Ураловед

Портал знатоков и любителей Урала

5 1 2 3 4 5 Рейтинг: 5.00 Голосов: 9

Живописен и извилист старый Верхотурский тракт, окруженный по обе стороны наступающими на него сосново-березовыми лесами. Много он перевидал на своем веку, о многом мог бы рассказать. Прошел длинный путь от тягот ямщицкой гоньбы по рытвинам и ухабам до бойкой магистрали с современными марками машин. Как и прежде обеспечивает он связь небольших городов и дачных поселков с областным центром.

Стала относиться к Екатеринбургу бывшая деревня Пышма, где путники делали первую остановку перед дальней дорогой. Неузнаваем сегодня облик старинных сел Мостовского и Балтыма. Почерневшие от времени и вросшие в землю избы заменили новые просторные дома, изменился и уклад жизни местных жителей. Все говорит о том, что время не стоит на месте.

Попытаемся заглянуть в историю трехсотлетней давности и посмотреть на то, как Верхотурский тракт повлиял на развитие инфраструктуры местности. В этом важном трансуральском пути были заинтересованы прежде всего горные власти.

Верхотурский тракт на карте

Известно, что в 1723 году служитель Уктусского завода А.П. Метелев впервые измерил уже существующую дорогу от Екатеринбурга до Верхотурья (позднее административного и духовного центра Зауралья и Западной Сибири) и установил на ней верстовые столбы. Пока же Верхотурье можно было назвать неким поселением при «большой дороге» (Бабиновской), где были заметно развиты ремесла. Трудились здесь иконописцы, кожевники, сапожники, кузнецы, портные плотники и прочие мастеровые люди, жизнь без которых была бы невозможна.

Прокладку же основы дороги можно смело отнести к веку ХVII. Произвести работы необходимо было для того, чтобы начать перевозку железной руды с берегов реки Исеть на переплавку в Верхотурье, вышеупомянутая руда была открыта в 1672 году.

Следовательно, не будь Большой Верхотурской дороги – не победить людям лесную глушь. Одной победы над непроходимыми чащами, топкими болотами и речками было мало – предстояло еще населить дорогу людьми.

В марте 1724 года Екатеринбургская земских и судных дел контора разрешила крестьянам Мурзинской слободы Алапаевского дистрикта (округа) Евтифию Фетисову и Софрону Корешкову поселиться при дороге над речкой Большой Мостовой. Им было поставлено условие «содержания проезжающих всякого чина людей…и для ямской гоньбы».

Так появилась после деревни Пышмы вторая почтовая станция «о шести лошадях», началась ямщицкая гоньба. Как же на этом месте не вспомнить о тяжкой доле станционного смотрителя, героя одноименной повести А.С. Пушкина, которая схожа с каторгой и не дает «покою ни днем ни ночью».

С 1726 года на границе частных владений заводчиков Демидовых и казенных государственных земель на берегу речки Мостовки возникает таможенный пост Екатеринбургской таможни. Существовал он до отмены действия Единого таможенного устава в 1753 году и оставил после себя небольшое поселение.

Полтора столетия нес Верхотурский тракт добросовестно свою службу и в летний зной, и в зимнюю стужу. Люди всякого чина и звания, а также многочисленные паломники передвигались по нему, не смотря на ухабы и «грязи превеликие». Не один десяток подвод, нагруженных всевозможным товаром, проезжал этим путем изо дня в день.

Небольшие населенные пункты с постоялыми дворами при них, построенные для оказания помощи проезжающему люду, укрупнялись и со временем приобретали иной статус.

К примеру, первая перепись местного населения была произведена в 1735 году. После чего к трем дворам деревни Мостовой, «где случается едущим перемена подвод» поселить еще десять дворов их Арамильской слободы. Далее в 1813 году население пополнилось работными людьми, которых прислало горное начальство Екатеринбурга. Они занимались заготовкой дров, строевого леса и мха.

Канцелярия главного правления заводов по-прежнему вменяла в обязанности населения содержание дороги. Нужно было следить за тем, чтобы едущие «не претерпевали нужды и в проездах замедления не было». Помимо заготовки дров, местному населению разрешено было заниматься разработкой пашни и старательством на Мостовском и Верхотурском приисках.

Численный состав населения, по сведениям 1869 года, уже составлял 436 жителей, проживающих в 79 домах. К тому времени деревня Мостовская после постройки здесь церкви получила статус волостного центра и центра церковного прихода. Ранее здесь существовала деревянная часовня в честь Великомученицы Екатерины. На ее месте был построен и освещен деревянный храм в честь перенесения мощей святого благоверного и великого князя Александра Невского.

Однако прогресс нового века не заставлял себя долго ждать: благодаря Ефиму Алексеевичу и Мирону Ефимовичу Черепановым появилась на Урале возможность перевозить грузы по железной дороге.

В 1874 году император Александр I дал разрешение на ее строительство, а в 1878 году оно завершилось. Этот факт имел большое значение для развития Уральской промышленности. После чего в скором времени последовал отказ от прежних путей сообщения, в частности, самого опасного из них водного.

Не к чему было бы нам так глубоко заглядывать в историю, если бы она не была тесно связана с участью, постигшей Верхотурский тракт. Она, можно сказать, стала трагической. Тракт постановлением Земского собрания уже в 1879 году был переведен в разряд проселочных грунтовых дорог и перестал капитально ремонтироваться.

Кроме того это значило, что количество денег, отпущенных на содержание тракта, будет и впредь значительно снижено. Печальную участь Верхотурского тракта, считая малые рубли и копейки, ныне решала Земская управа.

Замок на стыке старого Верхотурского тракта и нового Тагильского

Этот "замок" стоит на стыке старого Верхотурского тракта и нового Тагильского

Статико-экономическое исследование «Грунтовые дороги Екатеринбурга» от 1906 года приводит сведения о существовании бывшего Верхотурского тракта.

Тракт оживал в основном зимой. По нему передвигались сотни подвод с углем, дровами, лесоматериалами (они составляли 92% грузоперевозок). Летом по этому пути проходит не более 31 000 пудов груза.

Положение тракта было не из легких: ремонту подлежало не только полотно дороги, но и имеющиеся мосты через реки, без ремонта которых эксплуатация пути становилась невозможной. Все это вело за собой дополнительные траты, а денег на выполнение работ в полном объеме, не было.

Достаточно большое число перевозок бывшего Верхотурского тракта приходилось на Невьянский завод. Здесь почти прекратилось ранее интенсивное гужевое движение между Шайдурихой и Верхотурским прииском. Особое опасение вызывало состояние Кунарского моста.

По данным исследования, число жителей в селениях на линии дороги (80 верст) на одну версту по тракту составило 38 человек, число селений по тракту – 6, жителей в них – 2993 человек. Было рассчитано даже количество грузов, приходящихся на одного жителя – 363 пуда, а на каждую версту перевозки – 13585.

Почтовая станция в селе Мостовском была упразднена, оставлена только земская почта. Главным занятием населения стала рубка дров и бревен. 25% населения занималось бондарным кустарничеством. Взрослый бондарь за зиму зарабатывал 100-150 рублей. В зависимости от объема кадки стоили от 30 копеек до 2 рублей. Несколько человек занимались старательством. 22 домохозяина занимались земледелием. Семьи содержали лошадей, коров и овец.

Таким образом, население к началу века двадцатого подошло со средним достатком. Значит, село может прожить без ямщицкой гоньбы, территория освоена и заселена на долгие годы. Жизнь людей возле большой дороги налажена.

© Александра Килина

UraloVed.ru

Смотрите также: 

Бабиновский тракт. Дорога на восток

Алапаевская узкоколейная железная дорога (АУЖД)

Дом кузнеца Кириллова в Кунаре

Старый Верхотурский тракт на карте: