Краткая история посёлка Северка

Краевед Н. К. Гилёв делится с читателями «Ураловеда» результатами своих исследований истории посёлка Северка. 

Предисловие

Мысли о написании некой истории посёлка временами возникали у меня, но, как говорится, «не доходили руки» и вот уже в пожилом возрасте «дошли». Видимо, сказывается ностальгия по детско-юношеским годам, а также изменениями со временем облика посёлка. Мало кто из жителей помнит, как выглядел посёлок раньше, как он развивался, что было на месте теперешних домов, какие люди раньше жили. Надеюсь, что мои очерки будут интересны не только моим ровесникам, но и потомкам жителей Северки, ведь это история их малой Родины.

I. Возникновение посёлка

В 1909 г. был введен в эксплуатацию участок Транссиба: Пермь – Екатеринбург и один из её разъездов получил № 72 (в других источниках 73*), а позже название – разъезд «Хохотун» (это наименование употребляет в своих мемуарах В.П. Аничков), который впоследствии стал называться разъезд «Северка», а с 1930 г. – станция. Интересно, что большое болото, находившееся на западе от посёлка, носило аналогичное имя – «Хохотун». Разъезд ли получил название от болота, или болото от разъезда, уже точно не установить.  Сейчас на месте болота разбиты коллективные сады.

Точно не установлено, а предположительно в период конца XIX – начала ХХ вв.** на берегу р. Северки была возведена первая постройка с оконными переплётами в стиле «модерн» – заимка золотопромышленника Владимира Михайловича Имшенецкого (см. «Сухарев Ю.М. Биография уральского горнопромышленника Имшенецкого В.М.»). Оный промышленник купил здесь участок земли 30-35 десятин (десятина = 1,09 га), очищенный от леса для последующей постройки дачи и небольшого сельхозугодия. В честь своей «протеже» Маргариты Викторовны Лукашевич (см. «Сухарев Ю., Власов В. Маргарита Имшенецкая») он назвал заимку «Маргаритино». Вероятнее всего, она была не просто «протеже» при наличии у Имшенецкого жены инвалида. В 1922 г. в Харбине они зарегистрировали свой брак.  Подробнее можно прочитать в книге В.П. Аничкова «Екатеринбург – Владивосток 1917 – 1922 гг.», в главе «На заимке». Книга выложена в интернете в свободном доступе. Таким образом, справедливо считать Имшенецкого основателем поселения Северка.

Перед фасадом дома-дачи. В шляпе – В. М. Имшенецкий
Перед фасадом дома-дачи. В шляпе – В. М. Имшенецкий

Первым техническим предприятием на Северке надо полагать путевое хозяйство разъезда, его обслуживали немногочисленные рабочие, проживавшие в казарме ж. д. Позже, а возможно и одновременно с эксплуатацией Транссиба, на северной стороне от ж. д. путей, было построено здание вокзала, на южной стороне похожее по архитектуре на вокзал здание, возможно предназначенное для рабочих разъезда. У выходных стрелок западного направления было такое же здание. Аналогичное здание находилось по Казанской ж. д. возле остановки 1639 км. Все они были деревянные и построены в стиле «русский модерн», который присущ многим станционным зданиям того времени. Пример: сохранившееся здание вокзала ст. Хрустальной.

Похожая архитектура была у старого вокзала разъезда № 72 (Хохотун – ст. Северка)
Похожая архитектура была у старого вокзала разъезда № 72 (Хохотун – ст. Северка)
Станция «Хрустальная» в 1912 г. Фото С.М. Прокудина-Горского
Станция «Хрустальная» в 1912 г. Фото С.М. Прокудина-Горского

*- путаница в нумерации происходит видимо потому, что следующим после Северки разъездом считался «Палкинский», ныне Екатеринбург-Сортировочный. В районе селения Палкино разъезда никогда не было. Источники: Википедия и статья в интернете «Архитектура  зданий и сооружений ж. д. Урала», «Железные дороги Урала».

** Пятеро детей Имшенецкого (кроме старшего) все родились в Екатеринбурге, видимо, семья жила на съёмной квартире, а в период 1902-1906 гг. Имшенецкий приобрёл собственный дом. Заимку, видимо, начал строить ранее. М.В. Лукашевич пишет в своей повести «Забытая сказка» о посещении имения в Северке, а она прибыла в Екатеринбург в 1905 г.

Владимир Михайлович Имшенецкий
Владимир Михайлович Имшенецкий

Комментарий

Краткая история дореволюционной Северки дана на основании немногих документов, ссылки на которые приведены в тексте. Повесть Лукашевич не может считаться документальной, т.к. кроме географических названий содержание повести есть плод фантазии романтически настроенной женщины. Описание усадьбы не соответствует реальному строению. По сравнению с мемуарами Аничкова, повесть Лукашевич не выдерживает никакой критики. Историческая справка С.И. Кудашева (бывший директор лесхоза) не имеет ссылок на документы, а в части дореволюционной истории посёлка является полным вымыслом. Также краевед О.И. Щетинин, в описании каменных останцев Верх-Исетского гранитного массива, пишет о личном выборе Татищева и де Геннина в 1725 г. Северки как места углезаготовок. Встаёт вопрос: каких и для кого? Завод в Екатеринбурге только 2 года назад начал работу, а до пуска Верх-Исетского был ещё год. Леса в округе было много, так для чего двум высшим чиновникам переться через глухую тайгу, чтобы найти место углезаготовок? Достаточно было указать приказчикам места заготовок на карте. И ещё: Татищев прибыл на Урал в декабре 1720 г., а убыл в начале 1724 г. Второй его приезд был с осени 1734 г. по июль 1737 г. Де Геннин прибыл в апреле 1722 и убыл в 1734 г.  В 1725 г. они НЕ МОГЛИ быть вместе! Что касается углезаготовок, то склон посёлка Семь Ключей и лысые горки д. Палкино дают на это ответ. И недалеко, и вывоз не затруднён, тем более по льду реки Исети и пруда, не то, что с Северки просеки рубить и гати класть. Можно ещё привести много доводов, как-то отсутствие следов жилья и рабочей деятельности, старинного кладбища и прочее. Видимо, на основании этих псевдо-исторических работ была написана статья в Википедии, так же не соответствующая действительности в части дореволюционной истории посёлка. Не обнаружено обозначение Северки на картах начала ХХ века. На карте 1735 г. «Екатеринбург и окрестности с местами куреней (углежжения) и вырубкой лесов» в западном направлении от Екатеринбурга эти места ограничены д. Палкино.

II. Довоенный период

(Градообразующие предприятия)

В 1920 г. (в некоторых источниках 1924 г.) открылось движение по ж. д. ветке Екатеринбург – Казань – Москва, получившей название «Казанская». Ветка проходила в 500 м (кратчайшее расстояние) южнее Транссиба, за р. Решёткой. Во время её модернизации, с 1920 по 1924 гг., предположительно использовался материал из месторождения северских гранадиоритов. По документально неподтверждённым данным напротив Горы, в юго-западном направлении на расстоянии 700 м находилась ещё одна гора.* В 1926–28 гг. на ней началась разработка камня, а промышленная разработка гранадиоритов началась в 1930–31 гг., когда гору взорвали.

В это же время от главного пути к карьеру была проведена ж. д. ветка и построен мост через р. Решётку для вывоза продукции не только карьера, но впоследствии и цеха по производству ЖБИ. Предположительно продукция карьера (документально не подтверждено) шла в основном на устройство железных дорог. Труд в основном был ручной, механизмов было мало, использовалась конная тягловая сила. Немногочисленные рабочие в это время жили в бараке (бараках?), местонахождение которых на данный период установить затруднительно. Скорее всего, на южной от ж. д. стороне неподалёку от нынешнего переезда.

Скалы в посёлке Северка. Фото 1961 г.

Время возникновения Северского кирпичного завода (далее СКЗ) документально не установлено. Согласно записи в трудовой книжке Д.А. Узких, принятым на завод чернорабочим в феврале 1931 г., предположительно, что строительство СКЗ началось в конце 20-х – начале 30-х гг. Какова была деятельность завода в то время, можно только предполагать. Видимо, вначале начались работы по очистке от леса территории, затем возведение заводских строений и жилья.  Например, барак у пруда, в котором я родился, был построен в 30-х гг. Рабочие завода предположительно состояли как из вольнонаёмных, так и из репрессированного элемента: кулаков, ссыльных и т.д.  Наличие пришлого народа способствовало индивидуальному жилищному строительству, возле завода стал вырастать посёлок.

До 1949 г. завод получал электроэнергию от парового локомобиля Люберецкого машиностроительного завода. В 1950 г. посёлок был полностью электрифицирован. В 1932 г. в помещении усадьбы Имшенецкого открылась начальная школа, что говорит о возросшем населении. Местонахождение СКЗ того времени точно не установлено, скорее всего на том же месте, где он простоял до первой половины 60-х гг. Самая правдоподобная версия такова: завод был построен на месте уже очищенных от леса 30-35 десятин имения Имшенецкого. Поскольку это было единственное место, подходящее под завод. С запада было болото «Хохотун», с востока речка Северка и гора, с юга болотистая пойма реки Решётки и ж. д., а с севера и до середины 50-х гг. стоял нетронутый лес.

Школа в доме В.М. Имшенецкого

*- Про эту гору Аничков ничего не пишет в своих мемуарах, а она находилась напротив его участка через речку. Если гора была так велика, как у станции, то он бы отобразил это в мемуарах. Скорее всего была небольшая горка, часть Варначьего хребта, заросшая лесом.

Комментарий

Согласно протоколам Северского сельсовета 2-й половины 1941 г., в посёлке были медпункт, школа и магазин, а СКЗ взял на себя обязательство построить плотину на р. Северка, вот только начал ли её строить? Какова была в ней нужда? Если для нужд завода, то да, а скорее всего, во время войны было не до того, но я ещё застал бетонные быки плотины, возможно, построенные после войны. В протоколах встречаются фамилии старожилов посёлка, потомки некоторых из них живут и сейчас на Северке: Узких Антон, Соболева Александра, Измоденов, Санатин, Антипин, Токманцев, Баженов, Яковлев, Краснов, Васёв (Кондрат?), Хайдаров, Мезенов Яков Константинович. Существовал в 1941 г. некий 1-й лесоучасток, уполномоченным от которого (согласно протоколам) был Токманцев Фёдор Наумович (дед Нины и Сергея Токманцевых). Вообще-то существование этого участка логично: посёлок строился, нужда в лесе была. Предположительно этот лесоучасток с его лесопилкой и стал впоследствии базой Лесхоза.

На карте 1921 г. на месте Северки отмечена р. Сибирка. 1926 г. – отметка: «Рзд.»  1934 г. – отметка: «Дача» и «Кирп.» возле условного значка 2-х строений, как раз на месте заимки Имшенецкого.

Примечание: Согласно карте «Специальные и трудовые посёлки кулаков 1935-56 гг.» на территории Северки таковых, как отдельного поселения, не было. Так же, согласно карте лагерей ГУЛАГа 1930-50 гг., таковых на Северке и окрестностях не было. Таким образом, легенда о строителях-заключённых в Северке не состоятельна.

III. Послевоенные годы

В 1948 г. образовалось учебно-опытное лесное хозяйство (Лесхоз) от Уральского лесотехнического института (УЛТИ). Лесхоз располагался в конце ул. Верхней на правой (чётной) стороне, контора и питомник находились между улицей и ж. д. (с тыльной стороны современного вокзала). Далее от питомника, к лесу, была лесопилка и гараж Лесхоза. Предположительно во второй половине 50-х контора и лесопилка с гаражом переместились на нынешнее место обитания. Видимо это было связано с расширением учебно-опытного хозяйства и освоения отведённых площадей земли, больших, чем на старом месте. Могло быть и по-другому: контора ещё оставалась на ул. Верхней, а основные поля хозяйства находились в северной части посёлка.

По не подтверждённым сведениям (В.М. Поспелов. ЗЛнп* с.18), карьер в годы войны не работал, хотя в протоколах с/с 1941 г. карьер фигурирует.

