Ураловед

Портал знатоков и любителей Урала

4.82978723404 1 2 3 4 5 Рейтинг: 4.83 Голосов: 47

Совсем рядом с северной оконечностью Кваркуша в реку Улс впадает бегущий практически с Денежкина Камня Кутим. А в трех с половиной километрах от устья еще 120 лет назад вовсю работал чугуноплавильный завод, который так и называли Кутимским. Завод с короткой, но очень насыщенной историей.

Кутимский завод на старой карте
Кутимский завод на старой карте

При разведке на золото партия чердынца И.А.Щеголихина обнаружила в 1884 году на Кутиме выходы так называемого железного блеска. Так называли тогда высококачественные гематитовые руды. Московский купец немец Э. Шпис выкупил месторождение и в 1888 году построил завод, на котором запустил две печи. Выплавленный чугун вывозили в Усть-Улс, где была построена пристань, и откуда металл сплавляли на лодках на переработку на другие заводы. С постройкой Кутимского завода жизнь населения вишерского края совершенно изменилась. Ранее единственным промыслом населения этого края были звероловство и охота, но промысел этот не давал хоро­шего заработка населению.

Через девять лет произошло крутое изменение в биографии завода. Образовалось Акционерное общество Волжско-Вишерских горных заводов, создал его московский фабрикант Ю. Гужон вместе с семнадцатью учредителями (пятеро из них были французами, да еще и обладали контрольным пакетом акций). Общество всерьез взялось за вишерский Урал. Помимо Кутимского завода и Кутимского месторождения оно приобрело Вижаихинский (рядом с нынешним Красновишерском), Велсовский и строившийся тогда Акчимский заводы, а также два с половиной десятка месторождений железных руд. Общество вкладывало большие деньги в облагораживание Вишеры – чистили фарватер, устроили водомерные пункты, соорудили десяток специальных сооружений на особо опасных перекатах. По реке ходили пассажирские пароходы!

Кутимский завод
Александровский карьер. Здесь добывали железную руду для Кутимского завода

На Северный Урал пришла Европа! Кутимский завод выплавлял миллион пудов в год первосортного чугуна, на заводе работало более трех тысяч человек. Кутим превратился в настоящий рабочий поселок. Построены дома для служащих и бараки для рабочих, действовал телефон, открыли театр, куда даже выписывали певицу из Австрии.

Была проложена сеть узкоколейных железных дорог. С их помощью не только перевозилась руда на завод, чугун также вывозили на пристань Усть-Улс  по 35-километровой железной дороге сначала на конной тяге, затем  локомотивами. Там металл перегружали в лодки-шитики и отправляли на переработку на другие заводы.

Пермскому журналисту Ф. Мейеру в 1898 году довелось проехаться по Вишере и заглянуть в Кутим, о чем он написал в «Пермских губернских ведомостях». Вот что он написал:

«… я отправился в Кутимский завод по конно-железной дороге. Мне подали маленький вагончик, запряженный одною лошадью. Посредине вагончика устроен диван на четыре места, два спереди и два сзади, последние занял я и ехавший так же в Кутимский завод, на одном из передних поместился кучер, на другом наш багаж. С боков и сверху вагончик был обтянут рогожами. При встречах с рабочими поездами – с дровами и лесом, наш вагончик, опрокидывая на бок, мигом сбрасывали с рельсов, и, по проходе поезда, мигом опять ставили на путь. День был пасмурный, дул холодный ветер, пронизывая насквозь в плохо защищенном вагончике. Дорога шла вблизи реки Улс, среди леса, гор и скал. Вот вагончик делает крутой поворот, и мы едем по расчищенному динамитом горному уступу; над нами стоит отвесная скала, внизу обрыв, а там, на дне его бешено ревет и скачет с камня на камень весь покрытый белою пеною Улс. У самого завода протекает речка Кутим, от которой завод и получает свое название. Кругом завода горы, из них по своей величине и вышине выдается Кваркуш, вершина которого белела от выпавшего там в то время снега...

Кутимский завод основан лет восемь тому назад, но уже представляет довольно порядочное селение, состоящее из небольших, новеньких, деревянных домиков, преимущественно казарм для рабочих и квартир для служащих. Местного населения здесь нет, все это пришлое, в большинстве из других губерний, постоянно меняющееся. Для выплава чугуна устроены две доменные печи. Руда очень богата по своему содержанию… С постройкою Кутимского завода жизнь населения вишерского края совершенно изменилась… Теперь уже не многие из вишерцев занимаются охотой. Большинство из них заняты работами при заводе, доставкою грузов водою на завод и сплавом по Вишере чугуна. Хлебопашеством же, как ранее, так и теперь, особенно жители Сыпучинской волости, по неплодородию почвы и суровости климата, почти вовсе не занимаются».

Кутимский завод, остатки заводской стены
Остатки заводской стены Кутимского завода. Фото с сайта zolotoy-kamen.narod2.ru

С заводом связана и легенда. В народе поползли слухи, что иностранцы не только железом промышляют, но и золотишком балуются. Правительство контролировало добычу золота, поэтому жестко проверяло каждый груз на пристанях. Так вот говорят, что, вывозя отлитые пушки, заводчики заливали в их жерла золото. А поскольку не каждая лодка уцелевала при сплаве, то на дне Вишеры (а на Вишере бойцы покруче, чем на Чусовой) можно кой-чего и поискать.

В ХХ веке настали иные времена. Царское правительство не пожелало продлевать концессионный договор, а иностранцы не пожелали оставлять имущество. В 1907 году печи были взорваны, узкоколейки разобраны и вывезены.

Вот что писал об этом А.Н. Митинский в книге "Горнозаводской Урал" (1909 г.)

«На почве взимания сильных сборов с неработавших печей, Кутимский завод на реке Вишере счел для себя более выгодным взорвать динамитом свою доменную печь, чем платить громадные земские сборы за нее».

Завод прекратил свое существование. Затем были первая мировая, потом революция и гражданская война, но в 1930-е годы о заводе вновь вспомнили.

Начальником Вишерлага Э. Берзиным была снаряжена экспедиция в район Кутима, по официальной версии, для поисков серного колчедана, из которого предполагали производить серную кислоту для Красновишерского Целлюлозно-бумажного комбината. Колчедан не колчедан, но в крутых берегах Кутима сохранились остатки пробитых штолен, одна из которых обозначена на современных картах Пермского края (урочище Шахта Берзинская).

Кутимский завод и шахта Берзинская на современной карте
Кутимский завод и шахта Берзинская на современной карте

Кутимский завод. Берзинская штольня
Берзинская штольня. Фото с сайта zolotoy-kamen.narod2.ru

В экспедиции принимал участие и бывший в те времена на Вишере Варлам Шаламов. Об этом он подробно поведал в рассказе «Алмазная карта». Он встретил живущего там главбуха того старого завода и упомянул, что иностранцы составили подробную карту находок в тех краях, среди которых были и топазы, и малахит, и многое другое.

Кутим
Дом на Кутиме в наши дни. Фото - А.Н.Д.

И по сей день Кутимский завод не необитаем. На месте завода - усадьба с 2-этажным домом и многочисленными постройками во дворе. Частыми гостями здесь являются туристы и путешественники.

© Владимир Растяпин

UraloVed.ru

Смотрите также: 

Плато Кваркуш

Виктор Астафьев. Вдали синеет Кваркуш

Иллюстрированный путеводитель по рекам Каме, Вишере, Колве (1911)

Кутимский завод на карте:


Комментарии   

краевед 1000
# краевед 1000 05.03.2013 18:10
Интересно было бы прочитать о старинных железных рудниках, как там все работало.
О водяных колесах на заводах,о плотинах.
Это же вдуматься надо, 18 век и такое чудо - за год строили завод, плотину(бывало еще и вспомогательные для лесопилки, мельницы), поселок,рудник разрабатывали, домашнее хозяйство, скот разводили, посевы ипр.!!!
И никакого электричества, импортного оборудования, неграмотные крестьяне с лошадкой да лопатой, пару инженеров, плотинный мастер, да десяток рабочих с опытом!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору