Вдали от цивилизации, на большой поляне на правом берегу реки Вишеры, стоят редкие домики бывшей деревни Акчим. Это одна из интереснейших деревень не только Вишеры, но и Урала в целом. Место очень живописное и запоминающееся!
История Акчима
Достоверно неизвестно, когда именно здесь появились первые люди. Первое документальное упоминание этого населенного пункта относится к 1734 году. Жители деревни рассказывали составителям «Акчимского словаря», что она была основана Горшковым и Усаниным. Они скрылись в вишерскую глушь то ли с целью спастись от 25-летней воинской службы, то ли от непосильных налогов. Кстати, все коренные жители Акчима носили именно эти две фамилии. В конце XIX века тут насчитывалось 29 хозяйств, в которых проживало 152 человека. В 1909 году был 51 двор и 298 жителей. В 1981 году проживало 114 человека, а по переписи 2010 года в деревне числилось лишь 3 жителя.
О занятиях местного населения могут сказать следующие цифры. По данным земской управы, в 1886 году в Акчиме было 29 хозяйств. Из них помимо хлебопашества 4 хозяйства занимались поставкой дров и леса, 23 — охотой, 24 — рыбной ловлей, 1 — извозом. Богатством жители не отличались, доход был скудным. 8 из 29 хозяйств не имели лошади, что в здешних условиях могло привести к бедственному положению. Своего хлеба из-за северного климата не хватало, приходилось покупать. Охота не приносила богатой добычи. После расчета с посредниками чердынских купцов за порох и другие припасы заработок получался небольшим, а некоторые акчимцы еще и оставались должниками у чердынских купцов.
Известно, что в 1884—86 годах в Акчиме была грамотной только одна семья. Лишь в начале XX века тут открыли школу с трехлетним обучением. Неважным было и здравоохранение. В случае болезней местные жители обращались к бабке-знахарке или лечились самостоятельно с помощью народной медицины.
До постройки в бассейне реки Вишеры заводов акчимцы часто общались с кочевниками-манси, у которых перенимали опыт охоты и рыболовства. Контакты акчимцев с жителями возникавших поблизости русских поселений — Писаная, Сыпучи (здесь было волостное правление) и другими — не были постоянными, носили непроизводственный характер. Общение осуществлялось в основном во время церковных праздников. Уездный город Чердынь жители посещали редко. Дорог до последнего времени здесь не было. Летом перемещались по реке на лодках, отталкиваясь шестами, а зимой по льду на лошадях. Если летом необходимо было перевезти какие-либо грузы: бревна, сено, снопы — по суше, то пользовались волокушами. Телег здесь не было. На рубеже XIX и XX веков тут действовал Акчимский водомерный пост.
В 1932 году в Акчиме организовали колхоз: занимались хлебопашеством, животноводством и охотничьим промыслом. С 1945 года на базе колхоза возникла и лесообрабатывающая промысловая артель, в 1961 году объединившаяся с крупным Щугорским леспромхозом с лесопунктом в поселке Мутиха. Еще в начале 1980-х в Акчиме были магазин, клуб, медпункт, по вечерам работал электрогенератор. Дети учились в 10-летней Мутихинской школе-интернате.
В Акчиме различали Верхний и Нижний концы деревни. Жителей называли, соответственно, верховцы и низовцы. Кроме того, в прошлом у многих жителей вишерских деревень были свои прозвища. Так, акчимцев называли челдонами или акчимскими харюзами:
«Ту деревню (Писаную) называли ельцами, а нашу деревню — кого увидят — харюсками. Акчимские харюски. Така кака-то была привычка», — рассказывали акчимцы исследователям.
Акчимский говор и самобытность
Деревня Акчим смогла сохранить свою первозданную самобытность и историческую память в результате отдаленности и оторванности от внешнего мира. Она известна уникальным говором местных жителей, относящимся к северно-великорусскому наречию. Он имеет свои особенности, связанные с условиями жизни в Акчиме. По заключению специалистов, местный говор связан с речью жителей древней Чердыни (Перми Великой), когда ее начали заселять русские, основную массу которых составляли выходцы из Вятской, Вологодской, Архангельской и Новгородской земель.
Местный говор с начала 1950-х годов изучали диалектологи Пермского государственного университета. Первоначально материал собирался для Атласа русских народных говоров. Позже решили составить «Акчимский словарь». К активному сбору материала для акчимского словаря кафедра русского языка и общего языкознания Пермского университета приступила в 1961 году. К тому времени звуковой и грамматический строй местного говора был изучен уже достаточно подробно.
Акчимский говор является типично северновеликорусским. Среди диалектных черт большинство являются общими для всех севернорусских говоров, а некоторая часть — для восточной (Вологодско-Кировской) группы этих говоров. По говору жителей деревни можно было сложить представление о речи первых русских поселенцев Вишеры. Среди наиболее ярких носителей акчимского говора были учитель Тамара Федоровна Горшкова и лесоруб Виктор Степанович Усанин. В экспедициях принимали участие известные лингвисты К. А. Федорова, Л. В. Сахарный, С. Ю. Адливанкин, В. З. Санников, Л. К. Андреева и другие.
Работа над словарем деревни Акчим проводилась с 1960 года и к 1971 году в основном была закончена. Однако время от времени экспедиции в Акчим организовывались вплоть до 2003 года. В итоге картотека словаря достигла порядка 2 миллионов карточек.
В результате продолжительной работы был издан шеститомный «Словарь говора деревни Акчим Красновишерского района Пермской области» (или просто «Акчимский словарь»). Первый том словаря вышел в 1984 году, а последний (шестой) — лишь в 2011 году. На полное издание «Акчимского словаря», таким образом, ушло долгих 27 лет. Объяснение значений слов в словаре дополняется цитированием живой обиходной речи носителей говора. Тем, кто хочет узнать больше о говоре жителей, — рекомендую «Акчимский словарь».
Жители Акчима многое поведали о жизни предков. Также исследователи записали интересные, самобытные сказки. В качестве примера приведу одну из них (цитируется по книге «Русские народные сказки Пермского края»):
«О вишерских богатырях
Говорливской камень есть над Вишерой. В этом камне жили богатыри. Вот они раз похвастали: «Ежли бы были кольца из неба и из земли, мы сволокли бы вместе и небо, и землю». Такая у них была сила. И вот Бог на них разгневался, и они окаменели. Только говорили, что при окончании жизни они все воскреснут. Вот и про Ветлан-камень так рассказывали, и про речку Полюдиху. Жил там тоже богатырь, дом там у него был. Он коня поил, потом привел, поставил в стойло — и конь окаменел. Потом он сам пришел, сел за стол, руки положил на стол и тоже окаменел. А жена лежала на полатях, и через брус у нее волосы висели — и она тоже окаменела. Так и остались камни — это богатыри. Говорили у нас в Акчиме, что на Пасху слышали выстрелы в Писанском камне. Это богатыри встречают Пасху». (Записано в п. Мутиха от Филиппович Т. Е., 1921 г.р., родом из д. Акчим).
Заглянем в старую литературу, чтобы узнать, какой была эта деревня в прошлые века. И. Я. Кривощеков в «Словаре Чердынского уезда» (1914 г.) приводил следующие данные:
«По карте Екатеринбургской провинции 1734/6 гг. селение это носило название д. Акчим, следовательно, существовало. Из ревизии населения в России в 1810 г. в Акчиме значилось 10 дворов и в них 41 мужч. и 31 женщ., кроме того в бегах было 2 мужч. и 2 женщ., а в ревизию 1835 года в деревне было всего 5 дворов с 70 жителями об. пола. В селении имеется православная часовня, земская школа, земская станция, торговых лавок 2 и одна винная. Здесь Волжско-Вишерским акционерным товариществом в 1894—7 гг. были начаты постройки горного завода, для чего было возведено несколько построек, но на этом и было окончено задуманное предприятие, за расстройством денежных дел у акционерного товарищества. Период возведения горных заводов на Вишере был самым счастливым временем не только для Акчима, но и для всей Вишеры. Г. Белдыцкий говорит, „что за лето на одной взводке шитиков с чугуном каждый из домохозяев зарабатывал до 300 рублей“».
Сейчас деревня Акчим фактически умерла. Жители Акчима переселились в поселок Мутиха, расположенный в 7 км отсюда. Хотя здесь стоит еще много домов, которые постепенно ветшают, гниют и разрушаются. Лишь летом в некоторые из них еще возвращаются люди. На месте бывшей деревни заготавливают сено для домашней скотины.
Мы зашли в один из заброшенных, разрушающихся домов. Там лежали фотографии бывших жильцов и почтовые открытки. Больно смотреть, как некогда добротные дома разрушаются, а вместе с ними уходит и память о жителях.
Интересно, что стоявшая рядом баня топилась по-чёрному, без печки.
Камень Грива и пещера Студеная
На правом берегу реки Вишеры чуть выше деревни Акчим стоит камень Грива. Пройти к скале можно по тропинке по берегу реки. Известняковые слои скального выхода падают под углом 50°. Тут встречаются окаменелости. На елке под скалой можно заметить старую металлическую табличку, напоминающую о «лагерном» прошлом Вишеры. По форме скала напоминает конскую гриву, за что и получила свое название. «Повыше деревни Грива называется. Камень, она как грива конская вытянулась», — объясняли сами жители деревни составителям «Акчимского словаря».
Скала интересна расположенной в ней пещерой. Её назвали пещерой Студеной. Как писал И.Я. Кривощеков в «Словаре Чердынского уезда» (1914 г.), летом местные жители использовали её как погреб с готовым ледником. Она служила природным холодильником.
Вход в пещеру Студеную расположен в основании скалы в 40 м от реки на высоте 5 м от ее уровня в межень. Впервые ее описал горный инженер П. И. Кротов (1888 г.), исследовал И. А. Лавров в июне 1990 года и мае 2007 года. В пещеру ведет треугольный вход шириной 2,5 и высотой 1,1 м. Пещера развита по трещинам напластования в направлении простирания пород. Заканчивается трещиной. По наблюдениям исследователя И. А. Лаврова, в июне 1990 года у входа и в нижней части пещеры наблюдался лед, но в мае 2007 года льда не обнаружено. Не было льда и во время нашего посещения пещеры в 2017 году. Протяженность пещеры 14 м. В окрестностях известно и несколько других пещер.
GPS-координаты пещеры Студеной: N 60º 28.140´; E 58º 02.863´ (60.469º, 58.047717º).
Ещё немного об окрестностях Акчима
Места около деревни Акчим очень красивые. Ниже по течению возвышается великолепный камень Писаный — визитная карточка реки Вишеры. Известность ему принесли древние наскальные рисунки. А если подняться на него, то можно насладиться открыточным видом, который запомнится надолго. Об этом месте я подробно писал в отдельной статье.
Чуть выше по течению от бывшей деревни, на противоположном левом берегу реки Вишеры в неё впадает река Акчим. Именно по ней деревня и получила своё имя. Название реки могло произойти от мансийского «ахч» — «камень», а «им» — словообразовательный суффикс прилагательного. То есть, Акчим — «Каменный». Река начинается на склонах хребта Золотой камень и имеет длину 60 км. Акчим считается «самой интересной» спортивной рекой Пермского края. В весеннее половодье многочисленные пороги Акчима оцениваются в 3 категорию сложности. Здесь тренируются и проводят соревнования спортсмены-водники.
На левом берегу Вишеры перед устьем Акчима можно заметить живописную поляну на взгорке. Это так называемое урочище Стрелка. В 1898 году Волжско-Вишерское общество начало строить здесь Акчимский чугуноплавильный завод. Из-за отдаленности, слабой заселенности местности и отсутствия сухопутных путей сообщения строительство велось медленно. На берегу Вишеры планировалось построить три доменные печи. Железную руду планировалось доставлять по Вишере с Юбрышкинского месторождения. У завода были все шансы стать крупным, успешным предприятием. Однако экономический кризис 1900—1903 годов в сочетании с резким падением цен на металлы и накоплением на действующих металлургических заводах большого количества непроданного чугуна привели к остановке строительства. Завод, в который вложили значительные средства, так и не был достроен. В 1905 году его окончательно забросили. Оставшиеся стоять заводские постройки постепенно разрушались и разбирались местными жителями.
Когда завод только начинал строиться, в конце XIX века тут побывал журналист, писатель Н. П. Белдыцкий.
«Утром следующего дня мы достигли большой деревни Акчима (36 дворов), против которой построены заводские здания. Здесь живет заведующий разведочной партией г. N, к которому французы имели дело. Заводские строения расположились на мысе, образовавшемся от впадения р. Акчим в Вишеру. Видимо, что местность недавно только освобождена от леса, о чем свидетельствуют торчащие всюду пни. N живет в прекрасном доме. Тут же находятся несколько строений для рабочих и дом для таксаторской партии, производящей отвод лесов заводам. Акчим стоит почти в середине заводской территории и г. N удобно делать отсюда поездки во все концы.
Он дожидался приезда французов и встретил нас на берегу. Скажу несколько слов об этой замечательной личности. Человек энергичный, несомненно умный, незаменимый горный ищейка, он представляет из себя тип штегерей старой школы, тех штегерей, которые создавались на Урале во время крепостничества; тип этот в настоящее время исчезает и N является, быть может, «последним из могикан» этой породы закаленных людей. Вся жизнь его прошла в горах и лесах Урала в поисках разных рудорождений. При своей опытности он человек незаменимый для заводов. Все вишерские открытия обязаны, главным образом, его умению ориентироваться, его выносливости, а главное, его уму и глубокому знанию практической стороны дела. Недаром получил он прозвище «горного духа», прозвища, всего более подходящего к нему. Сама его наружность замечательна: массивный старик, с белыми, как снег, волосами и бородой, с ясными голубыми проницательными глазами, теми глазами, которые, по народному выражению, «на три аршина в землю видят», он своей наружностью вполне оправдывает данное ему прозвище.
Одетый в простой азям, подписанный поясом, в длинных сапогах, стоял перед нами этот «горный дух», любезно приглашая нас в дом, где мы и провели несколько времени за веселым завтраком…».
В сталинские времена здесь образовался участок Стрелка с поселком и лесхозом. Тут появились спецпоселенцы, работавшие в Мутихинском леспромхозе. Их было немного. Например, по данным на 1 января 1945 года, содержалось 26 человек (7 семей), среди которых были крымские татары и бывшие кулаки. Деревня Стрелка просуществовала до 1980-х годов. Сейчас тут обычная поляна.
В 4 км выше по течению Акчима находится поселок Мутиха. В сталинские времена тут разместили спецпоселенцев, работавших в леспромхозе.
Об этом и многих других интересных местах я подробно писал в книге «Река Вишера».
Видео
Предлагаю посмотреть небольшую видеозарисовку, которую я снял во время посещения Акчима в 2017 году.
Как добраться до Акчима
Это место расположено в Красновишерском районе Пермского края. Посетить Акчим проще всего во время сплава по реке Вишере. Деревня Акчим стоит в 114 км от начала маршрута сплавов от 71 квартала, а до Красновишерска отсюда остается 86 км. Либо можно добраться по автомобильной дороге от Красновишерска через Мутиху, затем переправиться через Вишеру вброд или на лодке.
GPS-координаты деревни Акчим: N 60º 28.444´; E 58º 02.959´ (или 60.474067º, 58.049317º).
Павел Распопов
Читайте также:
- Река Вишера: особенности, история и путеводитель по реке
- Поселок Вёлс и Вёлсовская пещера
- Река Вишера от 71 квартала до Красновишерска (видео)