Ураловед

Портал знатоков и любителей Урала

5 1 2 3 4 5 Рейтинг: 5.00 Голосов: 8

Там, где медный пояс Башкирии заходит в Оренбургскую область и раздваивается, на юго-западной ветке его находится город Медногорск. Собственно город заложен во времена индустриализации, а история его начинается с первой мировой войны.

Горы и медь здесь присутствуют в изобилии, но начать надо не с них, а с Уркварта.

Лесли УрквартДжон Лесли Уркварт – богатейший английский капиталист, в сферу его интересов еще в конце XIX века попала Россия с ее богатейшими минерально-сырьевыми запасами. Он арендовал у царского правительства бакинскую нефть и многие медные, свинцовые и цинковые рудники Алтая, Средней Азии и Урала, построил несколько заводов, например, Баймакский. Еще в 1910 году им пущен Карабашский медеплавильный завод, ставший в 1915 году ведущим по технической оснащенности и объемам производства. Компания, основанная Урквартом в Баймаке, называлась «Таналык Корпорэйшн», геологи ее бесцеремонно хозяйничали по всему Южному Уралу. Они и наткнулись на богатейшее месторождение меди, о котором и пойдет речь дальше. После революции отношения Уркварта с Советской властью не сложились, и он свернул свою деятельность.

В начале ХХ века прокладывали железную дорогу между двумя оренбургскими столицами – последней и первой, Оренбургом и Орском, и сюда стал съезжаться работный люд со всех сторон. Дорога обходила южные отроги Урала, предпочитая прокладываться по равнинным участкам. Однако в одном месте пришлось пробивать гору, сооружать тоннель (первый на железных дорогах России), и пришлось это как раз перед будущим Медногорском. Впрочем, этого слова пока не существовало. А существовала голавлиная речка с нерусским названием Бейляу, жили здесь башкиры. Постепенно название речки приобрело более русское звучание – Блява, так она и называется по сей день. В долине речки в конце 1914 года устроили лагерь военнопленных, которые также участвовали в прокладке дороги.

Железная дорога около Медногорска

Дорога сооружалась нескоро, время было трудное - сначала война, потом революции - но дошла-таки до Орска. А в Орске заработала крупная геологоразведочная экспедиция, занимавшаяся поисками полезных ископаемых в том числе и в долине Блявы. И в результате было обнаружено месторождение медесодержащего серного колчедана с приличным, более 40%, содержанием серы. Переработка такой руды позволяла кроме меди получить остродефицитную в то время элементарную серу. Советские геологи и обнаружили на месторождении остатки обвалившихся шурфов, похоже, урквартовских. Добытую первую партию руды успешно проплавили в Карабаше (опять Уркварт!), медь прорафинировали в Кыштыме, и в Бляве заложили опытный завод по выплавке из руды меди с одновременным получением серы из отходящих газов.

Подземный рудник и медно-серный завод строились параллельно со строительством будущего города, образовав отдельные поселки. Впоследствии поселки вокруг разъезда Медный и образовали город, названный Медногорском. А первоначально у него было название – нетрудно догадаться – Блява, и название это к середине тридцатых годов прошлого века было известно во всей стране.

Город Медногорск Оренбургской области

А теперь о медно-серном заводе.

Медно-серное производство было новым в России. Технологию вообще-то разработали на норвежских заводах и рудниках фирмы «Оркла», туда и были командированы специалисты с Блявы. Зарубежные металлурги не делились подробностями, до многого приходилось догадываться, многое додумывать и исследовать. Тем не менее, справились, и даже заслужили одобрение приезжавшего впоследствии в Бляву главного инженера норвежской фирмы.

Комментарий металлурга. Шахтная плавка медно колчеданных руд не была новинкой в России. Шихту – смесь руды, угля или кокса и флюсов, из которых образовывался шлак, – загружали в разогретую дровами вертикальную печь типа домны и продували воздухом для сжигания топлива. Руда окислялась и плавилась. А вот богатые сернистым ангидридом газы ранее сбрасывали. В описываемой медно-серной плавке окислы серы восстанавливают мелким коксом с получением расплава серы элементарной. Тем самым дополнительно решаются и экологические проблемы.

Первую продукцию – медный штейн (сплав сульфидов меди и железа) опытный завод выдал в начале 1938 года, а полностью медно-серный завод запустили год спустя. Тогда же, в 1939 году официально и был образован город Медногорск.

Комментарий металлурга. Во всем мире тогда уже широко использовалась технология флотационного обогащения руд с получением на порядок более богатых, чем руда, концентратов, но беда – концентраты очень мелкие, и из шахтных печей просто выдувались, не проплавившись. Для переработки такого сырья уже были придуманы специальные печи – отражательные – но здесь были только шахтные. Поэтому флотационные концентраты требовалось окусковать.

Крупнокусковая руда с рудника поступать перестала – пошла малкая, малопригодная для шахтной плавки. Но нет худа без добра - в концентрате дефицита не было – совсем рядом уже работали горно-обогатительное комбинаты - Гайский, Сибайский, Учалинский, Бурибаевский, на которых и производился медный концентрат. Вот этот концентрат вместе с блявинской мелкой рудой и решили окусковывать. На заводе развернулось строительство брикетной фабрики. Монтировались брикетные прессы, на которых предполагалось изготавливать эдакие кирпичи из шихты с медным концентратом. В связи с войной фабрика заработала на полную мощность только в 1954 году. А в настоящее время освоена технология получения окатышей из медного концентрата и плавки их в имеющихся шахтных печах.

Горы около Медногорска, Южный Урал

Работа завода во время Великой Отечественной войны не отличалась от работы других заводов – материальные, кадровые и прочие проблемы, трудовой энтузиазм и совершенствование технологии «на ходу», прием и размещение эвакуированных с запада страны заводов и людей. В конце 1941 года на подъездных путях медно-серного завода стала разгружать оборудование Тульского оружейного завода. Новый завод монтировали здесь же в помещении брикетной фабрики и заводском гараже. Уже в декабре 1941 года завод стал выдавать продукцию – винтовки и авиационные пушки. После войны завод диверсифицировали, теперь он именуется «Уралэлектромотор» и производит электродвигатели и иные электротехнические изделия.

В послевоенные годы на заводе произошли серьезные перемены. Из-за того, что извлечение серы из газов не превышало 50%, на заводе было запущено сернокислотное производство. А элементарную серу прекратили выпускать в 1986 году.

В 1954 году рудник перешел на открытую добычу руды, но в 1971 году Блявинский карьер был закрыт, и завод перевели на привозное сырье.

А теперь собственно город.

Медногорск стоит действительно на горках, жилые дома строятся в неглубоких распадках. Если подъезжать к нему по магистрали Оренбург - Орск, то со своротка город-то и не увидишь. В него спускаешься сверху – с приподнятой равнины. Несмотря на присутствие обязательного в таких городах сталинского ампира (заводские ДК практически являются типовыми) и «хрущевок», город выглядит вполне современным.

Медногорск

Город считается одним из самых зеленых в Оренбуржье. Окрестности, опять же из-за горок и распадков весьма живописны. Горные леса и рощи, быстрые реки и чистые ручьи, практически альпийские луга и высокие, в рост, снега зимой. Имеет смысл побывать и увидеть все это своими глазами. Не сочтите за рекламу.

Окрестности Медногорска Оренбургской области

Подробнее в Интернете и здесь:

В.Альтов. Медногорск. «Южно-Уральское книжное издательство», Челябинск, 1989.

Уральский меридиан. Туристические маршруты. Путеводитель-справочник. «Южно-Уральское книжное издательство», Челябинск, 1989.

Сюда, кроме автомобильного по оренбургской трассе, можно добраться разными путями. Во-первых, самолетом из областного центра – города в области связаны авиасообщением. Во-вторых, по железной дороге с запада или с востока. Наконец, с севера по дороге, которая идет вдоль того самого пояса. Последняя представляется более интересной. Судите сами.

Самый южный башкирский райцентр – Акъяр, далее дорога, следуя разветвлению медного пояса, раздваивается в сторону города Гая и в сторону города Медногорска. Дорога в сторону Медногорска щебеночная (как-то раз пробили бензобак на Москвиче) и постепенно поднимается вверх. Сарбай - Новосимбирка - Поим - Новоказанка - свороток на Чураево - Кувандык - Медногорск. Перед своротком на Чураево самая высокая точка, буквально яшмовый перевал. Отсюда видна медногорская труба с серно-желтым дымком. Далее ретранслятор на высоте 489 м и крутой спуск в Кувандык, откуда до Медногорска километров 30.

Владимир РАСТЯПИН
Фотографии Юрия Тимофеева
UraloVed.ru

Смотрите также: 

Уральская медь

 

Город Медногорск Оренбургской области на карте: