Не так давно в символическом пространстве города Перми появилась еще одна точка – остров мертвых, где в сентябре-октябре 1918 года Мотовилихинской ЧК производились расстрелы. Жертвами красного террора были, по существу, безвинные люди, которых заподозрили в несогласии с властью большевиков, сочувствии прежнему режиму. Сегодня мы не найдем этот остров на карте. Он скрыт водами Камы, разлившейся после строительства Воткинской ГЭС. Информация об этом острове встречалась в книге С.С. Балмасова «Красный террор на востоке России в 1918-1922 гг.», в материалах пермских краеведов, в частности, в 2012 году на сайте «Ураловед» была опубликована статья, в которой впервые был введен в историко-культурное пространство Перми топоним «остров мертвых». Но вопрос о том, где располагался остров, до конца не прояснен. Одна из версий говорит о том, что этот остров находился напротив Пермских пушечных заводов в Мотовилихе. И карты, и фотоснимки свидетельствуют о том, что остров там действительно был. Но расстрелы, о которых рассказывалось в статье, производились, согласно документам ГАРФ, на другом острове, что выше по Каме.
Как свидетельствуют «Материалы следствия Пермского окружного суда по важным делам по убийству ряда лиц» [ГАРФ. 9440, О. 1, Д. 3], он располагался на расстоянии 6-7 верст от Мотовилихи вверх по Каме, напротив Нобелевского керосинового склада. Сегодня это территория Орджоникидзевского района Перми. На левом берегу от этой точки находится Камский завод масел, с правой стороны – устье реки Гайвы.
Месторасположение острова подтверждается и картами начала XX века. Одна из них – карта реки Камы. Остров на этой карте находится, как мы говорили выше, напротив нефтяных складов братьев Нобелей и устья р. Гайвы. К нему тесно прилегает еще один небольшой островок. Эти острова упоминаются в пятом томе Полного географического описания нашего Отечества как гайвинские острова, напротив которых «находится керосиновый склад Нобелей».
В начале 1919 года, когда Пермь заняли войска Колчака, было инициировано расследование расстрелов, проводимых в 1918 году членами чрезвычайной комиссии, в данном случае мотовилихинской. Расследование и нашло отражение в «Материалах следствия Пермского окружного суда по важным делам по убийству ряда лиц». Этот документ, в подшивке которого есть протоколы допросов машиниста моторной лодки «Шрапнель», перевозившего арестованных ЧК людей к месту их гибели, проливает свет на события более чем столетней давности.
«Уже пятую навигацию служу машинистом на моторной лодке "Шрапнель", принадлежащей правлению Пермских пушечных заводов, – зафиксировано в документах. – В конце сентября – начале октября на протяжении двух недель мною были получены распоряжения о предоставлении моторной лодки "Шрапнель" в пользование Мотовилихинской чрезвычайной комиссии».
Вот как машинист описывает один из дней расстрела:
«Вскоре на "Шрапнель" явился незнакомый мне мужчина 35-40 лет <…> и спросил, готова ли "Шрапнель". Незнакомец был вооружён наганом, почему я и был сразу уверен, что это представитель чрезвычайки. Штурвальный при этом сказал мне, что это Иван Васильевич Зенков <…>. Через несколько минут появилась в сопровождении 15 вооружённых красноармейцев партия арестантов в различных одеждах, преимущественно крестьянских, но были среди них и мужчины одеждой получше. Арестованных с конвоем поместили в задней части лодки. Зенков остался посредине возле нас и командовал ехать вверх по течению. Когда мы проехали вёрст 6 или 7 и приблизились к двум островам, что против Нобелевского керосинового склада, Зенков приказал подплыть к нижней части первого, что ближе к складу, острова и остановиться у его берега».
В других объяснениях машиниста зафиксировано более точное расположение острова:
«Приведенных усаживали в кормовое отделение, а нам приказывали плыть вверх по течению, и, таким образом, мы дошли до двух островов, что на полверсты ниже от керосиновых складов братьев Нобелей, что на 11 версте от Перми».
Обратим внимание на еще некоторые детали, которые были озвучены в ходе допроса. В основном пунктом отправления «Шрапнели» служила пароходная пристань в Мотовилихе, хотя три последних поездки были совершены от казенных мостков, гребную лодку красноармейцы привозили с собой из Мотовилихи и при первых поездках оставляли на острове, а в других случаях – забирали на обратном пути. «Шрапнель» после возвращения в Мотовилиху оставляли у пушечных заводов: «…в полосе отчуждения Пермских пушечных заводов в 5 саженях от устья Ивы». «Шрапнель» подавалась обычно к семи часам к пароходной пристани Мотовилихинского пароходства. Возвращалась назад к 11 вечера. Примечательно, что мощность лодки составляла 20 моторных сил. Изготовлена она была на заводе братьев Каменских.
«Подплыть на "Шрапнели" по мелководью, – читаем мы в протоколах, – можно было лишь на расстоянии саженей десяти. На берегу острова стояли два-три человека, по-видимому, красноармейцы, при которых находилась гребная лодка. Они подплыли на лодке к "Шрапнели" и начали принимать к себе арестантов и конвоиров по два-три человека, которых увозили на острова и там скрывались за кустарником в имеющейся ложбине. И так перевозили, пока не перевезли всех арестантов. За каждым разом, когда увозили двух-трёх арестантов, в ложбинке раздавались звуки двух-трёх выстрелов».
Зенков, по свидетельствам машиниста, «оставался на «Шрапнели» до увоза последних арестантов. С ними сам переезжал на остров. Конвой возил с собой лопаты. После увоза последних арестантов Зенков со своими людьми возвращался в лодке на «Шрапнель», привозя с собой мешки, набитые, по-видимому, одеждой».
В апреле 1919 года следственной комиссией на острове были произведены раскопки, в результате которых были извлечены тела 18 убиенных, что отражено в рапорте начальника милиции Мотовилихинского завода судебному следователю по важнейшим делам: «Сообщаю, что 19 апреля 1919 года на острове вблизи керосинового склада братьев Нобель при раскопках из двух ям было извлечено 18 неизвестных трупов людей, убитых большевиками» [Ф. 9440, О. 1, Д. 3, Л. 23]. Но это была лишь часть тех, кто принял смерть на этом острове. Всего же в осенние месяцы 1918 года, если основываться только на материалах следствия, здесь было расстреляно около 50 человек. Среди них были жители Мотовилихи, Перми, Пермского уезда.
Найденные тела убитых были доставлены в анатомический покой Мотовилихинского кладбища, где был произведен их осмотр. Некоторые из них были опознаны.
В качестве еще одного аргумента, свидетельствующего о том, что остров, где совершались убийства, находился напротив складов Нобелей, можем привести еще один документ – протокол судебного следователя Пермского окружного суда по важнейшим делам от 18 апреля 1919 года, в котором зафиксирована поездка на этот остров с целью осмотра и дальнейшего произведения раскопок:
«Около часу дня в камеру судебного следователя явился начальник Пермского уголовного розыска Молчанов и заявил, что чинами розыска и Мотовилихинской милиции найдены на острове реки Камы повыше Мотовилихинского завода могилы людей, расстрелянных там большевиками и зарытых в землю, что могилы эти не разрываются и помощником начальника уголовного розыска Обориным оставлены в настоящем их виде до прибытия на место следственной власти. С разрытием трупов необходимо спешить, т. к. с наступившей теплой погодой вода в Каме быстро прибывает, и может затонуть указанный остров, после чего он обсохнет не ранее как в июне месяце.
По получении означенного заявления судебный следователь тотчас же отправился вместе с товарищем прокурора Н.Ф. Сущевичем на поезде в Мотовилихинский завод, а оттуда на упомянутый остров, расположенный выше завода напротив керосинового склада. Проехать зимним путем по реке не представилось возможности, так как поверхностный твердый слой дороги во многих местах обрушивался и лошадь санями впадала в воду, по крайне мере, на аршин. Переехав с зимней дороги на тракт, судебный следователь с товарищем прокурора встретили возвращавшегося с места обнаружения могил надзирателя Мотовилихинской полиции Колмогорова, который заявил, что проехать на северную часть острова, где могилы, можно лишь через деревню Гайву, расположенную верстах в четырех от места встречи (одиннадцатая верста от г. Перми), и пересекши поперек Каму. Ввиду этого заявления и по соображению, что к могилам можно доехать с большою опасностью лишь к ночи, судебный следователь по соглашению с товарищем прокурора решили возвратиться и поручить начальнику Мотовилихинской милиции нарядить людей с подводами с тем, чтобы рано утром следующего дня тела расстрелянных людей были добыты из могил и перевезены в покойницкую на мотовилихинском кладбище. По прибытии на мотовилихинский завод поручение было передано устно судебным следователем и товарищем прокурора начальнику местной милиции Воробьеву к исполнению».
На лоции участка реки Камы 1950 года мы еще можем увидеть очертания этого острова. Его близость к берегу Гайвы объясняет, почему надзиратель Мотовилихинской полиции Колмогоров считал возможным добраться до северной части острова через деревню Гайва.
Итак, документальные свидетельства убеждают нас в том, что расстрелы совершались не на мотовилихинском острове близ Пермских пушечных заводов, а на острове, расположенном напротив устья Гайвы и складов Нобеля, на 11-й версте от Перми. Применительно к нему, мы полагаем, и можно использовать топоним «остров мертвых».
