В течение многих лет вместе со своими учениками я занималась исследовательской деятельностью по истории Чердынской средней школы №2. Особенно нас заинтересовали судьбы педагогов, работавших в школе в середине прошлого столетия: трудная, порой трагическая жизнь чердынских учителей не сломила их, не ожесточила, не уменьшила любви к детям и своей профессии. В судьбах каждого из них, как в зеркале, отразилась история нашего государства.
Думаю, многие мои земляки, особенно выпускники школы №2, будут рады вспомнить наших замечательных учителей, узнать некоторые страницы их нелёгкой жизни.
Необычной и в то же время типичной для России уже с самого начала была жизнь Марии Тимофеевны Грибановой, учителя начальных классов, родившейся 13 июля 1912 года в городе Чердынь. (Об этой женщине также читайте очерк Леонида Южанинова "Легенда Чердыни"). Её мать, Клавдия Андреевна Кожевникова (Грибанова), была из купеческой семьи. Семья Кожевниковых владела в Чердыни большим домом. Бабушка Марии Тимофеевны, Марфа Мироновна Кожевникова (Лунегова), была родной сестрой чердынского купца Григория Мироновича Лунегова. Он построил в Чердыни несколько огромных домов, один из которых подарил своей сестре, Марфе Мироновне Кожевниковой.
Мария Тимофеевна Грибанова
Купец Г.М. Лунегов был известен в Чердыни и как пароходчик. Дед М.Т. Грибановой, Андрей Михайлович Кожевников, был у него капитаном. Сегодня потомки Лунеговых живут в Америке. В 90-х годах XX века там умер Семен Николаевич Юхнев, который дважды посылал из Америки деньги Чердынскому музею, а также неоднократно помогал своим племянникам и М.Т. Грибановой, жившим в России (деньгами и подарками). Купцы Кожевниковы, Лунеговы и Юхнёвы были в родстве ещё с одним чердынским купцом – Алиным (по линии жены Алина). Родственники Марии Тимофеевны Грибановой построили в Чердыни не только дома, но и водонапорную башню (Алин, Лунегов), богадельню (Лунегов) и другие здания.
А вот отец Марии Тимофеевны, Тимофей Николаевич Грибанов, был родом из Пянтега, из очень бедной семьи. Его продали купцу в Покчу за мешок муки (тогда ему было 10 лет). Он водил (поводырь) слепого купца, после смерти которого работал в магазине посыльным у другого купца. После революции жизнь отца Марии Тимофеевны изменилась в лучшую сторону (как и у большинства бедняков в то время): сначала он работал писарем в Земской управе, затем на сплаве, после этого в лесотехникуме. Но в 1937 году, во времена массовых сталинских репрессий, как и многих других советских людей, его арестовали не за преступление, а только за то, что был женат на купчихе, и он одиннадцать месяцев отсидел в тюрьме.
Мария Тимофеевна была единственной дочерью у своих родителей. Её собственная жизнь – отражение целой эпохи. В начале двадцатого столетия в стране Советов повсеместно открывались школы для безграмотных детей и взрослых, а также детские сады. В 1918 году Мария Тимофеевна стала одной из первых воспитанниц только что открытого Чердынского детского сада №1. Огромный интерес для нас сегодня представляют её воспоминания о том времени: «Шёл 1918 год. Мне тогда исполнилось 6 лет. В городе стало модным отдавать детей в детский сад. Следуя этой моде, мама стала водить в детсад и меня, хотя сама она не работала, была домохозяйкой. В то время мой отец работал писарем в земской управе. Что же осталось в памяти о детском садике?
Детский сад №1 находился в доме, который когда-то принадлежал преподавателю городского училища Завьялову. Его семья жила наверху, а мы располагались внизу. Утром священник Кожевников (отец Аркадий) ставил нас на утреннюю молитву, и мы хором пели «Отче наш». Гулять нас водили, поставив парами. Играли во дворе, в основном, в хороводные игры: «А мы просо сеяли», «Гори, гори ясно» и другие.
В зале, окна которого выходили на улицу, стояло пианино. Были музыкальные занятия. Из воспитателей запомнилась одна – Леночка Завьялова. Как сейчас перед глазами – красивая, с ямочками на щеках очень весёлая. А было ей 17-18 лет. Мы её очень любили. Воспитатели читали нам книжки, давали бумагу и карандаши для рисования. Перед обедом раздавали принесённые из дома мешочки с едой, у каждого была бутылка молока и какая-нибудь стряпня, овощи и т.д. После еды пели молитву «Благодарим Тебя, Христе Боже наш». А сна послеобеденного не было. Вечером, в 4-5 часов, нас отпускали домой. Группа в детском саду была одна, всем было по 6-7 лет (малышей не было в садике). Я ходила туда в течение года. Из праздников в детском саду запомнились два: Пасха и Рождество. Ёлка была красивая, все были нарядные, весёлые…».
А по окончании 7 классов М.Т. Грибанова решила поступить в открывшееся после революции Чердынское педагогическое училище. Прекрасно сдала вступительные экзамены, но купеческую дочь не приняли. Родителям пришлось увести лошадь в деревню, отдать чужим людям рояль, чтобы, по словам Марии Тимофеевны, «не быть кулаками». Только тогда Марию приняли в училище, но купеческое происхождение ещё не раз заставляло её страдать от людских слов и поступков. Окончив училище в 1930 году, М.Т. Грибанова, как и другие выпускники, уехала работать по направлению (село Булатово). В военные годы преподавала в Уфе, испытала на себе все тяготы того страшного времени.
В 1947 году вернулась в Чердынь и начала работать учителем начальных классов в школе №2, где трудилась до самой пенсии, до 1967 года. М.Т. Грибанова, как и многие другие учителя её поколения, была очень эрудированным человеком, прекрасно владела русской речью, хорошо рисовала и пела, играла на фортепиано, прекрасно знала историю родного края.
1967 год. Последний выпуск М.Т. Грибановой
В 1970-80-х годах в Чердыни, как и во всей в нашей стране, оживилась художественная самодеятельность, и Мария Тимофеевна, будучи на пенсии, выступала в хоре чердынских ветеранов. Она умерла в возрасте 86 с половиной лет, пережив вместе со своей страной и радостные, и трагические страницы её истории.
Нашли своё отражение события, происходившие в стране, и в жизни другого учителя начальных классов – Ваньковой Екатерины Ивановны, родившейся 7 ноября 1907 года в Чердыни. Её отец, Ваньков Иван Васильевич, занимал важный пост в городской Думе, он был одним из тех, кто строил в Чердыни первую электростанцию (их тогда строили по всей стране), являлся Почетным гражданином города Чердыни. Но в 1931 году, в годы массовых репрессий, Иван Васильевич был арестован, объявлен врагом народа и отправлен в тюрьму города Перми. Дом, в котором выросла Екатерина Ивановна, был отобран у семьи, а она долгое время жила с клеймом «дочь врага народа» (что было частым явлением того времени).
Портрет Е.И. Ваньковой
Е.И. Ванькова получила хорошее образование: училась сначала в трехклассном училище для подготовки в гимназию. Затем её перевели в первый класс гимназии, где учились девочки. Но проучилась там недолго, так как 25 октября 1917 года в связи с революцией гимназия была ликвидирована, вместо неё была открыта школа, в которой Екатерина Ивановна окончила 7 классов. А затем училась в Чердынском педагогическом училище, по окончании которого (1926 год) уехала работать (по направлению) учителем начальных классов в деревню возле города Нижний Тагил. Затем вернулась на родину, в 1930г. по распоряжению РОНО прошла переподготовку в городе Перми и стала работать учителем математики сначала в селе Вильгорт, потом в Чердынской школе лесхозуч (с 1932г.). В 1935 году эта школа была расформирована, вместо неё начала функционировать школа №2, где Екатерина Ивановна работала до самого выхода на пенсию (1963 г.).
Когда началась Великая Отечественная война, у неё уже были муж и дети. Как и многие мужчины того времени, Шелепов Виктор Михайлович (тоже педагог) ушёл на фронт. Беда не обошла дом Екатерины Ивановны: сначала умерла старенькая мать, а затем пришла похоронка на мужа. Ей одной, как и другим нашим вдовам, пришлось поднимать на ноги четверых малолетних детей. Голодные военные и послевоенные годы она всегда вспоминала с болью в сердце.
Екатерина Ивановна вырастила всех своих детей, дала им хорошее образование. Один из её сыновей, Шелепов Станислав, окончил Чердынскую школу №2 с серебряной медалью, работал инженером-металлургом в ГДР (в 70-х годах прошлого века квалифицированных советских специалистов приглашали на работу в социалистические страны).
Своё душевное тепло Екатерина Ивановна отдавала и чужим детям: по-матерински заботилась сначала об учениках, а затем о ребятах, живших в общежитии для приезжих школьников (в 50-60 г.г. такие общежития создавались для детей из деревень), где она работала в последнее время перед пенсией.
Ванькова с педагогами школы №2
Нелёгкая судьба, как и многим русским женщинам, выпала на её долю. Но стойкая, энергичная, трудолюбивая Екатерина Ивановна сумела дожить до 92 лет, дождалась внуков и правнуков, увидела их взрослыми людьми. До девяноста лет она сама делала всё по хозяйству, выращивала массу цветов, овощей и ягод. До конца своих дней оставалась очень умным, интересным собеседником, удивляла всех культурой поведения, какой-то особой интеллигентностью, правильной и красивой речью – очень редкими сегодня, к сожалению, качествами. Е.И. Ванькова была человеком своего времени.
Трудные военные годы пришлось пережить и Антонине Павловне Ашихминой (родилась в 1912 году). Ей, как и многим другим советским женщинам в то время, довелось испытать и голод, и холод, и тяжёлую мужскую работу, и потерю любимого человека. В школе №2 она начала работать в 1937 году, сначала преподавала русский язык и литературу, а в суровые военные годы работала завучем.
А.П. Ашихмина
В предвоенные годы она была очень красивой, стройной, изящной девушкой, вышла замуж за военного человека. Но семейное счастье её было недолгим: в 1942 году муж Иван погиб под Сталинградом. Она вспоминала, что, получив извещение о гибели мужа, провела со слезами на глазах все уроки, не воспользовалась даже правом взять отгул. Дети в этот день на её уроках были особенно дисциплинированы: они уже понимали, что такое «похоронка».
Антонина Павловна вспоминала, как «в то военное время вместе с другими учителями и учащимися работала на валке леса в Покче. Зима, страшный холод, никаких инструкций по технике безопасности, а женщины валили лес: надо было отапливать школу. Там же, в Покче, осенью они жали рожь, а на Чердынском стадионе в дождь, слякоть убирали картошку. В школе было очень холодно и сыро. Когда начиналась оттепель, вода заливала пол нижнего этажа, поэтому ходили по доскам. Работать и учиться в таких условиях было сложно, но все понимали, что на фронте нашим бойцам ещё труднее».
Антонина Павловна вспоминала о том, как тяжело приходилось ей выживать в ту пору и дома. Дочка Галя была маленькой, дров им не хватало, еды – тоже. Всё это сказывалось на их здоровье. Особенно тяжёлой была зима 1942 года.
После войны Антонина Павловна так и не вышла больше замуж: не встретила похожего на своего Ивана мужчину, она одна вырастила дочь, помогла ей получить образование (фельдшер – стоматолог). Антонина Павловна Ашихмина отдала школе №2 20 лет своей жизни, трудилась здесь до 1957 года. Затем много лет работала корректором в местной газете. А.П. Ашихмина прожила более 90 лет, последние годы она особенно страдала: ей пришлось пережить и смерть своей единственной дочери, которую Антонина Павловна так любила, так оберегала, ведь Галочка (Галина Ивановна Ухова) была единственной ниточкой, связывавшей её с погибшим на фронте мужем, была смыслом всей её жизни в последние годы.
Судьба А.П. Ашихминой – одна из тысяч на неё похожих. Ведь Великая Отечественная война оставила вдовами многих советских женщин. А сколько детей стали сиротами! В те тяжёлые военные годы многим из них пришлось повзрослеть намного раньше и, забыв про игры и шалости, работать наравне с взрослыми.
О своём трудном военном детстве нам рассказала бывший учитель начальных классов Воскобойникова (Антипина) Раиса Михайловна (родилась в 1934 году в деревне Корепино Чердынского района). Когда девочке было 7 лет, началась Великая Отечественная война. Отец, Михаил Владимирович, ушел на фронт. А мать, Нина Ивановна, осталась одна с шестью малолетними детьми на руках. Им пришлось пережить и голод, и нищету.
Р.М. Воскобойникова
Раиса Михайловна так вспоминает о тяжёлом военном детстве: «В 1942 году 1 сентября я пошла в 1 класс. Мою учительницу звали Татьяна Васильевна Филатова. Учебники и буквари были у всех подержанные: их покупали у знакомых. Тетради часто сшивали из отдельных листов и линовали сами. Часто один учебник был на 2-х и даже на 4-х учеников. Но все старались хорошо учиться.
В классе было много детей из детского дома. Это были дети, у которых родители погибли во время бомбёжки городов или на фронте. После войны многие из них уехали с родственниками. Остались те, у которых все родные погибли. Один раз наш класс собирал посылку на фронт. Кто-то принёс связанные носки, кто-то варежки, кто-то носовой платок, кто-то тетрадь для писем, кто-то махорку. Я принесла коробочку спичек. Послали посылку и написали письмо бойцам от всего класса.
Жить в то время было очень трудно. Хлеб и сахар давали по карточкам. Чтобы не умереть с голоду, мы собирали колоски на серёговских полях. Когда окончила 3 класс, закончилась война. В этот день отменили занятия в школе. В городе по репродуктору говорили о Победе и пели песни. Люди ходили из дома в дом. Они смеялись и плакали от радости». Но и в послевоенные годы семье жилось нелегко: денег не хватало даже на скудное питание. Она помнит, что первый портфель ей купили только в 7 классе, и это было самым радостным событием в её детстве.
После 7 классов (1949 г.) Раиса Михайловна поступила в Чердынское педагогическое училище, которое окончила в 1953 году. И это тоже было непростое время для всего народа.
Работать начала в Красновишерском районе, в поселке Сосновец (ей было 19 лет). Со своими учениками ходила чистить делянки, училась стрелять, устраивала для детей праздники: Первое мая, Новый год, 7 Ноября.
1981 год. 2-й класс Р.М. Воскобойниковой
В Чердынской школе №2 трудилась с 1966 года. В 1989 году вышла на пенсию, но ещё 4 года продолжала работать в коррекционном классе (это был самый первый коррекционный класс, открытый в Чердынской общеобразовательной школе), отдавая детям своё душевное тепло и заботу.
О нелёгком военном времени рассказывала своим ученикам на уроках истории Елена Анатольевна Харитонова, знавшая о нём не понаслышке. Она родилась в 1925 году в селе Коса Коми-Пермяцкого автономного округа, а с 1939 года жила в Чердыни.
Е.А. Харитонова
В военные годы Елена Анатольевна училась в средней школе №1 вместе с детьми эвакуированных из Москвы в Чердынь деятелей культуры, её одноклассницей была Майя Ширвиндт, дочь известного артиста, скрипача, старшая сестра ныне известного актёра Александра Ширвиндта.
Семья Харитоновых, как и все в то время, жила в нужде, но, несмотря на это, Елена училась очень хорошо и в 1943 году окончила школу с отличием.
1941 год. 9-й класс. Харитонова Е.А. в последнем ряду, в центре
Окончив учительский институт, работала сначала в Соликамском педучилище, а затем в Чердынском педучилище. С 1955 года до выхода на пенсию Харитонова Е.А. преподавала русский язык, литературу и историю в Чердынской средней школе №2.
1964 год. Харитонова в 1 ряду, 2 слева
Елена Анатольевна была человеком добрейшей души, поэтому к ней всегда тянулись ребята из детского дома: она их жалела и любила по-матерински. Помогала и своим бывшим ученикам, заботилась о молодых учителях, начинавших работать в школе №2. Поэтому о Елене Анатольевне до сих пор с благодарностью вспоминают все, кто её знал.
Добрым, внимательным и тактичным человеком остался в памяти учеников и педагогов бывший директор Чердынской школы №2 Вячеслав Николаевич Нассонов, детство которого тоже пришлось на войну (родился в 1928 году).
В.Н. Нассонов
Когда началась Великая Отечественная война, его отец ушёл на фронт. Мать осталась с четырьмя детьми. Жили очень бедно, надеялись на возвращение отца домой. Письма с фронта приходили сначала часто, а потом всё реже и реже. В 1943 году семья получила извещение о том, что Николай Алексеевич Нассонов погиб в боях за Родину.
Военное и послевоенное детство Вячеслава было трудным, как и у многих его сверстников того времени. Когда сразу после войны его старший брат Николай уехал учиться в Ленинград, Слава остался в семье за старшего, ему приходилось помогать матери по хозяйству, выполнять всю тяжёлую мужскую работу, присматривать за младшими сестрёнками, да ещё заботиться о том, как помочь материально студенту Николаю.
В то голодное время они выживали за счёт того, что держали корову. Вячеслав очень рано научился косить сено литовкой, ведь раньше не было косилок и все работы выполнялись вручную. Кроме того, он каждое лето работал то в Анисимовском колхозе, то на Чердынском кирпичном заводе, чтобы как-то помочь матери прокормить своих малолетних сестёр.
1982 год. В.Н. Нассонов с учениками
Несмотря на трудное время, Вячеслав после семилетки поступил учиться в Чердынское педагогическое училище, которое окончил с отличием (1944 – 1947 г.г.). Затем много лет преподавал физику и историю в школе, работал завучем школы-интерната, а последние 9 лет перед пенсией – директором Чердынской средней школы № 2.
В этой же школе учителем технологии работал Виталий Захарович Туркин, который, будучи подростком, не только слышал рассказы взрослых людей о войне, но и собственными глазами её видел.
В.З. Туркин
Он родился и вырос в Ярославле, воспитывался в детском доме. Во время Великой Отечественной войны вместе с другими ребятами попал под бомбёжку, был контужен. Долгие годы сильная головная боль напоминала ему о контузии и о той страшной войне, которую он видел в детстве.
Тяжело было учиться и работать в школе в военные годы, но намного сложнее было тем педагогам, кто с оружием в руках в годы Великой Отечественной войны защищал своё Отечество на фронте.
Туркин с детьми в мастерской
В самом начале войны ушёл на фронт первый директор школы №2 – Глеб Виссарионович Караваев, жизнь которого очень похожа на судьбы многих его современников. Он родился в 1911 году в Чердыни. Здесь же окончил школу (1926 г.), затем Чердынское педагогическое училище (1930 г.).
Г.В. Караваев
С 1929 г. являлся членом ВЛКСМ, членом районного комитета комсомола. Получив Диплом учителя, работал в Челябинске, на Северном Кавказе, затем в Чердынском районе, в Вильгортской школе. А в 1935 г. он был переведён в Чердынскую неполную среднюю школу директором. Обязанности руководителя школы Глеб Виссарионович успешно совмещал с преподаванием истории. Одновременно с этим он учился заочно в Пермском учительском институте на историческом факультете.
Глеб Караваев очень любил слушать музыку, хорошо пел, часто был запевалой. Особенно ему нравилась очень популярная тогда песня «Орлёнок». Он был замечательным учителем: организовывал для детей различные кружки и вечера, летом и осенью ходил с ребятами в лес за грибами и ягодами.
В предвоенные годы в Советском Союзе пропагандировался здоровый образ жизни. Глеб Виссарионович был хорошим спортсменом: играл в шахматы (в соревнованиях обычно побеждал), в волейбол, футбол, состоял в сборной команде города по футболу, был членом судейской коллегии на районных спортивных соревнованиях.
Караваев на соревнованиях по футболу (4 справа)
В самом начале Великой Отечественной войны, 9 сентября 1941 года, Глеб Виссарионович был мобилизован и отправлен в офицерскую Свердловскую школу, которую окончил к 1 мая 1942 года и 3 мая выехал в Москву за направлением на фронт. Он был назначен в действующую часть командиром взвода миномётного батальона 79 гвардейского стрелкового полка.
Часть, в которой служил Глеб Виссарионович, вела тяжёлые бои на территории Гжатского (ныне Гагаринского) района Смоленской области, на родине первого космонавта Ю.А. Гагарина. Гвардии лейтенант Глеб Виссарионович Караваев погиб смертью храбрых 10 августа 1942 года около деревни Боры Гагаринского района Смоленской области. Он стал одним из тысяч советских воинов, отдавших жизнь за Родину.
В годы Великой Отечественной войны на разных фронтах воевали и другие педагоги нашей школы, но им посчастливилось вернуться домой живыми.
Один из них – Козлов Александр Григорьевич (родился в 1923 году в Верхнечусовских городках Пермской области), в 1941 году он окончил Чердынское педагогическое училище и начал работать воспитателем в детском доме. Осенью 1941 года был призван военкоматом на строительство Соликамского магниевого завода, где работал на морозе три тяжёлых месяца. А в начале декабря 1941 года Соликамский военкомат направил его в 152 стрелковую дивизию, в дивизионную школу младшего командного состава (город Красноуфимск).
Козлов А.Г. (слева), 1942 г.
Воевать Козлов А.Г начал с мая 1942 года на Волховском фронте, в Заполярье, в Долине смерти. В составе дивизии он воевал в должности помощника командира взвода в роте ПТР до 3 июля 1942 года, до своего ранения на Карельском фронте.
6 августа 1943 года при форсировании Северского Донца он получил тяжёлое ранение и сильную контузию. За проявленный героизм А.Г. Козлов вместе с другими воинами, оставшимися в живых в бою под Северским Донцом, был представлен к правительственной награде. А ещё одна награда была получена за то, что во время боя он заменил тяжело раненного командира. Козлов А.Г. очень дорожил двумя орденами: Красной Звезды и Великой Отечественной войны II степени, хотя были у него и другие боевые награды (8 медалей).
После лечения в ряде госпиталей его признали непригодным к военной службе. А.Г. Козлов был демобилизован как инвалид войны II группы, а ведь ему тогда было всего 20 лет. Он вернулся домой, в Чердынь. Мечтал заняться воспитанием детей, но работать в школе ему было нельзя, так как из-за контузии А.Г. Козлов долго не мог говорить. И только в 1948 году он наконец-то вошёл в класс, чтобы учить детей математике.
Козлов А.Г. на уроке
До 1983 года, до выхода на заслуженный отдых, он работал в школах города: преподавал математику и пение, руководил школьным хором, вёл кружок художественной самодеятельности. А в часы отдыха рядом с ним всегда был его верный друг – баян.
Козлов А.Г.
Находясь на пенсии, Александр Григорьевич Козлов очень часто приходил в школу №2 на классные часы, на школьные мероприятия, связанные с Великой Отечественной войной, на встречи с защитниками Советского Заполярья.
1994 год. Козлов на встрече в школе №2
«До сих пор мне снится война, всё ещё воюю, вижу своих боевых друзей, до сих пор память не стерла те огневые, пороховые военные годы и до сих пор чувствую себя виноватым перед погибшими товарищами», - говорил Александр Григорьевич.
В 1942 году ушёл на фронт и Николай Иванович Могильников, учитель черчения и рисования. Сначала он окончил Ленинградское техническое училище и служил автомехаником, потом учился в лётном училище. Воевал на Центральном фронте в качестве лётчика-истребителя, летал на самолётах ЛА – 5, защищал Москву и Ленинград.
Н.И. Могильников
Он был трижды ранен. В первый раз получил ранение под станицей Сташково. А затем в бою под городом Белград его сбил немецкий самолёт, Николай Иванович был тяжело ранен, получил сильное обморожение, он очнулся только в полевом госпитале. Выздоровев, вновь вернулся в строй. Третий раз Н.И. Могильников получил серьёзное ранение на земле, когда немцы бомбили аэродром, а его самолёт ещё не успел взлететь в воздух. После выздоровления, он не смог больше участвовать в боевых действиях, но всё равно не покинул фронт: стал перегонять самолёты для фронта.
Н.И. Могильников не раз представлялся к правительственным наградам: имел орден Красной Звезды, 3 ордена Великой Отечественной войны, много медалей.
После демобилизации в 1949 году вернулся в родной город, в Чердынь. Он работал художником в отделе культуры (его картины не раз выставлялись в экспозициях Чердынского краеведческого музея им. А.С. Пушкина), а также 20 лет преподавал рисование и черчение в педагогическом училище, в лесотехническом техникуме, в школе №2.
1966 год. Н.И. Могильников с классом
В памяти своих бывших учеников Н.И. Могильников, несмотря на своё героическое военное прошлое, навсегда остался очень скромным, удивительно интеллигентным человеком, любящим свой предмет и искусство.
Прошёл военными дорогами и Иван Андреевич Щипунов (родился в 1913 году в Покче). В школе он начал работать в 1932 году после окончания Чердынского педучилища, Свердловского учительского института (физико-математический факультет) и Пермского учительского института (исторический факультет).
И.А. Щипунов
19 октября 1939 года он был призван в армию, до 1943 года служил в Монголии, а затем защищал нашу Родину от фашистских захватчиков. Служил в 90-м гвардейском танковом полку 11-ой гвардейской, четырежды орденоносной Корсунско-Берлинской тяжёлой танковой бригады на Первом Белорусском фронте водителем-механиком.
И.А. Щипунов в Берлине. Май 1945 года.
И.А.Щипунов вернулся домой только в 1946 году, он участвовал в освобождении многих городов, в том числе брал и Берлин. Там он был тяжело ранен 30 апреля 1945 года, поэтому День Победы встречал в Берлине, в госпитале. Иван Андреевич был награждён двумя орденами Великой Отечественной войны и одиннадцатью медалями.
После войны И.А. Щипунов работал директором Покчинской школы, заведующим районо, трудился в райисполкоме и райкоме партии, был секретарём парткома в колхозе им. Жданова, работал завучем Чердынской школы-интерната. В 1969 году Иван Андреевич пришёл работать в среднюю школу №2. Здесь он преподавал историю и математику, был также завучем по внеклассной работе. В 1973 году Щипунов И.А. вышел на пенсию, но очень часто вместе с другими ветеранами войны он приходил в школу №2 на классные часы, встречался и с городской молодёжью, будущими защитниками Отечества.
В годы Великой Отечественной войны воевали не только мужчины – учителя, но и женщины, среди которых была и будущая жена Ивана Андреевича Щипунова.
Алевтина Александровна Щипунова (родилась в 1922 году в Чердыни) в 1940 году окончила Чердынскую среднюю школу №1 и поступила в Ленинградский горный институт. В этом же году обучение в институте стало платным, к тому же у неё умер отец, а в семье осталось шесть детей, Учиться и жить было очень трудно, поэтому пришлось бросить институт в декабре 1940 года. А через несколько месяцев началась Великая Отечественная война.
Щипунова А.А.
Алевтина Александровна ушла на фронт по спецпризыву ЦК ВЛКСМ в войска ПВО. С апреля 1942 года по август 1945 года она находилась в армии – в Особой Московской армии противоздушной обороны, что базировалась в Дмитрове. А.А. Щипунова охраняла небо Москвы. «Долгих 3 года и 4 месяца, порой, не снимая с себя сутками гимнастёрки и сапог, стояли мы в наряде по наблюдению за вражеской авиацией, - вспоминала она. - По нашим донесениям поднималась в воздух советская авиация, и успех её операции во многом зависел от точности передаваемых нами сведений». Ни разу за время несения ответственной службы Алевтина Александровна не ошиблась в опознавании фашистских самолётов, за что была награждена знаком «Отличник ПВО». В 1944 она получила ранение, после чего служила телефонисткой и здесь зарекомендовала себя с лучшей стороны. За эту службу получила знак «Отличный связист».
После войны А.А. Щипунова работала в райкоме партии, затем преподавала математику в Покчинской школе, а с 1952 года начала работать в средней школе №2 учителем математики, до этого окончила экстерном педагогическое училище и два курса (заочно) физмата Пермского учительского института.
1961 год. Щипунова с классом (1 ряд, 3-я справа)
В 1977 году, проработав в школе № 2 двадцать пять лет, Алевтина Александровна вышла на пенсию, но и после этого её волновали проблемы молодёжи, беспокоило состояние современного учительства, а также отношение родителей к воспитанию детей и их взаимоотношения со школой.
У А. А. Щипуновой есть боевые награды, отмечен и её учительский труд. Сохранились награды, которые вручались в то время лучшим педагогам: медаль «За доблестный труд», нагрудный знак «За победу в социалистическом соревновании», нагрудный знак «За пионерскую работу».
Щипуновы И.А., А.А. с молодёжью (1 ряд, 1, 2 слева)
Так распорядилась судьба, что А.А. Щипунова последние годы своей жизни провела под Москвой, то есть там, где когда-то она воевала и теряла своих боевых подруг, где решалась в годы войны судьба страны и народа.
Изложенный выше материал – только малая часть того, что собрано нами по истории Чердынской школы №2. Вместе со своими краеведами я продолжила также работу по истории Чердынской школы №1, начатую учителем истории А.Н. Харитоновым.
Исследовательская деятельность по истории чердынских школ дала нам возможность познакомиться с жизнью удивительных людей, преданных учительской профессии и Отечеству. Вместе со своей страной им пришлось пережить не только радостные, но и трагические страницы её истории. При этом они сумели сохранить человеческое достоинство, остаться людьми и посвятить свою жизнь благородному делу – воспитанию подрастающего поколения.
Буду очень признательна тем, кто захочет поделиться своими воспоминаниями об учителях, работавших когда-либо в Чердынских школах № 2 и № 1.
Ирина Калашникова,
педагог дополнительного образования
МАОУ ДОД ЦДО, г. Чердынь.
Читайте также: