Свято-Косминская пустынь в Костылево и производство чая

По пути из города Верхотурья в Меркушино вдоль тракта протянулось небольшое село Костылево. Примечательно оно тем, что здесь отдыхала процессия, переносящая мощи Симеона Верхотурского. На месте остановки вначале воздвигли часовню, позже перестроенную в небольшую церквушку. Уже в наше время здесь обосновались монахи, отгородившись от мира крепкими, похожими на крепостные, стенами. Однако нашей группе, состоящей из сотрудников СМИ, удалось за них проникнуть и пообщаться с местным настоятелем игуменом Петром.

Монастырская церковь 

Как известно, мимо монастыря проходила дорога, по которой в 1704 году несли мощи Симеона из Меркушино в Верхотурье. По благочестивой легенде считается, что Косьма Юродивый следовал в процессии и время от времени просил остановиться, поскольку был инвалидом.

Мы пытались узнать что-то поподробнее о жизни Косьмы и выяснили, что его весьма почитали уже в конце XVII века. А вот дату смерти мы не смогли установить.

На всех остановках, а это Костылево, Путимка, Заимка, ставили часовни. Наше современное каменное здание часовни построено в 1908 году.

Наше братство стало формироваться с 1994 года, когда братья стали собираться вокруг отца Авраама (сейчас схиархимандрит Авраам). И вот однажды мы приняли решение переехать в более уединенное место. Выбрали Костылево и уже сформировавшимся братством переехали.

Отец Пётр показывает ковчеги со святыми мощами

Мы могли и не переезжать, ведь подвизаться можно везде. Монастырь – это не стены, это, прежде всего, слаженная скрепленное любовью братство. Но живя в большом городе мы были вынуждены свою монашескую жизнь подстраивать под мирской приход. Здесь же мы устроили круглосуточное богослужение так, как это требует монашеская аскеза, Это достаточно ранний подъем и богослужение, после службы отдых и потом труд. Закрытая территория позволяет сосредоточиться в уединении, а уединение позволяет человеку сосредоточиться в молитве, оттачивается у человека чистота мыслей, помыслов, чувств, соответственно появляется серьезная, настоящая молитва. Молитва же конечно не может не сказаться на духовном устроении человека, на его характере, чертах души. Молитвенный труд является, наверное, самым тяжелым в монастыре. Я вот заметил, что часто молодые послушники, приходя в монастырь, готовы всё делать, хоть камни таскать. Но когда приходится становиться на молитву, необходимо отрешиться от всего земного, отрешиться от самого себя, забыть все свои потребности, отказаться от вожделенной суеты. И это оказывается куда тяжелее, чем физический труд.

Наш монастырь достаточно обеспеченный, и мы стараемся, чтобы у братии было полноценное питание, медицинское обслуживание, однако немногие задерживаются здесь надолго. Это только со стороны кажется, что здесь всё хорошо, и можно за стенами отдохнуть от мирских тревог. Но нет, когда человек начинает подвизаться, то всплывает очень много проблем, внутренних противоречий и человек понимает – это не моё.

Наш монастырь имеет небольшое производство. Мы делаем чай из кипрея, варенье из сосновых и кедровых шишек, однако это приносит только часть денег, нужных нам для существования.

Сушка сырья для чая

Я еще не видел, чтобы хороший монастырь мог существовать на собственные средства. Если бы было так, то пришлось бы богослужения отменить, книги задвинуть, монашеские платья снять, надеть робы и работать. Молиться некогда, а ведь молитва отнимает много сил, особенно ночная молитва. Монастыри всегда существовали за счёт пожертвований. Мы, насколько возможно, совмещаем молитвенный труд и физический, но прибыль от физического труда не является самодостаточной. Я сталкивался с попытками некоторых настоятелей выйти на самообеспечение, но при этом монастырь превращался в колхоз. Он был заселён согбенными, пропахшими картошкой и навозом, с чёрными руками монахами, неспособными к напряженному молитвенному труду.

В наш монастырь мы не принимаем всех желающих, учитывая его прошлое. Например, мы отказываем людям, побывавшим в местах, не столь отдалённых, и вовсе не из-за судимости, просто такие люди не способны жить в монастыре. Он может быть очень хорошим человеком, страстно желающим поселиться здесь, но эксперименты заканчивались фиаско.

И человек может в любой момент уйти отсюда. Это хорошо, и не считается у нас не предательством, не изменой. Наоборот, это бог испытал твою волю, куда ты должен устремляться.

