История пермской фотографии

Да будет светопись!

Не разбирайся, щелкай, милый Кодак,
Покуда глаз – хрусталик кравчей птицы,
А не стекляшко. Больше светотени
Еще! Еще – сетчатка голодна.

Осип Мандельштам
1931 г.

В 1839 году  французский художник и изобретатель Луи Жак Дагер впервые применил на практике   способ фиксировать и тиражировать изображения. Так появилась фотография, которую поначалу нарекли «дагеротипией», хотя ловкий француз использовал при этом идею и разработки другого изобретателя, Ньепса.

В том же 1839-м, академик Юлий Фритце на заседании Петербургской Академии наук  продемонстрировал первые собственные фотографии  (с изображениями растений),  снимки были сделаны по способу англичанина Вильяма Тальбота. Суть этого изобретения заключалась в том, что был получен первый в мире негатив, с фиксацией солнечного луча появилась возможность тиражировать снимки. Как писали в то время, отныне «луч солнца стал послушным рисовальщиком всего окружающего». Спустя год,  в июне 1840 г., изобретатель А. Греков открыл в Москве первый художественный кабинет, где каждый  желающий мог получить дагеротипный портрет «величиной с табакерку». А в 1859 году в вольном городе  Одессе (ну, где же еще!) вышел в свет учебник практической фотографии И. Мигурского. Здесь же появилось первое в России фотографическое общество.

В середине  XIX века фотография или, как еще называли новый вид ремесла, светопись, стала быстро осваивать просторы Российской империи, прежде всего крупные города. В Перми, столице обширной губернии, в начале 1860-х гг. работал, судя по данным  «Памятной книжки Пермской губернии на 1863 г.»  один мастер-фотограф с помощником, - и это на всю губернию.

По случаю счастливого избавления

Кем же он был, пионер фотографии, кого считать первым «светописцем» Перми?  В упомянутом справочнике фамилия не приведена, но Елене Мамаевой, заведующей сектором Пермского краевого музея, удалось уточнить хронологию развития фотодела. На приоритет в этой сфере может претендовать  Константин Федорович Чайковский (данные на начало 1890-х). Этот предприимчивый выходец из крестьян сумел открыть новое дело еще в 1855 году, то есть, на три года раньше   дагеротипии господина Вольфа, проезжего фотографа, который изготовил  по заказам состоятельных пермяков изображения (портреты) на зеркальной амальгаме.

В Пермском краевом музее в Доме Мешкова демонстрируется  один из первых  групповых портретов, запечатлевший исторический момент, когда в 1866 году депутация пермского общества, поехали дарить икону императору Александру II по случаю счастливого избавления его от покушения террористов. На фотографии - представители всех сословий и классов, кроме служителей церкви, икону держит городской голова пароходчик Федор Каменский. Но вот незадача – фото сделано в Петербурге, а пермский вариант снимка отсутствует.

А все-таки граф!

В шестидесятых годах появились уже настоящие фотографии (фотоателье) -  мещанина  Степана Васильевича  Рылова (1860 г.),  Морица Гейнриха (1861) и других. Самые известные фотографии оставлены потомкам как раз этими мастерами-первопроходцами. Степан Рылов, например,  сделал оригинальный «стерео-портрет» (один человек в разном возрасте) инженера-технолога  Николая Новокрещенных, который стал еще и археологом и одним из организаторов научно-промышленного музея. Вслед за портретами (кстати, первые ателье так и назывались Cabinet-portrait) получили широкую популярность пейзажи, в этом жанре особенно преуспели К. Чайковский и А. Якунин.

Зарождение пермской фотографии тесно связано с именем необычной личности – Морица Григорьевича Гейнриха-Ротони, выходца из венгерских графов, участника национально-освободительного восстания 1848 года.  Приехав в Пермь,  этот вольнодумец задумал создать «стеклянную фотографическую галерею» под названием  «Идеал» еще в конце 1860-х, но разрешение получил в 1877 году.   Его фотокарточки украшал герб рода Ротони с надписью HUNGARIA. Мориц шутил по поводу своего происхождения: «Стал фотографом, чтобы быть хоть каким-то графом». Фотограф из него получился, однако, не какой-то, а лучший на Урале. Дом Любимова (на углу Сибирской-Пермской), в которой находилась фотография графа, был перестроен.

Мориц-Гейнрих

Мориц Григорьевич Гейнрих-Ротони

Вам портрет или зуб выдернуть?

В пореформенное время, в период  бурного развития промышленности,  в Перми   появилось почти одновременно сразу несколько  фотографий. Одну из первых, хорошо оснащенных и профессиональных мастерских (салонов) создал Александр Якунин. Он начал свою деятельность с 1875 года, еще «бродячим» фотографом. Центральная фотография Якунина была известна каждому пермяку, находилась она в одном квартале, сначала в  доме  на ул. Петропавловская, 20, а затем в двух деревянных зданиях, построенных А.А. Якуниным  по ул. Покровская (Ленина), 17. (Сейчас снесены, на их месте, за зданием банка,   возвышается многоэтажка вычислительного центра).

К старейшинам пермской художественной фотографии относился и Анатолий Москвин.

Как правило, первые профессиональные фотографы  работали в тех же зданиях, где и жили, хотя были и исключения. Например, когда у Александра Якунина дела пошли  хорошо, он стал сдавать свой дом под квартиры, а в доме на Покровской по соседству с фотомастерской  организовал зубоврачебный приемный пункт. Столь странное соседство объясняется просто: врачом  была  дочь фотографа Евлампия Александровна Чарушина.

Фотография Якунина в Перми

"Фотография" Якунина в Перми

Столичный уровень

Дом по ул. Торговая (Советская), 32 оказался тесно связан с развитием фототрадиций, превращением ремесла в высокое искусство. В конце XIX века домом владел содержатель фотографий  Иван  Третьяков, он открыл «Художественную фотографию» 6 марта 1890 г.  С самого начала новый хозяин  фотографии  заявил  о своих правах преемника и наследника  московского фотографа А.Ф. Федорова.

А во время Великой Отечественной войны здесь жил и работал другой мастер из Москвы, известный фотохудожник, один из основателей советского авангарда Александр Родченко. В эвакуации он устроился фотокорреспондентом железнодорожной газеты, выполнял задания областной газеты «Звезда».

В начале века появились первые цветные (на самом деле только подкрашенные  снимки). В 1910 году в Перми и на Урале побывал лейб-фотограф Сергей Прокудин-Горский, который по заказу императорского двора снимал виды городов. Главной целью лейб-фотографа было, конечно, посещение Ныроба, где он запечатлел исторические места, связанные с боярином Михаилом Никитичем Романовым, дядей первого царя. И не только места, но и такие реликвии, как оковы опального боярина, «умученного» заживо в яме в 1601 г. С этого  поистине исторического заказа начинается отсчет цветной фотографии как искусства.

Оковы Михаила Романова в Ныробе

Оковы Михаила Романова в Ныробе. Фото Прокудина-Горского

Первый советский фотоколлектив был создан при участии учеников  А.А. Якунина, его сына Николая, а также Матвея Кузнецова, который вскоре стал самым известным фотомастером того времени. Многие виды старой Перми запечатлены именно этим мастером.  Матвей Осипович был  одним из организаторов фотографического общества при научно-промышленном музее и первым председателем Пермской фотоартели, действовавшей на кооперативно-промышленных началах.

Подлинным фотолетописцем Перми нэпманской стал Гарифулла Рахимов, скромный служащий Уралэнерго и член духовного совета пермской мечети. Своим фотоаппаратом еще санкт-петербургской фирмы «Иоахим и К» он увлеченно фотографировал город переходной поры… вплоть до своего ареста в августе 1937 года. Вместе с другими «заговорщиками» фотографа обвинили в принадлежности «к контрреволюционной  националистической  организации…, связанной с Уральским повстанческим центром». По сфабрикованному чекистами делу Г. Рахимов был расстрелян по приговору тройки при УНКВД Свердловской области в декабре 1937 г. Чудом сохранился его фотоальбом «Пермь. 1926-1929 гг.», хранится в архиве (ГАНИ) вместе с архивно-следственным делом. 80 лет спустя  Издательский дом С. Бывальцева выпустил календарь на 2009 год с пермскими видами Рахимова. Фотографии не горят…

Один вооружен аппаратом, второй - дубинкой

Фотовыставки в Пермском научно-промышленном музее вызывали живейший отклик как обывателей, так и местных юмористов. Фельетонист «Пермских губернских ведомостей» под инициалами «В.Г.» поделился своими впечатлениями  об осенней фотовыставке 1901 года:

«…Вот портрет железнодорожника Х, изображенного выезжающим на барышнях… Снято в 1 час ночи, при свете магния. Рамка сделана из ушей… Вот моментальный снимок оперных психопаток… Вот группа лиц, посещающих театр с явным намерением и оперы не слушать, и другим мешать разговаривать…  Тут же портреты клубистов, снятые по окончании жестокой всенощной… игры на биллиарде. Интересен снимок «Встреча фотографа», снимающего виды, с фотографом, снимающим пальто, цепочки, кольца; первый вооружен аппаратом, второй дубинкой».

Некоторые находки первых пермских фотохудожников были успешно повторены и развиты в  советские годы, например, в фотоколлажах, портретных и пейзажных видах. Мастера  ведущей советской фотоартели, существовавшей в Перми перед Великой Отечественной войной, решили повторить и серию приветов из Перми, но, судя по заготовкам, у них все прекратилось с переименованием города. «Привет из Молотова» звучит как-то не так, согласитесь.

© Владимир ГЛАДЫШЕВ,
председатель общества "Пермский краевед", член союза писателей России
(Опубликовано в сокращении в газете «Пермские новости» №31 - 2009 г.).

Поддержать «Ураловед»
Поделиться
Класснуть
Отправить
Вотсапнуть
Переслать

Гостиницы Екатеринбурга

Рекомендации