Информация на 1949 г.: камень возили вагонетками на конной тяге, машин было мало, погрузка камня в них осуществлялась вручную.

1958 г. – построена трансформаторная подстанция на карьере, рабочие карьера жили в бараках у переезда.

1959 г. – пройден 1-й ярус карьера, появился первый экскаватор, начало работы ЖБИ: налажено производство литых опор фундаментов контактной сети для Казанской ж. д.

1965 г. – разработка второго яруса карьера.

С самого начала камень в карьере добывался методом взрывных работ, во время которых жителям прилегающих домов запрещалось выходить на улицу, о чём оповещала сирена. В конце 60-х карьер был закрыт, т.к. его начали затоплять грунтовые воды, завод ЖБИ продолжил свою работу.

*ЗЛнп – сборник «Замечательные люди нашего посёлка. 2017 г.». Этот сборник ценен воспоминаниями старожилов посёлка, но в то же время фактология настолько перепутана и противоречива, что не может считаться 100% достоверным источником. Впечатление такое, что информация свалена в кучу без какого-либо редактирования. Мягко говоря, половина персонажей имеет мало отношения к названию сборника.

В 1950 г. на южной стороне, между ж. д. и Решёткой (на месте земли Аничкова), началось строительство производственной базы и жилого фонда СМП-278. В течение 10 лет были построены магазин, столовая, баня, клуб, дома и общежития.

С середины 50-х гг. силами СКЗ началось строительство кирпичных домов для работников завода. Дома были рассчитаны на 2 семьи. Появились ул. 1-я и 2-я Заводские. В конце 50-х начали строительство новой школы. Точно неизвестно, предполагается, что школа строилась на паях СКЗ и СМП, объект был сдан в эксплуатацию в январе 1961 г.

В начале 1960-х началось строительство Северского камне-щебёночного завода (СКЩЗ). Силами этого предприятия началось благоустройство улиц, строительство квартала 2-х этажных домов с магазином для рабочих завода на северной окраине посёлка. Появились 3-я и 4-я Заводские улицы. По разным сведениям, СКЩЗ начал выдавать продукцию в 1961-1964 гг. Скорее всего, всё-таки с 1964 г., когда к нему была проложена ж. д. ветка.

СКЗ в конце 50-х гг. ещё успел построить новую лесопилку, на месте здания нынешней администрации, баню, пару кирпичных домов и магазин на улочке, ведущей от ул. Строителей к школе. В 1963-64 гг. СКЗ был закрыт из-за нерентабельности производства на изношенном оборудовании, хотя запасы месторождения глины оставались. Проводить реконструкцию завода не было смысла, т.к. в области к тому времени хватало более современных кирпичных заводов.

Ближе к середине 60-х гг. началось строительство 2-х этажных кирпичных домов в начале ул. Стрелочников силами СМП-278, там же построен новый магазин. Примерно в 1964 г. был построен новый вокзал. В 1966-68 гг. на северной окраине посёлка, на месте бывшего забоя СКЗ, начали строить производственные мощности Леспромхоза (ЛПХ). Рядом образовался посёлок работников ЛПХ и магазин. В 1974 г. на болоте «Хохотун» был заложен коллективный сад «Гранит».

Преобразователи Северки в 1900-х – 1970-х гг.

  1. Владимир Михайлович Имшенецкий – основатель Северки.
  2. Павел Александрович Пестов – директор СКЗ с 1946 по 1957 гг.
  3. Дмитрий Иванович Паверников – руководитель строительства СМП-278.
  4. Н.Ф. Барко – директор лесхоза в 1950-х гг.
  5. Михаил Марьянович Станиславский – директор СКЩЗ с 1961 по 1968 гг.
  6. Василий Николаевич Авдюков – директор СКЩЗ с 1968 г.
  7. Михаил Андреевич Сталилеев – директор ЛПХ в 1971-1981 гг.

Н. К. Гилёв

Читайте также:

Посёлок Северка на карте

Поддержать «Ураловед»
Поделиться
Класснуть
Отправить
Вотсапнуть
Переслать

Рекомендации