Петропавловский храм в селе Дуван

Петропавловский храм – главная святыня села Дуван в Республике Башкортостан. В самом Дуване историей храма занимались мало. В советские времена это не приветствовалось, а сейчас практически не осталось свидетелей главных событий в истории храма.

Петропавловский храм в селе Дуван. 2022 г.
Петропавловский храм в селе Дуван. Фото Александра Калганова, 2022 г.

Исторический обзор

Село Дуван основано в 1760 году. По мере увеличения численности населения, в 1821 году было решено заложить каменный храм в честь апостолов Петра и Павла. В каталоге-справочнике А.Р. Ширгазина «Православные храмы Башкирии» так описывается этот храм:

«Расположен в центре села, под некоторым углом к красной линии, на которую выходит западным фасадом. Редкий для Башкирии памятник позднего классицизма с последующей перестройкой и эклектической стилизацией декора. В качестве даты возведения храма называется 1821 год, даты освящения – 1824 год. В 1870-е годы церковь была сильно перестроена и расширена. Как сообщалось, главный алтарь, трапезная и колокольня перестроены до основания. В это время храм приобрёл характерные русско-византийские черты. Храмовая часть была увенчана восьмигранным световым объёмом с гранёной же луковичной главой. Близкая по форме и габаритам главка увенчала и третий ярус колокольни.

В советское время утрачено завершение храма и верхний ярус колокольни. К её северному фасаду пристроен дощатый объём лестничной клетки. В храме и первом двухсветном ярусе колокольни устроены дополнительные перекрытия, в алтарной части храма возведены перегородки. Заложены окна трапезной, а также все первоначальные входы в здание. Некоторые окна трапезной и алтаря растёсаны под двери, заложены некоторые внутренние проёмы, соединяющие храм, алтарь, трапезную и колокольню».

Петропавловский храм села Дуван в начале ХХ века
Петропавловский храм села Дуван в начале ХХ века
Картина с реконструкцией вида храма по фотографии из архива
Картина с реконструкцией вида храма по фотографии из архива

В храме были устроены кинотеатр и библиотека. В музее в Дуване хранятся фотографии кинотеатра «Октябрь», куда ходили отдохнуть по вечерам многие дуванцы. Позже библиотека переехала в сельский Дом культуры, а освобождённые помещения превратились в кладовки и были элементарно захламлены.

Кинотеатр «Октябрь» в здании церкви
Кинотеатр «Октябрь» в здании церкви

Возрождение храма

Во второй половине 90-х годов прошлого века здание храма было возвращено верующим. Сопротивления дуванцев это не вызвало. Большинство признавало в этом событии проявление исторической справедливости. Да и в эпоху расцвета видеомагнитофонов кинотеатр утратил свою актуальность. Тем более, что в Дуване был ещё один кинотеатр, в «Красном уголке» второго отделения совхоза.

Первая из восстановленных оригинальных росписей
Первая из восстановленных оригинальных росписей

В храме начались реставрационные работы. О них нам подробно рассказал отец Михаил (Усов). Производились они силами добровольцев из местного населения, приезжали монахи из Пророко-Ильинского мужского монастыря села Месягутово. Над восстановлением первой из обнаруженных первоначальных росписей трудилась послушница одного из женских монастырей. Были снесены деревянные пристройки, восстановлены первоначальные входы, арки и окна здания. Резное обрамление иконостаса и царские врата изготовил Александр Жаворонков, малые иконы иконостаса писал местный художник-самоучка Сергей Фефелов. Но главный вклад в восстановление росписей храма внёс талантливый художник, участник войны Василий Петрович Анпилогов. Он расписал западную стену алтаря, иконы напольного киота молельного зала, кропотливо восстанавливал первоначальные росписи. Мы побывали в гостях у Василия Петровича и он рассказал нам об истории восстановления храма и своём в этом участии.

Во время интервью с Василием Петровичем Анпилоговым
Во время интервью с Василием Петровичем Анпилоговым

Ещё в 1970-е годы он, художник Дома культуры, увидел в журнале «Огонёк» икону Божьей Матери художника Васнецова. И загорелся идеей написать её в краске. Прошло более десятка лет, но Василий Петрович хранил журнальную вырезку и, выйдя на пенсию в 1986 году, начал работу над иконой. Работа шла медленно, лицо на иконе было слишком «живым», не соответствующим православным канонам иконописи.

Когда в Дуване начали восстанавливать Петропавловский храм, священник отец Сергий пришёл к Василию Петровичу в мастерскую, посмотрел икону и благословил передачу её в храм. А потом в храм пришёл и сам Василий Петрович. Создал эскиз иконостаса молельного зала, сам написал главные, большие иконы иконостаса. Эскиз и главные иконы возили на благословение в Уфимскую епархию. Владыка Никон эскизы благословил, а Василию Петровичу от епархии была выдана грамота, разрешающая мирянину писать иконы.