Представление о месте расположения острова мертвых в Мотовилихе возникло, по всей видимости, по причине сложностей в определении местонахождения складов Нобелей.
Любопытная деталь: Не только в определении места расположения острова склады Нобелей становятся камнем преткновения, но и в определении места убиения Михаила Романова и Николая Жонсона. В показаниях А. Маркова, одного из участников убийства Великого князя и его секретаря, говорится, что участники покушения проехали с версту после складов Нобеля, а затем повернули направо, где и было совершено преступление. Соответственно, если полагаться на показания А. Маркова как на правдивые, точное расположение складов Нобелей отчасти может помочь в определении места убийства Великого князя и его секретаря.
Есть версия, согласно которой за склад Нобелей принимаются нефтяные баки возле Пермских пушечных заводов Мотовилихи. На наш взгляд, это не так. В Мотовилихе действительно находились нефтяные баки, даже улица была Баковая, однако, если посмотреть на план Пермских пушечных заводов 1911 года, мы увидим, что эти нефтяные баки расположены на территории завода, то есть относятся именно к заводу.
Склады Нобелей располагались выше по Каме. В одном из дел Пермского архива [ГАПК, Ф. 182, О. 1, Д. 1] указано, что первоначально они находились в с. Левшино на 13½ версте от Перми по Соликамскому тракту, и в документах неизменно их месторасположение обозначалось так: ст. Левшино Пермской железной дороги. В 1908 году закончился срок аренды земли, и склады были перенесены ближе к Мотовилихе, но не в саму Мотовилиху, а, по всей видимости, на 11 версту от Перми – территорию нынешнего Камского завода масел, где сегодня есть памятник в виде нефтяной бочки. На некоторых картах начала XX вв. на этой территории изображен полустанок Нобелей. Нет карт, где склады Нобелей изображались бы в Мотовилихе. В некоторых документах ГАПК они именуется двойственно: Левшинские (Мотовилихинские) склады. Почему они назывались именно Мотовилихинскими? Вероятно, потому, что находились в пределах Мотовилихинской волости.
Склад Нобелей после переноса был довольно-таки крупной точкой, уже не столь обширным, каким он был в селе Левшино, но все равно значимой. Было арендовано «29,3 тыс. саженей». После «переезда» из села Левшино он располагал 7 резервуарами общей емкостью 850 тыс. пудов, здесь, как пишет историк, краевед А.В. Шилов в статье «Товарищество нефтяного производства братьев Нобель и становление системы нефтепродуктообеспечения на Урале», «действовали нефте- водо- и паропроводы, а длина железнодорожной ветки, соединявшей склад с магистральным железнодорожным путем, составляла 500 саженей, или 1,06 км», на перенос складов пришлось затратить 211,8 тыс. рублей. Склад Нобелей продолжал «сохранять лидерство как крупнейшая нефтепродуктовая база на Урале и в Западной Сибири».
О том, что склад Нобелей и остров, где производились расстрелы, находились на 11 версте, говорит и протокол от 18 апреля 1919 года, составленный помощником начальника уголовного розыска Обориным: «Оборин сего числа по указаниям БОРОДУЛИНА и ГОМЗИКОВА с ними лично и нарядом младших милиционеров Пермской Городской Милиции 1-го участка Ивана ВИШНЕВСКОГО и Михаила КИРОВА; 2-го участка Никандра ЛОМАКИНА и Ивана ЧИГАРЕВА; 3-го участка Федота КОТОНОГОВА и Афанасия СТРЯПУНИНА прибыл на указанный БОРОДУЛИНЫМ и ГОМЗИКОВЫМ остров, находящийся ниже керосиновых складов Бр. Нобель, – что на 11 версте Пермской Железной Дороги от ст. Пермь 1-я по Горнозаводской линии» [ГАРФ, Ф. Р9440 ОП. 1 Д. 3 Л. 21 – 21 ОБ].
Итак, и остров, и склады Нобелей находились на 11-й версте от Перми. Определение точного места их расположения очень важно, поскольку та или иная территория свидетельствует о событиях, произошедших ранее, о людях, причастных к судьбе места.
Точка на карте – порою единственное, что может рассказать об этом. Будучи закрепленным в символическом пространстве города, место встраивается в ряды других символов Перми, обретает возможность быть предметом изучения краеведов, исследователей, всех, кому интересна судьба родных мест.
В Перми много мест, овеянных драматической историей, но это не уменьшает значимость той территории, о которой мы рассказали сегодня. Такие места должны быть закреплены в пространстве: статьях, памятных знаках, музейных экспозициях – и в нашей памяти.
Усталова О.В.,
член Союза журналистов России, магистр ПГГПУ по направлению «Литературное и историческое краеведение», учитель, автор материалов краеведческой тематики,
Спирина Е.С.,
преподаватель кафедры социальной работы ПСТГУ
Читайте также: