Гора Целовальникова

В 10 километрах на юг от Нижнего Тагила, практически на границе города, возвышается гора Целовальникова. Ее высота 388 метров, для примера - высота горы Долгой - 379 метров. Красивое место - красивое имя.

О происхождении названия горы существует немало версий.

Гора Целовальникова

Давно это было, хотя, пожалуй, время - это величина человеческая. Так вот, жили тогда на Урале совсем другие люди, по-другому говорили, другие обряды исполняли. И названия мест, где жили они, были на их языке. Со временем одни племена побеждали другие, приходили новые со своим языком, со своей культурой. Давали свои названия наиболее значимым местам. И смысл некоторых нам не понятен до сих пор, потому что порой при переводе с одного языка на другой терялась часть звуков или произносили похожее слово в своем языке, да даже просто переводчик мог не выговаривать каких-то букв.

В справочнике есть определение: Целовальникова – слово образовано из двух слов - целый и вал. Только при таком слиянии получилось бы нечто - Целоваловая.

Гора Целовальникова, Нижний Тагил

Целовальников – версия из истории государства

Версия № 1. Фамилия Целовальников образована от прозвища Целовальник. Целовальник - это должностное лицо Московской Руси, выбиравшееся в уездах и на посадах для исполнения судебных, финансовых и полицейских обязанностей. Избранный человек клялся честно исполнять свои обязанности и в подтверждение клятвы целовал крест, откуда и происходит слово «целовальник».

В истории развития этого понятия можно различить два периода: до XVII века, когда целовальники исполняют свои функции самостоятельно, и после XVII века - когда они действуют под началом воеводы.

Впервые целовальники упоминаются в Судебнике 1497 года и затем в уставных новгородских грамотах Василия III. В первой половине XVI вводится земское самоуправление, и у «целовальников» появляются новые обязанности. Целовальники действовали самостоятельно, помогали старостам на суде, в поиске воров, разбойников, при сборе даней, торговых и таможенных пошлин.

После Смутного времени начинается второй период: целовальники переходят на положение чиновников, но без соответствующих прав.

Позже, начиная с XIX века, целовальниками называют продавцов в винных лавках. Продавцы клялись не разбавлять водку и в подтверждение клятвы целовали крест.

Таким образом, прозвище Целовальник мог получить человек, который занимался судебными, финансовыми, полицейскими обязанностями. Целовальник со временем получил фамилию Целовальников.

Версия № 2. При Николае II, когда помещик разорялся его деревни продавались и всех в этих деревнях называли Целовальниками. Хорошая версия, только по времени поздновато.

Вершина горы Целовальниковой, Нижний Тагил

«Давно это было»

Стерлись из истории имена людей и мест, сохранились сказки, легенды об их жизни и обрядах. Женщин берегли, уважали, ценили всегда. И в то же время в бою одной из главных добыч были опять-таки женщины. Жить в мире хотели всегда, дружить и породниться с другими родами, кланами.

И был для мирного решения вопроса обычай.

Когда-то юноша-охотник, желая взять в жены девушку, должен был пройти ряд испытаний приготовленных родственниками девушки, а порой и самой невестой. И не всегда это были шуточные и легкие испытания. Жених должен был показать, что может прокормить семью и принести дары новой родне. Финалом же испытания был поцелуй на вершине.

Забылись обряды, но возможно остался в памяти красивый финал.

И в продолжение этому другое сказание:

«Однажды на состязании за одной девушкой бежали двое. Но один юноша был люб девушке, другой же был зол и коварен. И где-то в пути убил он ее любимого. И уже почти у вершины горы догнал он девушку, и должна была она по закону стать женой. Увидев запачканного кровью, вскричала девушка: «Спрячь меня мать-гора, не отдай убийце любимого моего». Открылся грот, забежала девушка, и закрыла гора ее от людей».

Правда или нет, но мы нашли место, похожее на пещеру с рухнувшим сводом. На восточном склоне есть место, где вода не стекает ручейком, а вытекает порциями из разных углублений. Это место мы назвали Стеной слез.

Другая история ближе к нашему времени. А если учесть, что и сама история развивается по спирали, то, возможно, и у этой легенды есть право на жизнь.

Случилось как-то, приехал в Тагил проверяющий, кто это был, история умалчивает. И все вроде хорошо: завод, город, доход в казну. Да только хотелось ему шибко и народ к культуре приохотить да разным игрищам. И пишет он предложение: «Для приучения работных людишек к разного рода культурным занятиям и отвлечения их от кабаков надобно все питейные заведения да из города и удалить верст так за пятнадцать. Дабы не смущали они народ. Закрывать же их не следует, доход казне нужен».

Предложение в силу не вступило, почему не знаю. А вот место то, куда хотели вывезти целовальников (кабачников), так и стали называть Целовальниково.

Есть и еще одна теория, совсем простая.

Издали гору хорошо видно, в лесу же тем, кто не знает, дорогу найти сложно. Пока совсем в нее не упрешься или как говорят, не поцелуешься. Вот отсюда и название.

На горе Целовальниковой

Описание горы Целовальниковой

Сама вершина представляет собой гребень, вытянутый с юга на северо-восток. На склоне много скальных выходов, по которым можно взбираться. У подножия Целовальниковой берут свое начало речки: Руш, Копосиха, Иса и Крутушка с Бортёвой, впадающие в Шайтанку.

Руш – с коми-пермяцкого «руш» - чуть-чуть тепленький. Но в гидротермальных особенностях речки Руш такого не замечено. Вот актуальнее и правдоподобнее выглядит версия: в мансийском, хантыйском, марийском и татарском языках «русь», «руш» - значит русский, причем конечный сь произносится шепеляво, примерно боршш, лешш вместо борщ, лещ. Скорей всего на устье ручья какой-то русский поселенец поставил дом.

Копосиха. Если обратиться к истории, то в словаре В. В. Даля можно найти слово, встречающееся в пермских говорах, – «копоский», одно из значений которого – «кропотливый». Оно где-то рядом в языковом гнезде со словами «копаться», «копошиться». Известно, что при разрушении Уральских гор вода уносила частицы легкой породы, а тяжелые металлы оставались в пойме рек и речек. Поэтому до сих пор близ каждого русла видны следы старательской деятельности – люди мыли золото практически на всех реках, речках и даже в ручьях.

Бортёвая – Борть. Улей в дупле или выдолбленном чурбане (Толковый словарь Ожегова).

Иса – «Ис» название мансийское (вогульское), в переводе на русский обозначает тень. Возможно, название получила потому, что текла речка в тени леса и сплошного кустарника. Но вогулы вкладывали в это слово более глубокий смысл, толковали его как «светлая тень человека, оставляющего на земле добрый след».

На вершине мы видели революционный лозунг «Власть Советам», датированный 1918 годом. Интересно, какие революционеры собирались здесь?! И эмблема с якорем, похоже, еще раньше была сделана!

Надпись на горе

Есть и еще более интересная надпись на камне с фамилией Пультяев или Польтяев и датой – 1900 год!..

Надпись 1900 года на горе

Как добраться до горы Целовальниковой?

Гора Целовальникова расположена к югу от города Нижнего Тагила (Свердловская область).

Подход к горе возможен с двух сторон: от поселка Старатель до базы, обозначенной на карте «СТФ». Далее по лесной дороге прямо на вершину. От базы это около двух километров. Или от остановки «Сельхозтехника» через совхозные поля 3-4 километра.

Сергей Дорохин

Читайте также:

Гора Целовальникова на карте:

Карта окрестностей Нижнего Тагила, Свердловская область

Поддержать «Ураловед»
Поделиться
Класснуть
Отправить
Вотсапнуть
Переслать

Гостиницы Екатеринбурга

Рекомендации