А вообще сейчас у нас тесновато. Хоть и говорят, что в тесноте, да не в обиде, но в корпусе, который строился на 10 человек, живёт сейчас 20, и мы вынуждены были освоить даже чердачное помещение. А всего у нас сейчас 25 насельников. Что приводит людей в монастырь? Я думаю, что это может сказать только бог.

Самому молодому 23 года. Есть и с Петербурга, с Украины, Казахстана, даже из Америки один приехал. Правда, по национальности он русский. Когда он был ещё ребёнком, его мать эмигрировала. Мальчик вырос и уверовал. По интернету нашел нас, списался, и 5 лет назад приехал. Сейчас ему 28.

 

После пресс-конференции отец Пётр отвел нас в ангар, расположенный за пределами монастыря и передал отцу Ионе. В ангаре делают монастырские деликатесы, и наш экскурсовод провел группу по производству, а в конце экскурсии даже пригласил в трапезную, где нам дали свежезаваренного иван-чая и варенья от пуза.

Своих плантаций у монастырских чаеделов нет, в производство идёт дикорос. Для плантации нужны определенные усилия и в первую очередь земля, далее сельскохозяйственная техника, свой агроном. При нынешних объёмах достаточно тех зарослей кипрея, которые есть в округе. Во время сбора, в период цветения кипрея, все свободные монахи работают чуть ли не сутки напролёт, обрабатывая за это время по тонне листа. Всего же собирается не менее 15 тонн.

Производителей много, и монахи делают ставку на качество, производя не гранулированный, что гораздо проще, а листовой чай.

Второй массовый продукт – это варенье из шишек сосны и кедра. Варенье это довольно специфическое и является скорее не десертом, а лекарством, помогая в лечении таких заболеваний как простуда, грипп, авитаминоз, болезни горла и десен, болезни верхних дыхательных путей.

Вкус специфический, но зато какая польза!

Вначале монахи делали его только для себя, не забывая, при случае, угощать гостей. Те после спрашивали, как бы приобрести баночку домой.

В этом году монастырский миницех произвел три тонн чая и более 50 тысяч банок (по 240 грамм) с вареньем из шишек.

Готовое к реализации варенье из шишек

Раньше вся продукция шла под маркой «Монастырская», например «Монастырский чай». Однако монастырей много, а Свято-Косьминский один, поэтому в этом году был придуман и зарегистрирован бренд «Косьминский гостинец». Екатеринбуржцам купить продукты можно в Ново-Тихвинском монастыре, остальным в интернет-магазинах. Продукция пользуется спросом и вся реализуется.

Собранная трава первым делом подвяливается в сарайчике, что стоит рядом с ангаром. При подвяливании удаляется часть влаги и становятся мягче листья, что облегчает их обработку. 

Далее идёт подготовка к ферментации, а для этого надо, чтобы лист пустил сок. Существует два основных способа добиться этого – разминание на роллерах для получения листового чая и пропускание травы через мясорубку для получения гранулированного. 

Роллер для разминания и скручивания листьев

При ферментации обработанный лист держат в закрытой посуде около 12 часов. Процесс чем-то напоминает квашенье капусты, только здесь не применяется гнёт. 

Потом лист сушится, ссыпается в мешки и складируется.

Сушка сырья

Перед фасовкой производится деление на фракции – крупнолистовой, среднелистовой и высевка. Фасуют как чисто кипрейный чай, так и с добавками ароматических трав для разнообразия вкусов.

Склад почти готовой продукции

Всё оборудование здесь китайское. Китай ведь тоже разный бывает. Даже на Таганском рынке можно купить очень приличные вещи. Здесь же закупалась техника у уже зарекомендовавшего себя производителя.

Борис МАЙДАНИК, Светлана ОВЧИННИКОВА

Авторы благодарят Центр развития туризма Свердловской области за инфо-тур "Верхотурский перезвон".

Видео

Смотрите видео из нашего путешествия по окрестностям Верхотурья. Во время поездки мы познакомились с самыми интересными и красивыми местами. Это старинные церкви, гора Чёртово Городище, скалы на реке Туре и даже водопад.

Смотрите также: 

Костылево (Свердловская область) на карте:

Поддержать «Ураловед»
Поделиться
Класснуть
Отправить
Вотсапнуть
Переслать

Гостиницы Екатеринбурга

Рекомендации