Ураловед

Портал знатоков и любителей Урала

Очерк А.В. Доброва из цикла «Неторопливое путешествие в долине реки Серги длиною в жизнь». Продолжение.

Очерк А.В. Доброва из цикла «Неторопливое путешествие в долине реки Серги длиною в жизнь». 

Сравнительная таблица старых (дореволюционных) и современных названий улиц, площадей и парков Екатеринбурга. 

Записав эту легенду со слов старожила села Саранпауль, я подумала: «Что это?.. - сказка? быль?!..» И со временем пришла к выводу, что речь идёт о реальных событиях времён XV-XVI веков...

Книга "История Соликамского сада" приурочена к 300-летию со дня рождения Григория Акинфиевича Демидова и 585-летнию Соликамска. Рассказывает о самых интересных фактах из истории ботанического сада, а также о людях, тесным образом связанных с отечественной историей.

Как-то, в детстве, я слышала высказывание, что Аша – это вторая Швейцария по красоте… - не знаю… - в Швейцарии не была... но всегда хотелось оспорить эти слова и сказать: «Аша - всегда только первая и единственная!»

Воспоминания Александра Владимировича Доброва - одного из основателей природного парка "Оленьи ручьи" и его первого директора. 

Вторая часть (окончание). 

Воспоминания Александра Владимировича Доброва - одного из основателей природного парка "Оленьи ручьи" и его первого директора. 

Зарисовка «Медный котелок» из историко-документального очерка А.К. Шарца «Суксунская старина», опубликованного в июле 1969 г. (№№ 80 – 88) в газете «Новая жизнь» Суксунского района Пермской тогда еще области. 

В ХIХ веке духовно-религиозное пространство на Урале, одном из центров старообрядчества в Российской империи, заполняется новыми народными движениями, такими как «десное братство», «немоляки», «лучинковцы», «медальщики» и т.д. В их число входят «люди Божьи», или «неплательщики», учение которых возникло в горном Сергинском округе Красноуфимского уезда Пермской губернии сразу же после проведения крестьянской реформы 1861 года.

Великое часто проявляется в мелочах, кажущихся совсем пустячными, никак и ничем не связанных между собой и средой, которая их окружает. Именно с таких мелочей и началась история возникновения названия природного парка «Оленьи ручьи» и его символа или логотипа.

Появились многие исторические мифы на эту тему, которые не только гуляют по страницам газет, глянцевым журналам и Интернету, но и прочно обосновались даже в книгах известных авторов...

Сергей Афанасьевич Торопов (1928-1990), создатель  клуба «Пермский краевед», последние годы своей жизни провел в обычном деревянном доме в Мотовилихе. Однажды он пригласил нас к себе в Костарево, провел заседание клуба дома, поведав о своих заветных темах, показав любимые книги из огромной библиотеки. Об убийстве Михаила Романова тоже упомянул, но с какой-то заминкой, словно не договаривая что-то, словно ему самому в этом деле не все было ясно…

Воцарившимся в 1613 году Романовым было необходимо во что бы то ни стало пополнить опустевшую казну. Одновре­менно возросла потребность России в металлах. Привозные металлы, особенно медь, были дороги. Их не хватало. Появи­лась острая необходимость в собственном, более дешевом и до­ступном сырье. Стали снаряжаться экспедиции своих и ино­земных знатоков искать «золотую и серебряную и медную руду и дорогие каменья».

Священник - краевед города Кунгура Петр Павлович Пономарёв (1852-1927) рассказывает о нападении в 1773-1774 гг. на Кунгур и Кунгурский уезд пугачёвских войск и об обороне города жителями.

О существовании Кунгурской трудовой коммуны, размещавшейся в зданиях женской обители и Иоанно-Предтеченской церкви Кунгура до появления здесь ИТК-30, не помнят, не знают и не говорят даже в начале XXI века.

Крестьянская реформа 1861 года, несмотря на все свое прогрессивное значение, была воспринята народом крайне неоднозначно. То тут, то там возникали толки о подмененном Манифесте, о «золотой царской грамоте». В отдельных местах народный протест принимал организационные формы: крестьяне объединялись в общества, накрепко решив отстаивать свои права. Одним из таких сообществ стало религиозное движение «неплательщиков», возникшее в Сергинском горном округе Красноуфимского уезда Пермской губернии в 60-е годы ХIХ столетия.

Пьесу Н.В. Гоголя «Ревизор» в школе проходили все. Литературного героя - городничего со странной фамилией Сквозник-Дмухановский многие помнят. А вот о реальных личностях - о кунгурских городничих - ранее было почти ничего неизвестно, тогда как о купцах, городских головах города Кунгура в XVIII-XIX веке написано уже немало…

Вот так, почти по Ильфу и Петрову, мог бы называться водопровод в Екатеринбурге, осуществись один из многочисленных проектов, которые рассматривала местная Дума в конце позапрошлого века. Сейчас мы уже как-то не представляем, как можно жить без водопровода. Для нас подача воды в дом на любой этаж — дело естественное. Между тем судьба водопровода в Екатеринбурге была непростой. Обсуждение многочисленных проектов растянулось аж на полвека.

Пермская губерния, в числе 14 других российских, стала местом для «выдворения» всех лиц, «имевших прикосновенность к польскому мятежу». Так Кунгур стал местом ссылки.
Как жили ссыльные поляки в Кунгуре? Рассказывает кунгурский краевед Светлана Лапшина.

В мае 1903 года вся Россия была потрясена ужасной трагедией в небольшом уральском городе Златоусте (Уфимская губерния). На сравнительно небольшой площади с расстояния в 150 шагов две роты солдат расстреляли толпу рабочих и сбежавшихся зевак. Златоустовская бойня стала одним из признаков надвигавшейся первой российской революции.

Более 20 лет лелеяли кунгуряки мысль о строительстве Гостиного двора. Как это было, напоминает краевед Светлана Лапшина.

В Пермском Государственном архиве новейшей истории,  в деле известного революционера В.Т. Фролова хранится внушительная по объему подборка документов с надписью: «Компрометирующие материалы.  Исследователям не выдавать». Выяснилось, что видный большевик Василий Фролов, делегат одного из партийных съездов (проходившего в мае 1907 г. в Лондоне), сотрудничал с охранным отделением.

Каким увидели город Кунгур приехавшие в середине XIX века на подводах или санях с западных окраин российской империи ссыльные, «почти из Европы»?

В начале XIX столетия выдающийся русский механик-самоучка Иван Петрович Кулибин заинтересовался соляным делом и создал оригинальную по конструкции «соляную машину» для солеваренных заводов Строгановых.

В начале 1820-х годов город Кунгур, находившийся на Сибирском тракте, испытывал «крайнюю нужду в построении тюремного здания». Строительство загородного тюремного замка было связано с малой вместительностью арестантской.

Многими нитями связаны разобщенные безграмотными политиками Пермский край и Свердловская область. Вот лишь одна из них...

Самым ранним символом Екатеринбурга было изображение колеса на печати Екатеринбургского железоделательного завода. Первый официальный герб Екатеринбурга как уездного города Пермского наместничества был утвержден императрицей Екатериной II 17 июля 1783 года.

В 120 км на юго-запад от Екатеринбурга расположен природный парк «Оленьи ручьи». Начинается парк с железнодорожного разъезда Бажуково. Все туристические маршруты здесь начинаются у неприметной поржавевшей пирамидки – памятника, каких в России миллионы. Обычно такие пирамидки украшают кладбища. Но откуда же здесь, в лесной глуши, взялось захоронение?..

Бывая на горе Думной в городе Полевском, глядя на статую юноши с винтовкой и молотом, я думал: «Кто автор скульптуры? Есть ли еще подобные ей? Почему красногвардеец стоит к городу боком, а не лицом?» Появлялись и другие вопросы.

Замечательное множественное падение (метеоритный дождь) Оханского метеорита произошло 30 августа 1887 г. в бывшем Оханском уезде Пермской губернии. Метеорит упал около 12 часов 30 минут при совершенно ясном небе.

В начале мая месяца 1884 года от Рождества Христова разнеслись слухи о появлении чумы в соседних волостях. Население Нижне-Сергинского завода заволновалось. Бабы, всплескивали руками, обсуждая событие в лавках, мужики мрачно чесали затылки, пряча глаза в крутом дыме самокруток. Не выветрилась еще из памяти страшная оспа, когда почти каждый день приносили в церковь по пять-шесть детских гробиков. Хриплый бабий вой стоял тогда над Сергой.

Еще в глубокой древности обитавшие в Прикамье народы умели получать соль из соляных источников. Факты возникновения соледобычи задолго до появления здесь русских поселенцев хорошо известны археологам. В этом плане особенно ценные наблюдения сделаны соликамским историком Г.А. Бординских в урочище Рассолы.

Кем же он был, пионер фотографии, кого считать первым «светописцем» Перми? Историю пермской фотографии рассказывает краевед Владимир Гладышев.

Краевед Валерий Трубецкой провел расследование, откуда появилось название реки Серга, и сделал новые открытия, которыми делится с читателями "Ураловеда".

Пройдите в Екатеринбурге по «местному Арбату», пешеходной улице Вайнера, и первая скульптура, которую вы встретите, будет посвящена велосипедисту. На основании скульптуры надпись — «Изобретатель велосипеда Ефим Артамонов». Между тем, как это ни парадоксально, мы имеем дело с классическим примером фальсификации, с историей, которая благодаря усилиям недобросовестных ученых и жадных до сенсаций журналистов обрела черты подлинной, достоверной настолько, что вошла как непреложный факт в Большую Советскую Энциклопедию.

В 2013 году исполнится 20 лет с момента попытки создания Уральской республики. Политолог Сергей Мошкин напоминает читателям "Ураловеда", как это было.

Статья Т.И. Мокроносова удивительна тем, что в ней на примере села Леневского (ныне это Режевской район Свердловской области) прекрасно показаны обычаи и традиции уральской деревни, откуда все мы вышли.

Редкое калужское издание дает возможность ответить на вопрос, как Калужские Гамаюны оказались на Урале.

К началу XX века внимание влиятельных представителей деловых кругов, объединенных Пермским биржевым комитетом, и купцов Чердыни привлекал северо-восток европейской части России. Примыкая к районам Северного Урала, он представлял подлинную сокровищницу сырьевых ресурсов.

Жители юго-западной части Свердловской области, проживающие в городках Верхние и Нижние Серги, Михайловск, издавна именуются Гамаюнами. А около Екатеринбурга есть мыс с таким названием. Откуда здесь, в крае, заселенном крепостными и беглыми крестьянами, ссыльными и каторжниками, такая страстная любовь к языческим богам? (Гамаюн – птица вещая, у язычников славян - посланник богов, глашатай).

Живших в разных веках уральских писателей Д.Н. Мамина-Сибиряка и Б.С. Рябинина связывала любовь к уральской природе. Более того, немногие знают, что Борис Рябинин настаивал на создании близ Висима заповедника, предлагая назвать его Маминским...

Отношения в семействе заводчиков Демидовых были не из простых. Пример тому - разгоревшийся спор вокруг сергинского куреня.

В допетровской Руси с трепетом относились к волосам: женщины волосы непременно прятали от посторонних глаз, а мужчины лелеяли свои бороды – признак могущества и силы. Но при Петре I все изменилось...

Исследование краеведа Валерия Трубецкого карты Урала 1744 года, где впервые появились Сергинские заводы. В итоге были сделаны некоторые новые открытия...

В музее Верхнесергинского музея (Свердловская обл.) висит чертеж крепости. Как считают верхесергинцы, она была построена вокруг завода в XVIII веке. Однако краевед Валерий Трубецкой выяснил, что это не так...

В 2013 году исполняется 400 лет Дома Романовых. Эта дата не останется незамеченной в Прикамье, тем более что с Романовыми наш край связан самым тесным и самым мистическим образом…

Малоизвестные мрачные факты из истории канувшего в лету острова посреди реки Камы в Перми.

В Первоуральском городском округе есть небольшой поселок Новоуткинск. В предвоенные годы Новая Утка находилась на подъеме, и продукцию местный механический завод выпускал крайне экзотическую.

Легенды о билимбаевских подземельях ходили интригующие. Дескать, из подвала Свято-Троицкого храма в дом священника вел довольно длинный подземный ход. И не какой-то там, а в рост человека, стены выложены кирпичом и в них ввинчены чугунные подсвечники.