Ураловед

Портал знатоков и любителей Урала

4 1 2 3 4 5 Рейтинг: 4.00 Голосов: 4

В сентябре 1974 года, при посещении филиала областного краеведческого музея, что расположился в Зелёной Роще под одной крышей с храмом Александра Невского в Свердловске, я увидел на стене лестничной площадки небольшую картину. Было заметно, что писалась она недавно: ещё свежа была краска на холсте, наспех изготовлена деревянная рама. На картине был изображён дворик со старинными промышленными зданиями – деревянными и кирпичными, приземистыми и длинными. Над ними, в глубине двора, возвышалась…домна. Наша – северская!

Алексей Кожевников в музее Северского завода

Позже, при встрече со старейшим художником Владимиром Михайловичем Яковлевым, выяснилось, что он действительно очень спешил закончить полотно до начала областной художественной выставки, посвящённой 250–летию Свердловска.

До этой выставки Яковлев брал краски, этюдник и выезжал в Полевской район – на горы Думную, Азов, в село Косой Брод. Свои работы он как-то выставлял и в Полевском, а репродукции с некоторых из них я видел напечатанными в журнале «Уральский следопыт».

Полное собрание картин, в том числе и с изображением полевских мест, мне удалось увидеть на персональной выставке В.М. Яковлева в Свердловском Доме художников. На ней-то Владимир Михайлович и рассказал мне подробно о том, где и когда писал каждую из картин.

Однако вернёмся в филиал областного музея.

Заметив мой интерес к картине с изображением домны, сопровождавший меня директор музея, заслуженный работник культуры РСФСР А.Д. Бальчугов (сейчас Александр Дмитриевич – директор областного музея медицины) сказал:

- Это полотно написано по нашему заказу. В нашем фонде хранится ещё одна картина, посвящённая вашему Северскому заводу. Сейчас она находится на реставрации. Пойдёмте, покажу.

Мы спустились в подвал–мастерскую и художник–реставратор поставил перед нами на стол большое полотно в довольно богатой раме. На темноватом фоне, среди деревянных эстакад и кирпичных построек, выделялась та же самая домна, только нарисованная с другого места. Вероятно, картину рисовал ещё малоопытный, не искусный живописец. Но когда я встретился с ним, то это был уже известный в стране пейзажист, заслуженный художник РСФСР, доктор – профессор Свердловского архитектурного института Александр Филиппович Бурак.

При моём упоминании о картине с домной, его красивое лицо сморщилось от смущённой улыбки:

- За три года до начала работы над ней, меня назначили главным художником цветного научно – популярного фильма «Нетронутый Урал», который снимала Новосибирская студия научно – популярных фильмов. В ту пору я ещё учился в Новосибирске на архитектурном факультете Сибирского строительного института и совмещал учёбу с работой в киностудии. Приехав в Свердловск, познакомился с местными художниками, по совету которых рисовал в Нижнем Тагиле, Качканаре, Полевском. Окончив институт, в 1946 году вернулся в Свердловск работать архитектором в облпроекте. Художником же стал позже. А вашу домну я рисовал в 1947 году.

Оба художника в моей памяти и сейчас: невысокий, худенький и приветливый старичок Виктор Михайлович Яковлев; полноватый, курчавый, круглолицый и очень интеллигентный Александр Филиппович Бурак, фоторепродукция которого с упоминаемой картины с домной нивесть как попала в музей Северского завода и хранится в его фондах до сих пор...

В 1950 году главному режиссёру и постановщику Свердловского театра музыкальной комедии, заслуженному деятелю искусств, лауреату Сталинской премии Г. Кугушеву захотелось обновить репертуар театра спектаклем на «местном» материале, «уральского происхождения». Он предложил сценаристу М. Логиновой и известной поэтессе Е. Хоринской написать сценарий по сказу П.П. Бажова «Марков камень».

Пять лет коллектив театра работал над пьесой, получившей название «Марк Береговик». Композитор К. Кацман написала к спектаклю музыку, дирижёр А. Гевиксман разучил её с оркестрантами, заслуженная артистка республики, лауреат Сталинской премии М.Г. Викс репетировала сатирическую роль заводовладелицы Н. Колтуновской, артистка А. Кузнецова – роль Татьяны.

Г. Кугушев с художником Н. Ситниковым выезжали на места действия пьесы – в города Сысерть и Полевской. Они знакомились с окрестной природой, беседовали со старожилами. Посетили и сам Марков Камень, с которым была связана история Марка Береговика. И куда бы они ни приезжали, Ситников постоянно рисовал и рисовал.

Первое представление пьесы свердловчане увидели 12 декабря 1955 года. По ходу спектакля декорации на сцене изображали то роскошные сысертские покои Натальи Алексеевны, то старинный уголок Полевского с храмом и господским домом.
Земляки Павла Петровича Бажова встретили спектакль с восторгом.

В 1967-м на Всесоюзном фестивале театров, который проходил в Москве, пьеса получила диплом первой степени, а Александра Кузнецова, наряду с другими актёрами – звание лауреата фестиваля. Газета «Советская культура» посвятила спектаклю хвалебную статью. В ней отмечалось: «Достоинства «Марка Береговика»   несомненны». Этому успеху в немалой степени способствовали и декорации художника театра Н.Ситникова. Позже я видел их на фотографиях, размещённых  в фойе, когда приехал в театр музкомедии на спектакль «Девичий переполох».

© Алексей КОЖЕВНИКОВ

г. Полевской

Смотрите также: 

В Полевском нашли древний клад (ФОТО)

Подземные тайны Полевского

История храма Вознесения Господня в Полевском