Город-мост

«Российские мосты построены
с надлежащей прочностью и красотою»
 Гесте В.И.,
 русский инженер и архитектор

Красный Дракон Ханты-Мансийска, Танцующий Мост Волгограда, Амурское чудо, Живописный в Москве и Дворцовый в Питере -  в нашей стране, действительно, немало прекрасных сооружений древнейшей инженерной мысли человека.

В нашей стране… Которая и сама всегда являлась мостом между разными мирами, разными моделями развития общества, между разными религиями. Что уж поделать, так мы расположились – на перепутье, рекой между двумя берегами, препятствием, которое непременно нужно форсировать. И нигде более отчетливо не прочувствуешь эту разницу, это противостояние, как в славном городе Екатеринбурге, столице Урала, который словно разделился напополам. Город-капиталист и город-созерцатель, в котором сочетаются высокие Уральские горы и подземные миры торгового центра Гринвич, красные трамваи и белые церкви.

Самый длинный мост в Екатеринбурге – тот, что на улице Челюскинцев. Так он и называется - «Мост на Челюскинцев», с тех самых пор, как в 1934 году улицу Северная переименовали в ул. Челюскинцев в честь проезжавших через Свердловск полярников с «Челюскина». 

Официальное название «Макаровский», в честь владельцев мельницы неподалеку, в народе не прижилось. А вот сам мост является очень популярным, что у уличного художника Тимофея Ради, что у автомобилистов и людей спешащих на вокзал, что у простых горожан - он подсвечивается зимой, и часто фотографируется проплывающими под ним на лодках и катамаранах летом. Но такой вид Макаровский мост сохранит еще недолгое время – к 2018 году он будет реконструирован, сейчас находится в аварийном состоянии. Прощай, дедушка Макаровский!

 Макаровский мост на Челюскинцев, Екатеринбург

Самым же известным мостом города является бабушка Плотинка, традиционное место народных гуляний, которая дала начало строительству Екатеринбурга.  Плотина в основе своей построена из стволов лиственницы и гранита, а по её оси проложен главный проспект города.  Этот памятник архитектуры был сооружен в 1723 году и сейчас находится в отличном состоянии.

Плотинка в Екатеринбурге

Еще одним историко-архитектурным памятником федерального значения является Каменный Мост на улице Малышева. Это первый мост из камня через реку Исеть в Екатеринбурге. Построен в 1840 году по проекту архитектора Э. Х. Сарториуса, с тех пор облик моста практически не изменился и своими формами прекрасно дополняет ансамбль Исторического сквера в центре города.

Каменный мост на ул. Малышева в Екатеринбурге

А каким ярким противоречием между мирами является Царский мост на улице Декабристов! В 1824 Екатеринбург впервые посетил император Александр I.  В честь этого события мост через Исеть, по которому проезжал императорский кортеж назвали Царским мостом, а улицу – Александровским проспектом, в 1920 переименованную в  Декабристов, в память проезжавших через Екатеринбург декабристов. 

Проезжал император, проезжали декабристы, золотоискатели, большевики, поэты… Кто только не проезжал через Екатеринбург, какие мостики, ниточки, веревочные лесенки и виадуки протянулись сквозь века через наш город.

Царский мост

Есть у нас и пешеходный мост, соединяющий улицы Карла Маркса и Радищева – Сплавной. В царское время мост построен как деревянный, что создавало опасность при наводнениях. Назван Сплавным, так как с этого места начинался сплав грузов по Исети. При советской власти мост был реконструирован.

Пешеходный мост через Исеть

В глубине Химмаша на улице Бородина притаился еще один каменный мостик из бутового камня, то есть из необработанных кусков породы разной формы и величины, что придает ему особенный вид.

А еще один мост Екатеринбурга завоевал себе дурную славу - его стали обходить стороной четвероногие питомцы.  Это пешеходный мост над Объездной дорогой в Екатеринбурге, а за ним - парк, в котором гуляют местные собаководы, но чтобы попасть в него, хозяевам теперь приходится носить питомцев на руках. Животные всеми лапами упираются, лишь бы не идти по переправе. Как оказалось, причина вовсе не мистическая – мост под током, на металлических ограждениях минимум 130 вольт. Человек в закрытой обуви через подошву такое напряжение может и не почувствовать, а собаки реагируют на него болезненно, на подушечках лап нет никакой защиты. Такой разряд может даже убить животное. Люди говорят, что странное поведение собак началось после того, как на пролете установили камеры видеофиксации. Специалисты, которые проводили обследование моста после тревожных сообщений жителей, выяснили, что вся эта конструкция не имеет заземления вовсе. Нахождение здесь, например, в грозу и для людей и для животных опасно для жизни. После очередной проверки моста напряжение, вроде бы, пропало, сейчас собаки перестали чувствовать боль. Видимо, горожане наладили мосты с правительством и компанией, установившей видеокамеры.

Мост через реку Исеть

Такие мосты в Екатеринбурге, такой Екатеринбург – город-мост между большевиками и белогвардейцами, между нео-готикой резиденций, советским конструктивизмом и хай-теком  бизнес-центров, между безмолвием горных вершин и гулом экскаваторов на дне очередного карьера,  город на границе Европы и Азии.

© Анастасия Акиленко

Фотографии Надежды Шималиной и Павла Распопова

UraloVed.ru

Смотрите также: 

Идолы Сибирского тракта

Екатеринбург подземный

Городок Чекистов и его подземелья

Уральский рок

Поддержать «Ураловед»
Поделиться
Класснуть
Отправить
Вотсапнуть
Переслать

Гостиницы Екатеринбурга

Рекомендации