Первые копии икон храма, написанные В.П. Анпилоговым
Первые копии икон храма, написанные В.П. Анпилоговым 

Но главная работа предстояла в алтаре. Там Василий Петрович восстанавливал Большие иконы на стенах алтаря «Моление о чаше» и «Жертвоприношение Авраама», а также четыре главных больших иконы западной стены, расположенные в простенках между царскими, южными и северными вратами. Дома Василий Петрович показал нам «черновики» – уменьшенные копии двух главных икон алтаря. 

Иконостас и царские врата храма
Иконостас и царские врата храма

Огромную помощь в восстановлении храма оказывал историк Уфимской епархии и член Общественного совета по сохранению культурного наследия при главе администрации Уфы Павел Владимирович Егоров. Он много раз посещал Дуван, нашёл спонсоров реставрации храма. Под его руководством был создан проект светового объёма (восьмёрика) с главой, его изготовление и монтаж на главный купол храма. От него мы узнали официальную дату закрытия храма – 1938 год.

Монтаж «восьмёрика» главного купола храма. 24.10.2009
Монтаж «восьмёрика» главного купола храма. 24.10.2009

В апреле 2007 года компания уральских краеведов из Магнитогорска сняла фильм «Вечность Божественной кисти» о Петропавловском храме. В этом фильме настоятель храма протоиерей Михаил Иванович Усов рассказывает об этапах восстановления храма. Из этого фильма мы узнали об интересных особенностях нашего храма. Одной из особенностей является оригинальная архитектура. Второго такого храма ближе Санкт-Петербурга нет. Очень большая трапезная может вместить большое количество прихожан во время праздничных служб, но она же потребовала и требует больших средств для восстановления, отопления… И сейчас прихожане от входа идут до молельного зала по временному полу из не пригнанных толстых досок.

Росписи алтаря
Росписи алтаря

Второй особенностью храма является роспись молельного зала и алтаря. Когда храм только начали восстанавливать, не надеялись найти после стольких лет перестроений оригинальных росписей. Действительно, внизу молельного зала и алтаря большая часть росписей была сильно повреждена. Во фрески с библейскими сценами вбивали гвозди, часть стесали…. Дошли до купола и ахнули: лишь тонкий слой побелки скрывал практически нетронутые оригинальные росписи! Осталось только помыть тёплой водой с мылом и фрески засияли первозданной красотой! И ещё: на потолке алтаря сохранилось нетронутое изображение Бога-Отца Савоафа. Как объяснил отец Михаил, это большая редкость. По классическим канонам православного иконотворчества, изображать Бога-Отца запрещено. Но, видимо, те, кто расписывал наш храм, были людьми творческими и немного отступили от классических правил.

Икона «Исцеление сухоногого»
Икона «Исцеление сухоногого»

Во время подготовки этой работы мы посетили храм вне службы и подробно рассмотрели, какие изменения произошли в храме за последние годы. Трапезная и первый ярус колокольни остались не восстановленными, нет средств. Обновился иконостас молельного зала, начата силами самих прихожан реставрация западной стены молельного зала, открыто название одной из первоначальных росписей: «Положение во гробъ». По нашей просьбе церковный староста Сергей Юрьевич Горбунов взял наш фотоаппарат и сам сделал снимки алтарных росписей, в том числе и иконы Бога-Отца на потолке алтаря. Самих нас в алтарное помещение не пустили, туда посторонних не пускают.

Купол Петропавловского храма
Купол Петропавловского храма
Фрагменты росписи купола храма. Св. Апостол Павел
Фрагменты росписи купола храма. Св. Апостол Павел

Росписи Петропавловского храма

Росписи на сводах храма

Роспись потолка алтаря
Роспись потолка алтаря
Западная стена молельного зала. Открывается икона «Положение во гробъ»
Западная стена молельного зала. Открывается икона «Положение во гробъ»

Молельный зал отделяет от трапезной пластиковая дверь для сохранения тепла в молельном зале. Поэтому во время праздничной пасхальной службы в молельном зале довольно тесно и душно. Стараниями прихожан и на пожертвования сельчан в храме было полностью заменено отопление, поставлен электрокотёл, и храм отключился от системы отоплении «Водоканала». В молельном зале и алтаре были вставлены пластиковые окна.

Елизавета Марченко, Ольга Якимова,
ученицы школы села Дуван
(под руководством Александра Геннадьевича Калганова,
руководителя краеведческого кружка)

Литература:
Долгов Г. Блеск в тучах, машинопись, 1970 г.
Русские Айско-Юрюзаньского междуречья (история, антропология, культура): историко-этнографические очерки / сост., автор предисл. Е.Е.Нечволода. – Уфа: ИП Галиуллин Д.А., 2011. – 380 с.
http://www.portal-slovo.ru/art/35911.php
Ширгазин А.Р. Православные храмы Башкирии: история и архитектура: Каталог-справочник / А.Р. Ширгазин. – Уфа, 1995.

Читайте также: 

Село Дуван на карте

Поддержать «Ураловед»
Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть
Переслать

Гостиницы Перми

Рекомендации