В минувшие выходные нам повезло поучаствовать в туре в Челябинскую область от команды Уральской индустриальной биеннале современного искусства. Увиденное и услышанное превзошло все ожидания. Делимся впечатлениями и фотографиями.
Посёлок Сокол
Выехав утром на автобусе из Екатеринбурга, к 11 часам мы прибываем в посёлок Сокол, который расположен на берегу озера Сунгуль в 130 км от города. В 1930-е годы в этом красивом месте построили санаторий для сотрудников НКВД. После начала Великой Отечественной войны здание приспособили под госпиталь. В 1946 году здесь решили разместить секретную Лабораторию Б, в которой изучали влияние радиации на живые организмы. В наши дни Сокол административно относится к закрытому городу Снежинск, но попасть на территорию посёлка можно относительно свободно, хоть и с некоторыми ограничениями.
Вместо привычного формата Уральской индустриальной биеннале современного искусства в этом году состоялся перезапуск арт-резиденции в Соколе в формате исследовательской лаборатории. Знакомство с Соколом у нас начинается с клуба «Химик». Это конструктивистское здание, построенное из дерева. Во времена работы Лаборатории Б учёные отмечали тут праздники. Сейчас здание имеет статус памятника архитектуры. Фактически это центр общественной жизни посёлка. Внутри расположены зрительный зал, библиотека, медпункт, полиция, почта, кружковая.
Спектакль «Сунгуль. Повесть о прошлом»
В Соколе мы оказываемся на премьере аудиоспектакля «Сунгуль. Повесть о прошлом». Его создателями стали драматург Ирина Васьковская и режиссёр Дмитрий Зимин. В основе спектакля – мемуары Аргенты Титляновой «Рассыпанные страницы». Аргента приехала в это место в 1952 году по распределению из Ленинграда, сразу после окончания специального химического факультета. Тогда ей было 23 года.
«Её книга полна юношеского энтузиазма и любопытства учёного, искренне увлечённого наукой и оказавшегося в кругу единомышленников. В противовес этим чувствам возникают и другие, вызванные сложным контекстом времени, обстоятельствами научного и производственного подвига. А там, где есть место подвигу, неизменно встаёт вопрос ценности человеческой жизни», – говорится в аннотации к спектаклю.
Аргента Титлянова сейчас живёт в Новосибирске, ей уже 94 года. Персонажей озвучивали актёры, однако в спектакле также используются записи воспоминаний самой Аргенты, с которой встречалась команда проекта. А в бонусных треках приводятся рассказы местных жителей.
На премьере аудиоспектакля нас сопровождают режиссёр Дмитрий Зимин и продюсер Елена Возмищева. Каждый эпизод спектакля привязан к точке на карте. Так постепенно слушатели знакомятся с самыми знаковыми местами посёлка: общежитие с балконами с видом на озеро, берег озера, гостиница, в которой Аргента жила после приезда, клуб, лаборатория. Всего в спектакле 9 эпизодов и 2 бонусных трека.
Спектакль начинается с событий 1952 года, когда юная Аргента (названная так родителями в честь одного из химических элементов) оказывается на секретном объекте на берегу озера Сунгуль. Рассказ ведётся от первого лица, благодаря чему погружаешься в историю, словно сам становишься участником. Что немаловажно, всё основано на реальных событиях. Встречается в спектакле и профессор Н.В. Тимофеев-Ресовский – знаменитый советский биолог и генетик.
В лаборатории Аргента работала с концентрированными растворами радионуклидов. Всё это тогда было в новинку. Из-за недостатка опыта иногда происходили аварии. Однажды стена лаборатории даже засияла фиолетовым светом – от высокой активности. Тем не менее Аргента родила здоровую дочь и дожила до наших дней.
Переходя от точки к точке, постепенно знакомишься с этим местом, пропуская через себя истории работавших здесь учёных и проживая события вместе с ними. Некоторые истории цепляют за живое и заставляют задуматься… Хотя в посёлке Сокол мы бывали уже не раз, но знакомиться с ним с помощью аудиоспектакля оказалось намного интереснее.
Кстати, посещать посёлок Сокол в наши дни безопасно для здоровья: радиационный фон не превышает норму, а загрязнённое здание главного лабораторного корпуса давно снесли, засыпали и огородили забором с предупреждающими табличками.
Выставка «Звенящий след»
Затем мы смотрим выставку художника Павла Отдельнова «Звенящий след». Она появилась в рамках программы арт-резиденций 6-й биеннале в 2021 году, став одной из самых успешных и популярных резиденций биеннале и превратившись в точку притяжения туристов в посёлке Сокол.
В названии выставки слово «звенящий» отсылает к радиации, а «след» – к Восточно-Уральскому радиоактивному следу, который образовался в результате крупной аварии в 1957 году на комбинате «Маяк». Выставка посвящена атомному проекту, Лаборатории Б и первой в СССР радиационной аварии – на данный момент третьей в мире по масштабам после Чернобыля и Фукусимы.
Выставка занимает два десятка комнат на одном из этажей здания бывшего общежития Лаборатории Б. Это здание было построено для санатория НКВД известным архитектором Г.А. Голубевым. В 2008 году здание, оказавшееся заброшенным, выкупил вместе с партнёром житель Снежинска Алексей Липатников. Именно по предложению Алексея, в 2021 году здесь разместилась одна из площадок биеннале.
Хозяин здания Алексей Липатников проводит для нас интереснейшую экскурсию по выставке, наполняя её интересными фактами, наблюдениями, эмоциями.
Алексей вспоминает, что сначала приехавший на Урал московский художник Павел Отдельнов отнёсся к идее скептически и без энтузиазма, но погрузившись в тему атомного проекта на Урале, так увлёкся, что буквально загорелся идеей. В общей сложности работа над выставкой заняла 1 год, а последние 2 месяца Павел жил в Соколе и воплощал свои замыслы. Результат получился грандиозным!
Каждая комната имеет своё название, указанное на двери: «Trinity», «Глоссарий», «Шоколадники», «Нет на карте», «Теча» и т.д. Вход и окна закрыты полиэтиленом. Внутри каждой из них – свой сюжет. Художник выбрал самые пронзительные факты. Здесь представлены живописные работы, цитаты, артефакты, фотографии, инсталляции. Сначала планировалось, что выставка будет временной, но затем решили сделать проект постоянным. Эта выставка-погружение в историю никого не оставляет равнодушным.
Кстати, посмотреть выставку можно и на Яндекс картах (благодаря фотографу Антону Фадееву), но всё же намного интереснее побывать тут вживую, особенно с экскурсией от Алексея Липатникова.
Выставка «Лаборатория А» и арт-объекты
На первом этаже здания так же с 2021 года размещается выставка «Лаборатория А. Авангард. Архитектура» от команды «Территории авангарда» из Екатеринбурга. Она рассказывает об авангардной архитектуре и стиле конструктивизм на Урале, а также о медицинской и санаторно-курортной архитектуре.
На балконе на третьем этаже здания расположена звуковая интерактивная инсталляция «Взаимосвязь / Сеть / Сплетения». Она создана нидерландским аудиохудожником Андреасом Кюне. В её основе – вешалка для ковров. Работа реагирует на движение рук и прикосновение к педалям из металла. Звуки символизируют 12 конструктивистских зданий Урала.
На улице перед зданием бывшего общежития стоит скульптура Ивана Горшкова «Дразнилка». Название отсылает к заводскому процессу дразнения металла. Здесь изображён металлург (в духе советского авангарда), который держит огромное бревно (из искусственного камня). Изначально скульптура была установлена в 2021 году в речке Кыштымке в городе Кыштым. Однако большинству жителей города скульптура не понравилась. На это повлиял в том числе контекст неблагоустроенного места. В Соколе, куда скульптуру перевезли на время работ по очистке русла Кыштымки, её приняли намного благосклоннее.
Поблизости расположена инсталляция Бехзада Нури «Памятник неизвестному гражданину», перевезённая сюда из города Асбеста. Она выглядит как детская площадка. По замыслу создателя, в этом объекте соединилась новейшая история наций трёх стран: Швеции, Югославии и России. Художник переосмысляет наследие архитектора конструктивизма Моисея Гинзбурга, а также мемориал, посвященный Раулю Валленбергу, задуманный скульптором Эрнстом Неизвестным в 1985 году.
В итоге посёлок Сокол фактически стал резиденцией резиденций биеннале, точкой притяжения разноплановых объектов.
Экскурсия по Кыштыму
Так незаметно пролетает бОльшая часть дня. И нам пора ехать в ещё одно место – в город Кыштым. Здесь экскурсию для нас проводит Алина Шмарина – директор Центра развития туризма Кыштымского городского округа.
Мы любуемся осенним парком и гладью городского пруда, за которым возвышаются горы Сугомак и Егоза в тёплом свете вечернего солнца. Смотрим, как продвигается реконструкция Белого дома – главной архитектурной достопримечательности города, бывшей усадьбы заводовладельцев. Кстати, в 2017 году в Белом доме временно размещалась одна из инсталляций биеннале, которую создал художник из Швейцарии Руди Десельер. До конца 2024 года реставрация Белого дома должна завершиться.
Далее экскурсия продолжается в самом городе. Мы смотрим восстановленный фонтан XIX века, старинные здания, речку Кыштымку.
Летом 2023 года в Кыштыме работала Молодёжная школа паблик-арта. Юные художники исследовали родной город, выбирали сюжеты для творчества и создавали на улицах новые достопримечательности. Вместе с наставниками они сотворили 9 временных арт-объектов. Мы смотрим некоторые из них.
На лестнице перед домом детского творчества разыскиваем красную нить с клубком.
Далее на той же улице Ленина находим ещё один арт-объект – «Калькулятор».
Символично, что «Калькулятор» находится около учебного заведения – у стен Кыштымского филиала Южно-Уральского государственного колледжа (бывший радиомеханический техникум).
Следующий арт-объект найти не так просто. Он находится в укромном уголке на берегу Кыштымки в районе бывшей механической фабрики 1894 года. На срезе дерева нарисована «Бабушка Ива».
Отсюда переходим на улицу Республики. В одном из дворов находим рисунок с изображением Атланта.
Переходим через канал северного водосброса и находим последний объект на нашем маршруте – изображение ящерицы на камне. После ужина садимся в автобус и выезжаем обратно в Екатеринбург, переполненные впечатлениями от богатого на яркие события дня.
Вы тоже можете побывать в этих местах. Команда Уральской индустриальной биеннале запускает новый арт-маршрут. Планируется несколько поездок со стартом из Екатеринбурга и Челябинска. Следить за новостями можно на страничках Уральской биеннале в соцсетях (ВКонтакте или Телеграм), а зарегистрироваться на события можно на Timepad.
За возможность принять участие спасибо команде Уральской индустриальной биеннале современного искусства и лично PR-директору Анастасии Детковой!
Павел Распопов (текст), Надежда Шималина (фото)