Село Крестовское, Крестовская ярмарка и храм Иоанна Предтечи

Сейчас в это трудно поверить, но когда-то ярмарка в селе Крестовском была одной из крупнейших в России. В этой публикации вы познакомитесь с информацией об истории села Крестовское (в наши дни это Шадринский район Курганской области), а также увидите современные фотографии села и расположенной тут церкви. Тексты взяты из «Географического и статистического словаря Пермской губернии» Н.К. Чупина (1873 г.) и книги «Приходы и церкви Екатеринбургской епархии» (1902 г.).

Современные фотографии сделаны в 2021 году нашим читателем Борисом Уваровым.

Село Крестовское Шадринского района Курганской области

Чупин Н.К. Географический и статистический словарь Пермской губернии (Пермь, 1873)

(Текст приводится с сокращениями)

Кресты, или Крестовский выселок, или Ивановский выселок, в Шадринском уезде, на тракте из Шадринска в Ялуторовск, в 27 верстах к востоку от уездного города и в 6 ½ верстах к востоку же от Маслянской слободы (где почтовая станция). По сведениям 1869 года тогда было в этом селении жителей 169 (в том числе 72 мужского и 97 женского пола), домов 97.

Крестовский выселок известен, в особенности, по своей Ивановской или Крестовской ярмарке, самой значительной в Пермской губернии и одной из важнейшей во всей России. Ярмарка эта, недавняя по своему существованию, развивается всё более и более; началась, всё-таки, гораздо ранее появления Крестовского выселка. Г. Мозель в книге своей «Пермская губерния» (издана в 1864 г.), говорит о ней, основываясь на сведениях, относящихся к 1860 году:

«Ивановская ярмарка, занимающая теперь второе место в Пермской губернии, образовалась, также как и Ирбитская, без содействия со стороны правительства, вследствие местных условий и потребностей… Торг производится на протяжении почти 2-х вёрст, по сторонам дороги и на пустопорожних землях, нарочно для того оставленных (?) жителями. Торговая площадь занимает не более 26500 квадратных сажень и разделяется на 4 части, в длину дорогой, а в ширину оврагом. Весной по оврагу течёт небольшой ручей, имеющий топкие берега, называемый Мостовкой. Через этот ручей устроена плотина, составляющая единственное сообщение одной стороны ярмарки с другой.

Храм Иоанна Предтечи в селе Крестовском

Первой причиной стечения народа на этом месте было, как говорят, явление иконы святого пророка и крестителя Господня Иоанна. Икона эта до настоящего времени находится в числе других образов в ветхой часовне, построенной близ моста… Достоверно неизвестно, когда явилась помянутая икона и построена часовня, но судя по преданию, которое сохранилось в народе, должно полагать, что то и другое случилось в конце XVII или в начале XVIII столетия. Для поклонения явившейся иконе стали собираться сначала окрестные жители, а потом, мало-помалу, стали приходить сюда и из более отдалённых мест.

Когда стечение народа сделалось довольно значительно, священники св. Троицкой церкви, Маслянского села, стали совершать крестный ход 29 августа, в день усекновения главы Иоанна Крестителя. Крестный ход совершался от с. Маслянского к часовне, где, по желанию стекавшегося народа, священники служили молебны в продолжение целого дня. Это-то обстоятельство и послужило началом Ивановскому торжку, который в настоящее время играет такую важную роль.

Церковная колокольня

Окрестные жители первоначально стали привозить к Ивановской часовне съестные припасы для богомольцев, из которых многие, ожидая очереди отслужить молебен, должны были оставаться там с утра до вечера. Затем, вскоре, туда стали приезжать торгующие из Шадринска, а потом и из других городов, как уездных, так и губернских. Некоторые из купцов Пермской, Оренбургской и Тобольской губерний начали привозить на Ивановский торжок часть своих товаров из Нижегородской ярмарки и обменивать их на бухарские и хивинские, доставляемые караванами к Петропавловской и Троицкой таможням в июле и августе…

Что касается сроков торжка, то известно, что он продолжался сначала только один день – 29 августа. Потом был назначен срок от 15 по 29 августа; а в 1856 году, по ходатайству Шадринского окружного начальника, назначен с 29 августа по 15 октября. Последний срок, во время назначения его, был выгоден в том отношении, что продавцы были, большей частью, незначительные купцы Пермской губернии, получавшие свои товары с Нижегородской ярмарки, а покупатели, большей частью, окрестные жители. Но как торжок постепенно увеличивался и в числе приезжавших купцов стали появляться московские и другие отдалённые жители, то для большей самостоятельности торжка, необходимо было определить ему такие сроки, которые дали бы возможность подвозить товары из отдалённых мест, по хорошей летней дороге. Вместе с тем, по обширности оборотов, которые совершались на Ивановском торжке, представлялась необходимость обратить его в ярмарку. Поэтому в 1859 году Пермское Губернское Правление сделало распоряжение о назначении ежегодного срока Ивановского торжка, переименованного в ярмарку, с 20 августа по 4 сентября. Обороты Ивановского торжка увеличивались постепенно с каждым годом…»

Деревенские кошки

В №5 Ирбитского Ярмарочного Листка 1866 года помещена была дельная статья «Ивановская ярмарка» (без подписи имени автора). Привожу небольшие из неё извлечения:

«Назад тому около 15 лет, когда торжок значительно увеличился, сюда начали переселяться крестьяне, привлекаемые ярмарочными выгодами, из ближайших селений и других уездов. Таким образом, на месте ярмарки образовалось небольшое селение, состоящее ныне домов из двадцати. Это селение, по наименованию торжка, или ярмарки, называется Крестовским выселком.

На ярмарку привозятся, большей частью, азиатские товары, как-то: меха, выбойки, кошмы, кожи, овчины, ковры, арбузы, изюм, кышмыш, урюк и красные товары. Сюда приезжают с товарами купцы, большей частью, из ближайших зауральских городов, также тобольские, иркутские, казанские, костромские и даже московские и петербургские; бывали тифлисские купцы с шёлковыми товарами, а в 1865 году было двое китайцев. Бесчисленное множество приезжает сюда торгующих и мелочными товарами, колёсами, солью, конопляным и льняным семенем и другими сельскими и заводскими произведениями. Одним словом, стечение народа во время ярмарки бывает многочисленно. Оно увеличивается ещё несколькими таборами цыган, приезжающих сюда из Камышлова и других ближайших мест для промышленности, посредством мены, лошадями и обманом легковерных простолюдинов ворожбою. Они ходят по ярмарке, настоятельно выпрашивая подаяние, или вытаскивают из карманов неосторожных, что попадётся под руку. В таборах цыган беззаботная их жизнь обнаруживается во всём её пространстве: там постоянно раздаются национальные песни, сопровождаемые хлопаньем в ладони, пляской и криком.

Церковь Иоанна Предтечи в селе Крестовское

По отзывам торгующих, ярмарка эта для купцов Сибирского края в скором времени вполне заменит Нижегородскую и обещает более выгод, чем Ирбитская. Она занимала бы ещё более видное место в коммерческом мире и представляла более выгод для купцов и приезжающих на неё для покупок, если бы те и другие не встречали здесь довольно осязательных неудобств и недостатков.

Главный недостаток ощущается на ярмарке в воде и квартирах. Река Исеть течёт от ярмарки в 4 или 5 верстах, а здесь протекает небольшой ручей, который, для скопления воды, запружен плотинкою, образующей бассейн, где вода, едва просачиваясь через плотину и возмущаемая пьющими лошадями и черпающими, становится грязной, мутной и негодной к употреблению. Поэтому некоторые купцы, приезжающие на ярмарку, для приготовления пищи и питья привозят воду из Исети или покупают её за довольно дорогую цену. Прочие же все, по необходимости, принуждены употреблять воду из бассейна. Такая вода не может быть невредной для здоровья.

Квартирами ярмарка очень скудна. Крестьянами, переселившимися из села Маслянского и других мест, построено несколько десятков домов, но и эти маленькие хижины, взгромождённые кое-как, почти все заняты бывают приезжающими на ярмарку по своим обязанностям чиновниками и другими иногородними лицами. Следовательно, все почти приезжающие для покупок и торгующие принуждены останавливаться или под открытым небом, или в балаганах. Такие помещения в осеннюю, сырую и ненастную погоду, естественно, бывают причиной различных болезней, между тем как для предупреждения и излечения их здесь нельзя найти ни медикаментов, ни лекаря. Медики иногда ещё и приезжают, но за лекарством нужно посылать в Шадринск.

Табличка на церкви

Кроме этих неудобств ярмарка не безопасна и от пожаров. Большая часть торгующих, помещающихся в лавках и балаганах, принуждены бывают варить для себя суп и согревать самовары в этих же самых помещениях, где навалены сено, слома, оберточная бумага и другие удобовоспламеняющиеся вещи, и сами товары. Это угрожает всей ярмарке большой опасностью пожара, тем более, что все ярмарочные заведения нагромождены тесно».

Из этой статьи видно также: 1) торгующее купечество было недовольно тем, что распоряжение ярмаркой находится исключительно в руках крестьян, которые, получая денежные сборы, почти ничего не делают в пользу ярмарки и для удобств её; 2) торгующие желали получить от крестьян в распоряжение своё землю, занимаемую ярмаркой и саму ярмарку на 50 лет, за арендную плату, но сделка эта не состоялась; 3) купечество и тогда уже желало, чтобы в Крестах, на время ярмарки, учреждено было отделение конторы Государственного Банка…

С 1864 года устроено, на время ярмарки, телеграфное сообщение Крестов с Камышловом, а стало быть, посредством Московско-Сибирской телеграфной линии, со всеми важнейшими торговыми и промышленными пунктами империи. Странно только, что после устройства телеграфного сообщения Крестовская ярмарка ещё несколько лет не имела почтового сообщения с Сибирским трактом и почтового отделения… Почтовое отделение открыто лишь с ярмарки 1867 года…»

Церковь в селе Крестовском

В статье П.Н. «Кое-что про Крестовскую ярмарку», напечатанной в № 21 Ирбитского Ярмарочного Листка 1866 года, сказано:

«…Торговые кварталы, частью оконченные, частью ещё отстраиваемые, распланированы очень правильно и довольно разгонисто вокруг площади, среди которой красиво рисуется дом купца Русанова с гостиницей и разными торговыми помещениями. Каменных лавок не видно ни одной. Торгующий люд квартирует в некоторых кварталах над собственными лавками, в других – позади, смежно с ними… Квартиры торгующих не завидны, потому что строятся на скорую руку и, большей частью, заглазно; они сыры и мрачны, – по крайней мере на этот раз так показалось, может быть, по случаю ненастья, продолжавшегося всё время ярмарки…

Один из Шадринских купцов, хозяин Ирбитского «Ярославля», каждый год тут содержит гостиницу в собственном доме, на площади, в центре ярмарки. В нижнем её этаже несколько отдельных входов в помещения, удобные для магазинов: в одном из этих помещений ныне был Словесный Суд, в другом свет Шандора, в третьем книжная лавка и фотография, в четвертом часовой мастер; затем ещё свободные апартаменты отдавались в наймы посуточно случайным посетителям ярмарки и, несмотря на очень высокую плату, были постоянно заняты. Случайно приехавшему сюда и не имеющему заранее нанятой квартиры, или наискромнейшего пристанища при какой-нибудь знакомой лавке, просто горе: извольте ночевать хоть на открытом воздухе, под дождём и ветром. Правда, и в жилых здешних помещениях мало защиты от сквозного ветра: всё строится на скорую руку, подешевле, на живую, как говорится, нитку…»

Старые двери

…В конце сентября 1873 года помещена в № 77 Пермских Губернских Ведомостей статья неизвестного автора (перепечатанная из газеты «Биржа») «Крестовско-Ивановская ярмарка». В этой статье говорится:

«Ивановская ярмарка, или Крестовско-Ивановская, по справедливости, считается важнейшею после существующей в Пермской губернии Ирбитской ярмарки. Развилась эта ярмарка из небольшого сельского Торжка каких-нибудь с небольшим в 25 лет, благодаря тем условиям, в которых она находится, и тому времени года, в которое бывает. С торговли пряниками и другими сельскими цацами она дошла до миллионных оборотов.

До 1859 она считалась Ивановским Торжком, а в этом году, по ходатайству бывшей Пермской Палаты Государственных Имуществ, переименована в Ивановскую ярмарку. Время для ярмарки назначено было: вторая половина августа, по сентябрь включительно, т. е. ярмарка как раз совпадала с полным разгаром торговли на Нижегородской ярмарке, куда торговцы Средней Азии, в соседстве с Шадринским уездом живущие, не всегда имели возможность отправляться, или за нераспродажею в степи товаров, или за поздним выходом караванов с произведениями степи. От этого, само собою разумеется, всегда была задержка в обмене произведений и остановка в платежах. Эти неудобства в торговле, с открытием ярмарки, мгновенно устранились.

Внутренний интерьер храма Иоанна Предтечи

Явились на ярмарку оптовые торговцы из Европейской России с своими мануфактурными, фабричными и заводскими произведениями, а с Урала с железом и изделиями из него. Ярмарка ожила. Начался обмен произведений, а потом, год от году, степь, благодаря обилию на всем пути до ярмарки и в самой ярмарке подножного корма, начала присылать сюда в значительном количестве: кожи, шерсть, ягоду, лошадей и скот, а окрестности ярмарки: Шадринский уезд, Западная Сибирь и Челябинский уезд Оренбургской губернии – масло, меховой товар, воск, мед и орехи. Торговля закипела: азиатец, сибиряк и великоросс обменивались и товаром, и капиталом, свободно и выгодно.

В 1853 году товаров было продано на 268,000 рублей, в 1860 году на 1.558,937 руб. и с этого года до настоящего (1873-го) привоз товаров дошел больше чем до 6 миллионов руб., и на ярмарке, вместо прежних лавченок и балаганов, крытых дерном и соломою, красуются правильно расположенные по плану, утвержденному в 1865 году, корпуса лавок. Корпуса эти строились всего чуть ли не два года; но устроены так хорошо, так удобно, что по времени, в которое существует ярмарка, торговцы имеют в верхних этажах удобное помещение…»

В храме Иоанна Предтечи. Село Крестовское Курганской области

Из печатных известий об Ивановской ярмарке самое последнее относится к 1877 году и помещено в Пермских Губернских Ведомостях в конце октября того года. Привожу здесь кое-что и из этой статьи:

«В 1877 году всего привезено на ярмарку русских и иностранных товаров на 8824400 рублей, продано на 7216719 руб., осталось на 1607610 рублей. Стечение народа на ярмарке было: иностранных подданных 14 человек, купцов 1-й и 2-й гильдии 528, торговых людей и разного звания более 10 тысяч человек. Торговых помещений во время ярмарки было открыто: общественных 67, частных (торгующих лиц): деревянных 560 и каменных 66; всего 683 помещения… Во время ярмарки особенных происшествий не было, кроме незначительных краж, о которых возбуждены, где следует, судебные преследования. Тишине и порядку на ярмарке много содействовали театр и цирк, которые, завлекая публику, отвлекали ее от препровождения времени в гостиницах, питейных домах и домах терпимости»…

Домов обывательских теперь в Крестах более сотни; но очень хороших и даже порядочных почти совсем нет. Вместо прежней ветхой деревянной часовни, около 1866 года выстроена новая большая, каменная, стоившая до 10 тыс. руб. Затем началась постройка каменной церкви. Ныне церковь эта уж достроена и освящена, но причта особого пока не имеет, а совершает в ней богослужение духовенство села Маслянского (вероятно, только на время ярмарки).

Церковь в Крестовском

Торговцы во время ярмарки, обыкновенно, живут в помещениях при своих лавках, при которых (большею частию, в верхнем этаже) бывает иногда по три, но четыре и даже по шести комнат, но все без печей; поэтому жильцы кушанье получают из трактиров, куда некоторые и сами ходят обедать. Трактиров, кажется, два, но без номеров для житья приезжим; в одном из них, к удовольствию публики, поют арфистки с охриплыми голосами… Есть помещение для театра. Во все время ярмарки в Крестах бывают: почтовое отделение, телеграфная станция, акцизный надзиратель, мировой судья, судебный следователь, становой пристав; наезжает также много адвокатов.

Особенность этой ярмарки та, что там не заметно многолюдства: за недостатком удобных жилых помещений, каждый покупатель спешит как можно поскорее купить, что нужно, и потом уехать поскорее…

Для благоустройства ярмарки прежние распорядители сделали весьма мало. В постройках на ярмарочном месте допущены важные отступления от утвержденного плана. В центре ярмарки самое лучшее место, назначенное по плану под колодезь, занимает громадная двухэтажная гостиница Русакова, обстроенная со всех сторон малыми лавками, выставками, кухнями и курятниками и обложенная дровами и разным лесом, — что все представляет большую опасность во время пожара. Место, назначенное по плану под церковную площадь, застроено рядом скученных один возле другого обывательских домов. Из огнегасительных орудий существуют только две старые пожарные машины, да 5 кадок, стоящих под открытым небом. Для вечернего освещения ярмарки, занимающей десятин, устроено всего до 70 фонарей, — по фонарю на десятину! На ярмарочных площадях и улицах много не заровненных ям, затрудняющих движение экипажей. Ни больницы, ни бань народных нет.

Фрагменты старых росписей в храме Иоанна Предтечи в Крестовском

Приходы и церкви Екатеринбургской епархии. ­– Екатеринбург, 1902.

Крестовское село… расположено по берегам незначительной речки Мостовки в четырех верстах от впадения её в реку Исеть. Климатические условия вполне благоприятны для здоровья. Почва частью чернозёмная, частью глинистая и песчаная. Время основания селения относится к 1857-59 годам, когда жители села Маслянского начали селиться на этом месте.

Крестовское село замечательно по своей ярмарке, известной под именем Крестовской или Ивановской, обороты которой, даже и при настоящем её упадке вследствие проведения Сибирской железной дороги, достигают нескольких миллионов рублей, так что и до сих пор там не прекращает своих операций отделение Государственного Банка.

Приход села Крестовского выделился из Маслянского. В состав его входят деревни Верхозина и Камышевка. Численность населения в приходе равняется 922 мужского пола и 954 женского пола. Прихожане все православные, раскольников и сектантов нет. Главное занятие их – земледелие, но преимущественным источником жизненных средств служит для них ярмарка.

Церковь в Крестовском

Храм в селе Крестовском каменный, трёхпрестольный. До возникновения самостоятельного прихода в селении Крестовском или «Крестах» была каменная часовня, воздвигнутая взамен креста на месте явления иконы Усекновения Главы Св. Иоанна Крестителя. С развитием ярмарки, из доходов, получаемых за аренду торговых помещений, явилась возможность устроить храм. В деле его устроения особенно потрудился дворянин В. Ст. Иванов.

Первоначальный храм, в честь Усекновения главы Св. Иоанна Крестителя, освящённый в 1872 году, был не очень больших размеров, напоминал собою большую часовню, не имел даже колокольни, которую заменяла устроенная на столбах деревянная звонница. В последнее время храм расширен, к нему пристроены с южной и северной приделы и высокая каменная колокольня. Южный придел освящен в 1894 году в честь Благовещения Пр. Богородицы, а северный во имя Св. Иоанна Златоуста в 1898 году.

Храм, при очень обширных размерах, отличается полным благоустройством и особенным благолепием. Иконостас главного храма в русском стиле, а в приделах – в готическом. Главную святыню храма составляет явленная икона Усекновения главы Св. Иоанна Крестителя.

В приходе, кроме упомянутой каменной часовни на месте обретения иконы, находится ещё другая каменная же в самом селе, устроенная на средства общества в память священного коронования Их Императорских Величеств 14 Мая 1896 года и – деревянная в д. Верхозиной в честь преподобных Соловецких Чудотворцев Зосимы и Савватия. В первую, каменную, часовню с самого основания прихода ежегодно совершается крестный ход 25 мая и 29 августа. При церкви имеются три дома для помещения причта и просфорни. В селе Крестовском имеется земская школа, а в д. Верхозиной – школа грамоты.

За современные фотографии села Крестовского спасибо Борису Уварову

Читайте также:

Село Крестовское на карте: 

Поддержать «Ураловед»
Поделиться
Класснуть
Отправить
Вотсапнуть
Переслать

Гостиницы Екатеринбурга

Рекомендации