Ирбит – очень атмосферный, очень необычный и очень кирпичный город в Свердловской области! А каких только орнаментов из кирпича здесь нет!
Но начнем по порядку. Ирбит основан в 1631 году на сибирском тракте. В нем устраивалась знаменитая и одна из крупнейших ярмарок – Ирбитская, где встречались купцы с разных сторон света для обмена своим товаром. В дни ярмарки (обычно, февраль) гуляния шли полным ходом, количество гостей достигало 25 тысяч человек. А сейчас остались только часть площади, здание Пассажа и приспособы для народных забав (выполненные недавно, разумеется).
Также на площади возвышаются призрачный Владимир Ильич и Екатерина Вторая, лично даровавшая Ирбиту статус города. И если памятников Ленину у нас в каждом городе не по одному, то вот Екатерине – первый, мною замеченный.
Ленин похож на официанта
...а Екатерина II - на барби...
От ярмарочной площади радиально расходятся улицы, застроенные преимущественно кирпичными домами, которые создают атмосферу XIX века.
Отсюда начинался город. Реконструкция Ирбитского острога.
Ни нелепые вывески, ни машины на улицах не могут перебить это чувство, что вокруг – история.
В Екатеринбурге такой застройки – единичные экземпляры, которые не создают настроения, а здесь вся проектировка города в едином архитектурном ансамбле, благодаря чему волей-неволей переносишься в то время.
Город подготовлен к приему туристов: на дорогах много указателей, вывески многих магазинов оформлены в старинном стиле.
Ширины улиц хватает, машинам не тесно, и есть, где припарковаться, если понравилось какое-то здание.
Многие таблички на домах дублируются прежними названиями улиц, что тоже создает атмосферу огромного бесплатного (!) музея под открытым небом.
И каждый дом в нем как экспонат. К концу дня, не осмотрев и всей экспозиции, утомляешься от этих бесконечных кирпичных шедевров.
Проработана каждая деталь
Зато хочется вернуться и досмотреть их позже. Главное – вовремя остановиться. Потому что одного дня точно не хватит.
В одном месте собственники магазинов действительно хорошо потрудились над созданием образа. Здесь и местный чугунный мотоцикл, и герои сказов Бажова, и просто красивые детали.
Проезжали и мельницу Зязина, отличавшуюся необычной кирпичной кладкой и паровым оборудованием.
Сейчас внутри остались лишь редкие детали советских механизмов и толстенные перекрытия.
Также Ирбит стал знаменит благодаря своему заводу мотоциклов, который был эвакуирован во время войны из Москвы и производил тяжелые мотоциклы для нужд вооруженных сил. Сейчас же завод по факту не занимает всех отведенных ему территорий, сдавая их в аренду.
И хотя производство в упадке (за год изготавливают не более 800 машин, и все они идут на экспорт, в основном, в США), видно, что ирбитчане очень дорожат этим практичным советским конем. Ведь он не только роскошь сейчас (стоит около 500 тысяч рублей), но и завидный помощник в передвижении в суровом уральском климате по чудесным уральским хайвеям.
Ты летящий вдаль, вдаль ангел...
По словам очевидцев, заводится даже в лютые холода и вывозит из любой зыбучей дороги, которых в нашей тайге немало (благодаря полному приводу). Из грустного хотелось бы отметить, что сейчас мотоциклы изготавливают полностью из импортных деталей. Так, к примеру, телескопические вилки Marzocchi, амортизаторы Sachs, генератор Denso, аккумулятор Yuasa, зажигание Ducati, подшипники SKF, шестерни Herzog, манжеты NAK, дисковые тормоза Brembo, электронный впрыск топлива на основе компонентов Bosch и Delphi. Отечественное осталось только в мелочах: трубы для рамы, литье для двигателя и листы для коляски (источник).
Итак, на улицах Ирбита за полдня мы встретили по меньшей мере 5 разных экземпляров Урала.
Музей мне не очень понравился. Для меня музей – это место, которое зажигают люди, искренне дорожащие накопленными экземплярами и рассказывающие о них с блеском в глазах. Видимо, именно в этом музее такие люди в тот день не работали. Так что быстро, не читая, пробежались по 3-4 залам, особо не оставляя ничего в памяти.
Музей довольно тесный, нормально сфотографировать отдельные экспонаты не получается, что отбивает всякое желание фотографировать вообще, а эта услуга там стоит отдельные деньги.
К тому же долго искали вход. По всему городу есть таблички с указанием направления движения в музей, но возле самого музея они исчезают. Пришлось спрашивать местных, которые с долей пессимизма сообщили нам, что он без вывески в соседнем четырехэтажном здании (к слову, там все здания в округе были четырехэтажные). Вывеска все же в музее была, но дополнительные указатели не помешали бы, так как его не видно с главной проходной завода, где бы ему по логике и находиться.
Кроме этого в городе еще много музеев: музей народного быта (с самым большим самоваром на 415 литров и с большой экспозицией самоваров), историко-этнографический музей, музей изобразительных искусств (единственный в стране специализирующийся на гравюре и рисунке).
Историко-этнографический музей
Конечно, все в городе не может быть хорошо. И не нужно ходить далеко, чтобы увидеть брошенные и разваливающиеся здания, являющиеся архитектурными памятниками, кончающийся внезапно даже в центре асфальт, деревенские дворы. Не порадовало и отсутствие центрального отопления. Во многих дворах в сараях видны поленницы, топят старые печи. На улицах вместо ливневых канализаций простые канавы вдоль тротуара.
Много контрастов – заброшенные колокольни и дымящие трубы, кирпичные замки и деревянные бараки, советский классицизм и модерн.
Радует, что многие сознательные жители поддерживают по возможности стиль города, и в нем появляются новые дома, гармонично сочетающиеся с историческими памятниками.
Подводя итог, хочется поблагодарить ирбитчан за непередаваемые ощущения от архитектуры и мотоциклов, которые вместе создают запоминающийся и колоритный образ города. И обязательно нужно сюда вернуться, чтобы досмотреть недосмотренное и дописать недописанное.
© Анастасия Попельская
UraloVed.ru
Смотрите также:
Старые фотографии Ирбита |