и люди должны понимать мифологию местности. В итоге получилось, что сысертский Великий полоз используется уже в других проектах.

Изначально мы рассматривали чешскую рекомендацию, которая распространена в Европе, потом немного отошли от этой идеи и выбрали вариант, разработанный Агентством стратегических инициатив совместно с Rutrail, которые активно внедряют систему маркировки троп по всей России.

Организационная часть маркировки

Другая сторона – это юридическое обоснование единственной на Урале кольцевой велопешеходной тропы. Есть ГОСТы и СНИПы, есть понятие эко-троп и требования к их созданию, а просто понятия «тропа» не существует. Нужно было понимать, как дальше действовать. Если мы назовемся турмаршрутом, то это подразумевает, что мы должны оказывать коммерческие услуги, хотя тропа изначально позиционируется как бесплатная для посещений, и, как следствие, на нас ляжет обязанность обеспечения безопасности, убирать природное покрытие по маршруту следования, прокладывать новое покрытие тропы, которое будет отличаться естественного, а если говорим тропы – придраться нельзя. Мы делаем в стилистике, которая распространяется по всей стране: Большая Байкальская, Большая Севастопольская, Южноуральская тропа и т.д.

Подводные камни: как себя позиционировать, тропа, эко-тропа, турмашрут и как это обосновывать. На эко-тропе должны проводиться лекции об экологическом просвещении и т.д. А просто тропа – это народное строение.

Первая тестовая метка: как правильно наносить навигационные метки

В нанесении маркировки мы придерживались международных стандартов, делали все аккуратно, по трафаретам.

Процесс подготовки выдался длинным. Тестирование меток начали на капиллярных маршрутах рядом с Космакова, т.е. тех, что будут ответвляться от основного трека. Маркировка наносится, исходя из особенностей рельефа. Если деревья мешают обзору или дорога извилистая, то метки можно наносить буквально через каждые 10-15 метров. Если путь идеально ровный и просматриваемый, то наносить следует каждые 50-100 метров.

Краткий алгоритм нанесения:

  • Лидер бригады выезжает на трек и наносит первые белые точки на деревья;
  • Следующая за ним группа идет с трафаретами и маркирует уже двумя цветами те метки, что оставил лидер;
  • Всё то же самое, только в обратном направлении трека. Важно наносить метки не на те же деревья, а на те, которые будут лучше просматриваться издалека при обратном путешествии.

Нанесение маркировки тропы

Первый этап маркировки: Верхняя Сысерть – поселок Луч

Май, начало… Процесс двигался быстро. Благодаря волонтерам большая часть меток на асфальте и деревьях уже была нанесена. В принципе этот отрезок считается одним из легких. Прогуливаясь в этом направлении, вы можете забраться на гору Бессоновка и насладиться панорамным видом на всю Сысерть. Следуя дальше, вам попадутся необычные качели над обрывом, не бойтесь и обязательно попробуйте покачаться на них. Ну и наконец к поселку Луч вас приведет огромный деревянный мост, его вы точно не пропустите. Фотографии на нем получаются что надо!

Маркировка тропы Сысертская сотня

Второй этап маркировки: Космакова – Щелкун

  • Сделали за 1 день. Работали с 8 утра до 18 вечера;
  • Тропа проходит через сельхоз-мост. Это значит, что люди не будут пересекать трассу М5 и останутся в безопасности;
  • Расстояние от деревни Космакова до центра Щелкуна составляет примерно 15 километров;
  • Между населенными пунктами есть отличное видовое место – гора Редкая. Ее высота составляет 340 метров. Подъем на нее достаточно крутой и изнурительный для первого раза. Просто так не заедешь на велосипеде даже с разгона. Оттуда открывается завораживающий вид на окрестности, водоемы и поселения.

Третий этап летней маркировки: КП «Заповедник» – Гуляевский Кордон

Наше утро началось с дороги до КП «Заповедник». Там нас радушно встретили классные ребята из Гуляй Тура на своих квадроциклах. Нашей команде предстояла ответственная задача промаркировать отрезок длинною 18 километров аж до Гуляевского Кордона.

Итоги дня:

  • Промаркировали 18 километров от КП «Заповедник» до Гуляевского Кордона;
  • Обсудили важные вопросы по установке информационных щитов с Гуляй Туром;
  • Вдоволь надышались свежим воздухом;
  • А ещё концентрация Сергеев в этот день зашкаливала;
  • Общее время маркировки составило примерно 8-9 часов.

Четвертый этап летней маркировки: Гуляевский Кордон – Абрамово

Маршрут пролегал по восточной части тропы, а его длина составляла примерно 15 километров. Времени на нанесение меток мы потратили почти столько же, сколько и в предыдущей поездке. Этот отрезок подойдет для тех, кто уже испытал свои силы на других участках тропы и готов пройти новый, самый сложный, ведь здесь почти нет связи.

В целом, маркировка этой части показала, что критически важно устанавливать навигационные столбы, указатели и метки «спокойствия» в полях, чтобы не возникало чувства потерянности и отхождения от маршрута на открытых участках «Сысертской сотни». Было интересно в голове размечать потенциальные места установки, продумывать возможные активности, мероприятия и задействовать местных жителей, которые также желают приобщиться к будущей тропе. Для этого мы ищем среди местных жителей заинтересантов, которые будут следить за общим состоянием меток и по возможности наносить новые. Таких участников мы назвали хранителями троп.

Теперь все 8 населённых пункта по маршруту Сысертской сотни соединены единственной на Урале кольцевой велопешеходной тропой и первым проектом подобного масштаба для Свердловской области! Долгие 6 месяцев мы работали над этим!

Что было сделано?

  • Разработаны сценарии путешествия;
  • Нанесены первые туристические линии «Золотой полоз» по историческому центру Сысерти;
  • Готовы материалы для создания радиальных и капиллярных троп от основного маршрута.

Велопешеходный маршрут Сысертская сотня

Также мы начали расчищать тропу от камней, убирать ветки, распиливать упавшие деревья для облегчения прогулок выходного дня и семейного отдыха.

В будущем планируется установка скамеек для отдыха, информационных стендов, детских площадок, а также создание инклюзивных турмаршрутов для маломобильного населения. Мероприятиям тоже быть!

Маркировка «Сысертской сотни» – первый шаг к созданию полноценной точки притяжения в рамках проектируемого туркластера «Большая Сысерть», а сама тропа сейчас – лишь первый пилотный проект для Свердловской области и каркас, вокруг которого будет создаваться сеть капиллярных и радиальных троп не только для туристов, но и для жителей населенных пунктов. В будущем тропа будет соединяться с другими маршрутами, благодаря чему общее расстоянии региональных проектов прогулочных путей достигнет более 2000 километров.

Текст и фото предоставлены создателями «Сысертской сотни»

Читайте также:

Поддержать «Ураловед»
Поделиться
Класснуть
Отправить
Вотсапнуть
Переслать

Гостиницы Екатеринбурга

Рекомендации