Село Белоярское

На берегу реки Миасс в Щучанском районе Курганской области раскинулось большое село Белоярское. 

История села Белоярское

Возникло оно в 1682 году. Первыми поселенцами Белоярского были три брата. Назвали они себя Иванами по фамилии Согрины (Согра - залитая водой лесная местность). Фамилия эта до сих пор встречается у жителей села Белоярского и окрестных деревень. Вскоре к ним примкнули Колокольцевы, Босовы, беглые крестьяне Ложковы.

Село Белоярское Курганской области

Вначале заселение Белоярского шло с северной стороны. Из-под Шадринска приехали Ермолины, Пушкарёвы, Завьяловы, Ничевухины. Из деревни Татарка пришли Мальцевы, Худяковы, Насоновы. В 1852 году из с. Столбцы Рязанской губернии были сосланы рабочие с игольной фабрики (около 40 семей, 21 фамилия). Расселили их по окрестным деревням Пивкино, Чумляк, Косулино. В Белоярском поселились Полуротовы, Коклины, Стебаковы, Горшковы, Чепелевы. Стали их называть новосёлами, а край деревни получил название Новосёловка. Из Камышловского уезда приехали Бибикины, Галины; с Демидовских заводов - Пронины, Чертовы, Игнатьевы, Волковы.

Из очерка о селе Белоярское, 1903 год:

Дьякон И. Протопопов.

По разным причинам заселяли люди эти места: кто в поисках лучшей жизни, кто не поладил с властями, кто уклонялся от военной службы. Этих людей здесь не преследовали и оставляли в покое. И до сих пор как приезжаешь в село, чувствуешь тут какую-то защиту и спокойствие. Говорят, что тут были чудские селения в стародавние времена. Около села есть святой источник-родник.

Приезжали семьи и из центральной России. Минуя горы, озёра, леса, переселенцы останавливались здесь, на равнинных землях, где нетронутые леса с великим множеством птиц (весной лес пел на разные голоса и до сих пор это великолепное явление наблюдается), много грибов и ягод (вишня, боярка, клубника, земляника).

Кругом зарыбленные щукой, чебаком, ершом, окунем, налимом озёра. Река Миасс - чистая и прозрачная, вода её была хороша на вкус. Приглашая к чаю, говорили: «Садитесь чай пить, вода-то Миасская». Песок в реке переливался разными цветами, в речной глади были видны косяки рыб, по берегам - заросли черёмухи, ольхи, вербы...

Окрестности села Белоярское

Сейчас село активно живет, развивается сельское хозяйство, животноводство. Строится рыбный комбинат. Есть школа, детский сад, Дом Культуры в который приезжают со всей страны на спектакли - самобытные и очень искренние.

 

Исторические факты

Челябинский уезд, образован в 1782 году в составе Уфимского наместничества. В уезд вошла центральная часть Исетской провинции. С 1796 года в составе Оренбургской губернии, с сентября 1919 года — Челябинской губернии. В 1890 году зафиксирована 31 волость (Андреевская, Белоярская, Введенская, Воскресенская, Долговская, Заманиловская, Иванковская, Ичкинская, Каменная, Каминская, Карасевская, Карасинская, Карачельская, Катайская, Кипельская, Кислянская, Кочердыкская, Куртамышевская, Маслейская, Метелевская, Мухаметкулуевская, Окуневская, Птиченская, Сарт-Калмыкская, Становская, Султаевская, Сухоборская, Таловская, Черлинская, Чумлякская, Шаламовская) и 6 станиц (Долгодеревенская, Еткульская, Звериноголовская, Миясская, Усть-Уйская, Челябинская), в 1917 — 46 волостей. Население занималось в основном земледелием, скотоводством. В начале XX века действовали кузнечно-слесарный и механико-сельскохозяйственный заводы и др. Проведено 32 ярмарки (1866). В 1891—92 год через уезд прошла Самаро-Златоустовская железная дорога (участок Златоуст —Челябинск), в 1896 — Пермская ж.д. (Екатеринбург —Челябинск). Насчитывалось 66 мечетей, 75 церквей, 86 часовен (1866). В 1923 году уезд преобразован в Челябинский округ, передан в состав Уральской области.

Село Белоярское на карте

100 лет назад - в 1915 году в Белоярской волости Челябинского уезда Оренбургской губернии числилось 14046 душ. Из них в Белоярском обществе- 2247 обоего пола. По переписи населения 2010 года численность села - 500 человек. В Белоярском ежегодно проводились с 10 по 14 октября ярмарка Безымянная, еженедельный базар по четвергам. На селе были три лавки, маслодельный завод, земская библиотека-читальня, общая водяная мельница, почтовое отделение, учебное заведение 2 класса, кредитное товарищество, фельдшерский пункт. В Белоярскую волость входили: Белоярское общество, выселок Белоярский, Красноярское общество, Куликовское общество, Пивкинское общество, Косулинское общество, Чесноковское первое и второе общество, Михайловское, Федоровское, Феклинское, Перевтьинское, Шаболтакское, Жуковское, Петопавловское и Новопольское общества.

Всего по Белоярской волости было 2348 дворов. На каждый двор приходилось более пяти душ.

Источник: Список населенных мест Челябинского уезда 1916 г.

* * *

Есть одна уездная челябинская история, происшедшая полтора века назад - в 1843 году; история крестьянская, деревенская, история, которая словно призвана узаконить особое состояние русской души, всегда готовой ощетиниться вилами и копьями и пойти беспощадным бунтом, даже если какая-либо реформа готовится ей во благо.

Крестьянский бунт в Челябинском уезде в 1843 году у всех исследователей проходит под двумя ключевыми эпитетами: «нелепый» и «темный». Челябинский, Шадринский, Камышловский, Ирбитский, Курганский уезды, где на начало 1840-х годов крепостных крестьян совершенно не было, а все налоги выплачивались натуральным продуктом, буквально захлестнула некая волна безумия, объяснить которую не только государственной, но даже и обычной логикой весьма сложно.

Бунт оказался связан с именем нового министра земледелия при николаевском правительстве Кульнева, который энергично занялся улучшением быта крестьянства, ознакомлением их с новыми сортами пшеницы и ржи и новыми методами обработки земли. Иными словами, попытался внести просвещение в массы, причем, на фоне земельной реформы с новыми наделами. Вот только о «плодах просвещения» господин Кульнев пока не ведал.

Весной 1842 года Оренбургская казенная палата, выполняя распоряжения министерства, разослала по волостям для бесплатной раздачи крестьянам лучшие семена, предложила провести на местах общественную запашку (на случай голода) и даже выстроить общественные хлебозапасные магазины. В некоторых волостях появились даже новые станки для выработки холста.

«Темные» крестьяне восприняли все нововведения самым нелепым и неожиданным для правительства образом - мол, их, крестьян, готовят к новой крепости и новому помещику, который вот-вот должен приехать. По уездам пошел ропот - да и чем иным можно было объяснить столь «безвозмездное радение» за их, крестьянские, поля и промысел.

В 1843 году новая напасть - вышел указ об обязательном разведении картофеля, этого «антихристова яблока», по мнению старообрядцев. Крестьяне верили в «появленiи изъ картофеля мелкихъ животныхъ гадинъ». А так как раскольники составляли значительную массу населения и были достаточно образованы по сравнению с другими, то к ним и прислушались в первую очередь. Новая «картофельная» политика и стала тем детонатором, который вызвал взрыв. Крестьяне взбунтовались, взяли вилы. В деревнях собирались многочисленные сходки, на которых объявлялось, что лучшие земли под «чертово яблоко» никто отдавать не будет, а подлинные указы чиновники прячут у себя в столах и все лгут. А потому казаков, которые силой насаждали картофельный указ, следует бить нещадно...

Подавлением восстания руководил сам «начальник края» генерал Обручев, причем, быстрота и решительность действий во многом оправдывалась прежним пугачевским призраком - не дать восстанию разрастись. Вооруженную силу пришлось применить лишь в исключительных случаях; в основном же казаки ограничились плетьми, равно как и скорым судом, проведенным экзекуционной комиссией. К началу мая выступления крестьян в Челябинске, Кургане, Куртамыше было подавлено, а наиболее рьяные «отказники от картошки» препровождены в тюрьмы...

Источник

В 1843 году по Уралу прокатились «Картофельные бунты», Белоярцы приняли в нем активное участие, что привело к переводу в село 2 батарей казаков на 20 лет.

Источник - «Очерк о селе Белоярском» дьякона Протопопова «Оренбургские епархиальные ведомости» №22, 1903 г. 

* * *

В 1918 году «Декрет о земле и мире» дошел до Белоярского, в селе была создана группа бедноты, позже - коммуна им. Кагановича. В 1927 году в Белоярском первые пятнадцать домов объединились в коммуну. Через два года на базе коммуны образовался колхоз «Новый путь». Активисты призывали к объединению крестьянских хозяйств, обобществляли земельные участки, лошадей, коров, даже домашнюю птицу, в помощь крестьянам копейский пролетариат прислал в колхоз «двадцатипятитысячников» (передовые рабочие крупных промышленных центров СССР, добровольно поехавшие по призыву Коммунистической партии на хозяйственно-организационную работу в колхозы в начале 1930-х, в период коллективизации сельского хозяйства.)

«Трудные были годы. Жили плохо, голод. Молока не видели на столе, рыбу из Миасса всю выловили. С полей домой не пускают, дети без присмотра. Пахали на коровах, скотина дохла, её чем-то обливали, везли на кладбище, а люди растаскивали дохлятину по домам, так как есть было нечего...», - вспоминают то время жители села.

Церковь Флора и Лавра села Белоярское

Церковь в селе была построена в начале XIX века. В церковный приход входили окрестные села: Пивкино, Красноярка, Чесноки, Косулино. До этого была в селе деревянная церковь, постро­енная в 1771 году, но она сгорела во время по­жара. Жители села на сходе решили строить новую, каменную. Обратились за помощью к населению окрестных сёл и деревень. Место для строительства выбрали на площади, в цен­тре села, на высоком месте, для церкви были выделены 74 десятины земли, 14-19 десятин покоса по долине реки Миасс.

Так в 1810 году началось строительство каменной церкви. Стро­или всем миром: свои каменщики, свои иконо­писцы, даже колокола отливали в Белоярском, были они звонкие, мелодичные. Самый большой колокол был весом 120 пудов. Раствор для кладки стен замешивали на яйцах, которые при­носили жители села. К 1812 году была выстро­ена она до окон... И вот церковь – красавица, как корабль, засияла на солнце. Звон колоколов был прекрасным и мелодичным. Видимо были хорошие мастера по литью колоколов, да и серебра не пожалели. Сохранилось имя звоноря Ильи Окорокова, который виртуозно играл на колоколах.

Церковь в селе Белоярском Курганской области

В церкви было красиво и торжественно, как и во всех русских храмах. В дни христианских праздников было много народа. Не только церковь, но и ограда вокруг неё были заполнены людьми. Ограда вокруг церкви была обнесена железной решёткой, которая крепилась между столбами, сложенными из кирпича. На конце железных прутьев сияли украшения из разноцветного стекла, которые переливались в лучах солнца.

Смотришь на церковь и пора­жаешься, какие умельцы были на Руси!

Церковь в Белоярском

Закрыта церковь была в 1933 году. Большинство населения с болью в сердце смотрело за спуском колоколов в 1935 году. Руководили этим активисты во главе с Гаврилом Пушкарёвым. Долго не поддавались колокола активистам, но не смогли безмолвные отстоять себя и рухнули на землю. Небольшие были увезены сразу, а большой некоторое время так и лежал на земле, потом и он исчез.

Церковь в Белоярском Церковь в Белоярском

Церковь Флора и Лавра восстановили в 2014 году средствами и силами сельчан, работы по реставрации еще проводятся,

17 июля 2014 г. два архиерея торжественно освятили престол храма в честь святых Флора и Лавра в селе Белоярском, Курганской области.

Церковь в селе Белоярском Щучанского района Курганской области

Внутренняя панорама церкви по ссылке.

Чин освящения совершили гость епархии митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл и архиепископ Курганский и Шадринский Константин. 

 

Как доехать до села Белоярского?

Село Белоярское расположено на расстоянии в 70 км от Челябинска по дороге.

Сюда ходит маршрутное такси № 664 «Челябинск-Белоярское».

Дорога

Чтобы доехать до села Белоярское на автомобиле, нужно ехать по трассе Челябинск-Курган и в районе села Каясан (сразу после пересечения границы Челябинской и Курганской области) повернуть налево по указателю «Белоярское». Еще 15 км по отличной асфальтированной дороге - и вы удивитесь открывшемуся обзору долины, где расположено село.

Анатолий Юдин

В статье частично использована информация из статьи Натальи Статиной "И снится вещий сон"

Смотрите также: 

Село Белоярское (Курганская область) на карте:

Поддержать «Ураловед»
Поделиться
Класснуть
Отправить
Вотсапнуть
Переслать

Гостиницы Екатеринбурга

Рекомендации