Ураловед

Портал знатоков и любителей Урала

4.85714285714 1 2 3 4 5 Рейтинг: 4.86 Голосов: 7

В первое десятилетие ХХ века в башкирских волостях Осинского уезда Пермской губернии наблюдалось небывалое до этого строительство земских школ, волостных правлений, земских больниц. В то же время активно шло строительство земских трактов и железобетонных мостов в селах Барда и Елпачиха. 

Бетонщики на строительстве моста через Тулву

Среди крупных дорожных сооружений тех лет следует упомянуть земскую дорогу Елпачиха - Шляпники протяженностью в 112 верст. Дорога эта начиналась от Бирского тракта в деревне Елпачиха и проходила по селам Шермейка, Аспа, Уинск, Суда и заканчивалась в селе Шляпники, выходя на Уфимский тракт. Таким образом, дорога соединила ряд волостей и давала выход на города Оса и Кунгур, т.е. на реку Кама и на железную дорогу.

Весенние работы по постройке моста через реку Тулву

Дорожные работы в Осинском уезде заключались в проведении также пяти грунтовых дорог, с устройством двух крупных железобетонных мостов по рекам Тулва и Ирень и других менее значительных дорожных сооружений. Тем самым дорожные работы охватывали те волости, которые наиболее пострадали от неурожая. В большей части к дорожным работам земство привлекало местное население, нуждавшееся в продовольственной помощи и дополнительном заработке. 

Общий вид моста через Тулву

На дорожные работы принимались все желающие работать. Местные крестьяне разделялись на несколько партий (отрядов), которые прикреплялись к небольшим артелям от 10 до 50 и более человек, допускавшихся на работы по очереди на 3-4 дня. Практически все работы проводились сдельно и поденно. Сдельные работы преимущественно были в осеннее и зимнее время и заключались в заготовке строительных материалов для мостов, вывозке хряща на полотно дорог и ломке камня. Заработная плата была установлена для пешего мужчины в день 50-80 коп., для женщин и подростков не моложе 14-15 лет - 30-40 коп., и для конных – от 80 коп. до 1 руб. 20 коп. – 1 руб. 50 коп. 

Железнодорожный мост через Тулву

Дорожные работы были начаты в октябре 1911 года и на первых порах заключались в заготовке строительных материалов. Из-за дождей и бездорожья работы шли медленно, население на работы являлось неохотно. С началом зимы, с установлением санного пути к 3 января 1912 года работы были открыты во всех проектированных к постройке дорогах. Наибольшего развития работы достигли к маю 1912 года, когда число участвовавших в дорожных работах равнялось почти 14 000 человек. В постройке железобетонных мостов были заняты в основном чернорабочие, тогда как в постройке деревянных мостов привлекали мастеровых каменщиков и плотников со стороны. Доставка цемента и железа производилась местными жителями на лошадях с Юго-Камского завода

Насыпка дамбы для моста через Ирень

К осени 1912 года земская дорога была завершена. Через реки Тулву и Ирень были построены постоянные железобетонные мосты и дамбы к ним по местам, затопляемым весенними водами. 

Железобетонный мост через реку Тулву между деревнями Усть-Тунтор и Конюково, имел длину по настилу 51 саж., а с примыкающей к нему дамбой с обеих сторон 524 саж. И среднюю высоту дамбы в 1 саж. Мост стоял на восьми каменных устоях в семь пролётов.

Постройка моста через реку Ирень в Осинском уезде

Иренский мост был длиною 22 саж., с дамбой 500 саж. длиною, 0,65 саж. средней высоты. Кроме этих постоянных сооружений по этой дороге построены 63 моста, отверстиями от 2 саж. до 18 саж., общим отверстием всех мостов 268 саж. и 247 труб.

Всего общее число получивших заработок на общественных работах в Осинском уезде превысило 22 000 человек.

О годе сдачи Тулвинского моста в эксплуатацию также гласит надпись «ОУЗ, 1912», которая сделана на одной из его опор с левой стороны. Аббревиатура «ОУЗ» означает «Осинское уездное земство».

Во время гражданской войны один из пролетов моста был взорван отступавшими белыми.

Мост через Тулву после подрыва белыми

В народе Тулвинский мост называют «Царицыным» мостом («Әби патша купере»).

Мост хотя и находится в аварийном состоянии, но эксплуатируется и в настоящее время.

Альберт Махмудов

Материалы и фотографии предоставлены Бардымским краеведческим музеем

UraloVed.ru

«Царицын мост» через Тулву на карте: