Ураловед

Портал знатоков и любителей Урала

5 1 2 3 4 5 Рейтинг: 5.00 Голосов: 1

Раскроем «План…железоделаемому северскаго заводу…строениям» за 1761 год. На нём, под начальными литерами, прочтём: «1. церковь во имя святыя троицы. 2. колоколня…». Оба объекта располагались южнее нынешнего, ближе к берегу пруда, на месте нахождения памятника северчанам , погибшим в гражданскую войну.

Колокольня стояла рядом с церковью и севернее от неё. На одноимённом «Плане…» за 1807 год она уже отсутствовала.

О первом культовом здании северских мастеровых кое-что можно прочесть в документальном сборнике «Приходы и церкви Екатеринбургской епархии» (Екатеринбург, 1902), «Справочной книжке Екатеринбургской епархии на 1915 год» (Екатеринбург, 1915) и другой религиозно – краеведческой литературе, имеющейся в государственном архиве Свердловской области (ГАСО) или в областной публичной библиотеке им. В.Г. Белинского.

Со страниц сборника узнаём, что «…Первая деревянная церковь, во имя Живоначальныя Троицы, заложена 12 июня 1754 года, по благословению Митрополита Тобол. и Сибир. Сильвестра; освящена, по по благословенной грамоте того же Митрополита, 20 августа 1755 года. Эта церковь, построенная прихожанами на свои средства, в 1825 г. за ветхостью, была разобрана: на месте престола поставлен мраморный памятник».

Существующее ныне каменное здание бывшего храма, заложили 2 июля 1811 года, «по благословению Преосвященнаго Иустина, освящено 14 июля 1816 года вышеназванным Владыкою». (Здесь и далее  дореволюционные даты приводятся в старом стиле).

Деталям, общей архитектуре и оформлению храмов издавна придавалось большое значение, как мощному средству воздействия на верующих. Не была исключением и северская церковь.

Сводчатые купола опирались на шестигранные барабаны с узкими декоративными оконцами. Колоннада с узорчатыми антаблементами вверху и пилястрами внизу каждого столпа, придавала храму парадный вид. Шлемообразные маковки поддерживали кресты. Под одной из них, наиболее высокой, размещалась звонница. Эта башенка была трёхярусной.

Много лет назад от одного из старожилов – северчан услышал я не то легенду, не то быль. Будто бы, когда к храму доставили самый большой и самый тяжёлый колокол, возник вопрос: как поднять его на колокольню, не разбирая стен и потолка? И будто бы священник выкатил бочку вина в награду тому, кто подскажет самое разумное решение.

Разные варианты услышал он из уст прихожан, пока не выступил вперёд один из мужиков и сказал: «Я попробую». «Один?!» - изумились люди. – Каким образом?». «Это моё дело» - только и ответил мастеровой и попросил до утра никому не подниматься на холм, на вершине которого возвышался храм.

А утром поплыл от Свято – Троицкой церкви до самой Раскуихи мелодичный перезвон и слышался в нём набатный голос вчерашнего «новичка», хотя стены и потолок остались нетронутыми. А вино мужики пили сообща.

Может, и байка это.

Выкружки, капители, сандрики, аркатуры, фронтоны и другие архитектурные элементы украшали наружные фасады храма. Привлекали восхищённые взгляды и внутренние интерьеры – мозаикой, фресками, росписями.

Так как население заводской слободки и ближайших к ней поселений увеличивалось, а проживали в них, в основном, люди православные, то в 1872 году прихожане решили расширить храм во всю длину вершины холма приделами и согласились жертвовать по 2 копейки с заработанного рубля на их постройку.

Через четыре года, по благословению архиепископа Антония, состоялось их заложение: «праваго – в честь Преображения Господня и леваго - в честь Воздвижения Честнаго Животворящего Креста. Освящение приделов 5 и 6 сентября 1887 года совершил Преосвященный Нафанаил».

А ещё пять лет спустя, с разрешения епископа Афанасия, началась реконструкция главного храма. Она  была закончена только в 1902 году заменой малого и довольно ветхого иконостаса. Он «не смотрелся» рядом с нарядными придельными иконостасами – двухярусными, с позолочённой резьбой, окрашенными белою краской.

При реконструкции использовались и современные достижения градостроительства. 22 апреля 1915 года горный инженер, управляющий Северского завода И.И. Чиканцев представил строительному отделению Пермского губернского правления проект устройства железобетонных потолков в приделах храма, и 25 июня того же года проект был утверждён.

В 1915 году в трёхпрестольной Свято-Троицкой церкви несли службу два священника с жалованием из заводской казны по 270 рублей в год каждый, дьякон (144 рубля), два псаломщика (по 48 рублей). У церкви имелось 25 десятин покосных угодий, три жилых дома (в одном из сохранившихся ныне расположено управление заводского ОРСа).  Приход состоял из 4270 человек обоего пола, а доход – 2278 рублей в год.

К храму относились и две часовни – северская и кособродская.

В 1930-х годах, под девизом: «Религия – опиум для народа», началась травля не только священнослужителей, но и паствы, закрытия и разрушения культовых святынь. Лозунг: «Борьба с религией – борьба за социализм», был реализован и в Полевском районе. Старожилы города хорошо помнят прекраснейший и величественнейший храм Вознесения Господня, что стоял рядом с первой полевской больницей, в здании которой ныне размещены городская типография и редакция газеты «Рабочая правда».

Повезло ли тем культовым зданиям, что не подверглись уничтожению? Найдём ответ на этот вопрос, рассмотрев судьбу Свято – Троицкой церкви.

Весной 1932 года «Лена – банк» выделяет Северскому металлургическому заводу средства на переустройство её под клуб. Конструкторское бюро СМЗ (В.В. Хильтерхаус, Н.М. Безукладников и другие) разрабатывает проект, по которому в здании появляются зрительный зал на 160 и балкон – на 77 мест, кинобудка, читальня, кружковые, артистическая и оркестрантская комнаты, котельное и угольное помещения для собственного водяного отопления.

Над зрительным залом были переделаны перекрытия, разобрана звонница, сняты колокола и главки вместе с крестами, а над барабанами, некогда поддерживающими купола, появились радиомачты от радиолюбительской станции.

Начиная с 1949 года, клуб им. И. В. Сталина претерпел особенно много изменений. У первой северской церкви центральным входом оставался один – восточный, у новой же – и с востока, и с юга, и с севера, который становится «парадным». В центре нового пристроя теперь размещаются два гардероба, касса с залом, вестибюль. Перед вестибюлем – шикарный портик, каменные ступеньки, новая колоннада. Остальные входы – запасные.

Как свидетельствуют чертежи, хранящиеся в техническом архиве завода, расширение клуба продолжалось и в следующие годы. Например, в обе стороны ещё на 24 метра «растянули» пристрой. На этих дополнительных площадях разместили библиотеку, читальный зал, кружки изобразительного искусства, балетный, «Умелые руки», кабинет председателя правления клуба.

Были увеличены размеры балкона; в зрительном зале потолок заменили на подвесной; удалили сгнившие балки чердачного перекрытия; художественно – эстетически оформили элементы центрального входа – парапеты, оконные переплёты и коробки, перила; в зрительном зале появились стол для президиума, трибуна.

В 1955 году число посадочных мест в партере достигло 205, на балконе – 100.

Чертежи на эти работы выполнили главным образом А.Н. Безукладников и Г. Довженко.

В 1956 – 1960 гг. клуб перепланируется под детский сектор Дворца культуры северских металлургов. От улицы Пролетарской до клуба и соседней с ним школой рабочей молодёжи прокладываются инженерные сети – теплотрасса, водопровод, канализация.   Деревянные лестницы и ограждения заменяются на металлические.

Появляются новые столярные изделия, например, балясины, нарисованные свердловским художником Елисеевым, приглашённым для оформления интерьеров нового Дворца культуры. За счёт расширения библиотеки несколько уменьшилось число мест в зрительном зале и на балконе.

Заодно меняется в лучшую сторону и облик водной станции на берегу пруда.

Чтобы отдых детей в клубе был интересным и разнообразным, немало «поломали головы» над последующими проектами и другие заводские конструкторы –  Р. Пилюгина, Н. Мишутина, А. Симонов, З. Комарова, Н. Чекменёва, Ю. Тетерин…

С 1961 года клуб становится городским Дворцом пионеров и школьников. В связи с этим  в нём реконструируются гардероб, сцена, буфет, механическая мастерская, киноаппаратная, в которую приобрели передвижную киноустановку.

Из значительных работ в последующие годы, можно назвать выполненные в 1966 году – подачу электропитания от новой трансформаторной подстанции, возведение тамбура с выходом наружу из кинобудки, увеличение уклона кровли над пристроями северной части Дворца.

Здание бывшего храма всё больше превращалось из памятника старины в современную постройку, особенно внутри. Похоже, нас старались отвадить даже от мысли, что, сохраняя архитектурное наследие для нынешнего и будущих поколений, мы сохраняем память о минувших поколениях, раскрываем истоки культуры и быта государства.

На Северском трубном заводе  возникали новые современные цеха,  по всему Отечеству ширилась слава о его коллективе. Всё чаще ветераны труда С.П. Кузнецов, Ф.А Ялунин, И.М. Нестеров и другие заводили разговоры о создании музея предприятия. Но мечта их осуществилась не скоро.

Только в октябре 1973 года в проектном отделе завода, руководимом А.Н. Безукладниковым, в секторе Н. Чекменёвой, родился чертёж «Дворец пионеров. План комнат краеведческого музея…», а позже появились и другие. Воплощать их в витрины, стенды, экспонаты довелось В.С. Цуканову, Е.И. Бубнову, Е.М. Кожевникову и многим энтузиастам заводского Совета ветеранов труда.

С тех пор знакомство с предприятием у большинства поступающих на него, начиналось с посещения производственно-технического музея.

С середины 1980-х годов о религии заговорили открыто и повсеместно. В городах верующим стали возвращать и восстанавливать культовые здания. То же произошло и в Полевском. Никакие советские законы не смогли за семь десятков лет изменить духовные помыслы верующих. Они передавались от поколения к поколению, поддерживая надежду, что когда – нибудь да восторжествует свет разума над мглой несправедливости.

На сегодняшний день два зала из трёх, после нелицеприятных устных и печатных споров, были возвращены пастве возрождающейся Свято–Троицкой церкви. Экспонатам музея, по всей вероятности, вскоре предстоит переезд в один из жилых домов по улице Пролетарской.

Много перемен было в 180-летней биографии храма. Очень бы хотелось увидеть его в первозданном виде, тем более, что первые попытки к его реставрации уже предпринимаются.

17 октября 1991 г.

ПРИМЕЧАНИЕ: 18 июня 1991 г. из этого здания был вывезен последний экспонат и оно сразу же полностью было передано верующим. А музей был создан на территории предприятия, рядом с интереснейшим памятником древней архитектуры середины XIX в. - домной. Ныне он совместно с домной и наружными крупными экспонатами представляет из себя большой музейный комплекс "Северская домна", заставляюший восхищаться им как соотечественников, так и иностранных посетителей.

© Алексей КОЖЕВНИКОВ
г. Полевской
UraloVed.ru

Смотрите также: 

В Полевском нашли древний клад (ФОТО)

Полевской мрамор в Эрмитаже

История храма Вознесения Господня в Полевском

Северский завод на карте: