Дидинский тоннель: чем интересна самая известная "заброшка" Урала

В Свердловской области сохранился заброшенный железнодорожный тоннель длиной более 1 км. Он впечатляет своим внешним видом и внушительной длиной. Построенный более века назад тоннель в наши дни превратился в популярную достопримечательность, посмотреть на которую едут со всего Урала и летом и зимой.

Дидинский тоннель

История и особенности Дидинского тоннеля

Этот атмосферный заброшенный тоннель находится на железнодорожном перегоне Ревда – Дружинино. Своё название он получил по расположенному рядом небольшому посёлку Дидино. Тоннель пробили в низкой части начинающегося неподалёку Коноваловского увала, знакомого каждому екатеринбургскому туристу по его высшей точке – горе Шунут-камень.

Дидинскому тоннелю уже больше века! Его открыли в 1918 году. Длина Дидинского тоннеля достигает 1123,7 м, ширина 4,65 м, высота 6,1 м. Тоннель имеет красивые въездные порталы, которые напоминают средневековые крепостные башни с зубцами и бойницами. 

Западный портал Дидинского тоннеля

Своды тоннеля выложены камнем. Местами камни выпали – тоннель находится в аварийном состоянии и ходить по нему небезопасно, хотя это никого не останавливает. Некоторые участки тоннеля в советское время были забетонированы, встречаются и «заплатки» из толстых железных листов. Кое-где можно заметить ещё сохранившиеся изоляторы, к которым крепилась контактная сеть железной дороги.

Облицовка камнем в Дидинском тоннеле

В стенах тоннеля имеется 16 маленьких ниш для укрытия рабочих при прохождении поезда и 3 больших с колодцами для попадания в дренажные и вентиляционные штольни. Внизу проходит ещё один небольшой тоннель для отвода воды, а вверху расположен вентиляционный канал.

При желании ближе к западному порталу можно спуститься в дренажный коллектор и пройти по нему. Он находится ниже уровня тоннеля.

У западного входа в Дидинский тоннель

По воспоминаниям, раньше тоннель закрывали с обеих сторон брезентовыми шторами. Перед приближающимся поездом их открывали. Последний поезд прошёл по Дидинскому тоннелю в декабре 1995 года. Таким образом, тоннель эксплуатировали 77 лет.

Почему закрыли Дидинский тоннель? Это произошло из-за сильной обводнённости, с которой не справлялась даже мощная дренажная система. Работникам приходилось постоянно счищать с путей лёд, а скорость прохождения поездов по тоннелю снижали до скромных 10 км/ч. После закрытия тоннеля поезда пошли по построенному неподалёку наземному обходному пути. Для этого прорезали гору, а также проложили насыпь. Странно, что не сделали так изначально, предпочтя пробивать дорогостоящий тоннель. Видимо, в то время пробить тоннель было выгоднее, чем делать высокую насыпь. 

Дидинский тоннель около восточного портала

После выведения тоннеля из эксплуатации некоторое время он был закрыт решётками, но вскоре их спилили. Постепенно слава о необычном месте широко разлетелась по Уралу. Теперь каждые выходные здесь бывает немало туристов.

Лучшее время для посещения Дидинского тоннеля – это зима, когда вода внутри почти везде замерзает и можно пройти его насквозь. Заходить в тоннель лучше через западный портал. Эта часть на протяжении нескольких сотен метров доступна даже летом, поскольку вода начинается дальше от входа. Зимой вода превращается в лёд, но у восточного портала есть незамерзающий участок. Обычно зимой и его можно аккуратно обойти около стены. При этом всё равно здесь есть риск провалиться и намочить ноги, поэтому важна осторожность. 

Вода в тоннеле около восточного портала

В холодное время года внутри намерзают красивые ледяные образования. Туристы любят фотографироваться у огромных ледяных сосулек. Из минусов – зимой может быть невозможно попасть в дренажную систему и вентиляционную шахту, так как входы в них постепенно затягиваются льдом. 

В Дидинском тоннеле

Летом пройти тоннель насквозь можно лишь в высоких сапогах (или ограничиться привходовой частью и незатопленным участком у западного портала). Большая обводнённость восточной части тоннеля связана с обвалами в дренажной системе, из-за чего вода не уходит. Высота воды может доходить до колена.

Внутри тоннеля всегда холоднее, чем снаружи. Часто дует ветер. Так что когда собираетесь в тоннель, одевайтесь потеплее. Лёд местами сохраняется всё лето, сверху капает вода. 

Владельцы внедорожников и квадроциклов любят иногда проезжают тоннель насквозь, создавая опасность и неудобства для находящихся внутри пеших туристов. Лучше бы и они ходили по тоннелю пешком, чтобы оценить царящую в нём необычную атмосферу.

Надпись "И это пройдёт" в Дидинском тоннеле

Сооружение имеет небольшой изгиб, поэтому увидеть свет в конце тоннеля можно не сразу и не везде. Тоннель пробивали сразу с двух сторон, идя навстречу друг другу. По недавно придуманной кем-то легенде, тоннель получился искривлённым из-за ошибки проектировщика. После этого ответственный за строительство тоннеля инженер якобы покончил жизнь самоубийством (стоит ли говорить, что это не соответствует действительности). Есть и ещё одно предание для доверчивых туристов: о будто бы спрятанном в тоннеле золоте Колчака. 

Восточный вход в Дидинский тоннель

В 2022 году команда уличных художников ПСЛЧ украсила тоннель тремя надписями с изречениями из философской притчи о кольце царя Соломона: «Всё проходит», «И это пройдёт», «Ничего не проходит». Благодаря арт-объектам, это место обрело дополнительные смыслы и здесь есть над чем поразмышлять. 

Арт-объект на Дидинском тоннеле

Восточный портал Дидинского тоннеля с надписью "Ничего не проходит"

Что посмотреть в окрестностях Дидинского тоннеля

При посещении Дидинского тоннеля на общественном транспорте проблема в больших интервалах между электричками. Между ними 6 часов, а на неспешный осмотр тоннеля хватает 1 часа. После знакомства с тоннелем, стоит подняться и на возвышенность над ним. Тоннель был стратегическим объектом, который тщательно охраняли. Некоторое время этим занималась располагавшаяся тут воинская часть. Над тоннелем можно разыскать сохранившиеся пулемётные доты. Найти их бывает непросто, потому что местность зарастает, а зимой тропинки к ним могут быть не всегда. Позже за тоннелем присматривал пост охраны стрелковой команды ВОХР.

Координаты одного из дотов: 56.818452°, 59.704992°, другой дот: 56.819123°, 59.705655°.

Следы бывшей военной части

Но особенно на поверхности над тоннелем впечатляет вентиляционная шахта. Дна не видно, а брошенный вниз предмет летит долго. Ходить тут нужно осторожно. Глубина шахты достигает внушительных 46 м. Если зимой смахнуть в шахту снег, то из-за восходящего потока воздуха снежинки летят вверх. Координаты шахты: 56.818367°, 59.705833°.

Вентиляционная шахта

При желании можно дойти и до горы Белой. От тоннеля до её вершины 4 км. Гора Белая примечательна с символической точки зрения, как высшая точка в этих окрестностях. Её высота 562,5 м, тем самым она даже выше Волчихи (у той высота 526 м). Гора Белая расположена на Коноваловском увале и является высшей точкой Первоуральского района. Однако лес на вершине препятствует обзору, а скал или ещё чего-то примечательного здесь нет. Название горе дали от того, что за счёт своей высоты по сравнению с окружающей местностью на ней раньше выпадает и позднее тает снег.

Чтобы попасть на вершину горы Белой, нужно двигаться по дороге, которая соединяет Пермский тракт и Дидинский тоннель, затем свернуть на просеку. Ориентир – столбы с табличками «Водоохранная зона». Здесь же на дереве видна табличка с информацией о вершине. Координаты: 56.843114°, 59.713525°. Через 400 м нужно повернуть налево – на гору (56.842727°, 59.719810°). До вершины остаётся ещё 200-300 м. Здесь расположена небольшая полянка. Координаты вершины горы Белой: 56.844835°, 59.720202°.

Гора Белая

Также можно прогуляться в другую сторону от платформы «Дидинский тоннель». В 3 км к югу от неё расположен старинный Ильмовский рудник (56.793765°, 59.681511°).

Раньше неподалёку от действующей железной дороги стояла высокая вышка (метров 30 в высоту). С неё открывался вид на десятки километров вокруг, но несколько лет назад вышку демонтировали. 

Если останется время, то можно прогуляться до остановочного пункта «Дидино» и сесть на электричку там. В посёлке Дидино сохранилась водонапорная башня, которая стоит около теперь уже разобранного участка железной дороги. Здесь выходит на поверхность родник, которым пользуются местные жители.

Водонапорная башня в Дидино

Немного о железной дороге

Здесь проходит линия Московско-Казанской дороги (Казань — Екатеринбург). В прошлом её называли Казань-Екатеринбургской железной дорогой (или сокращённо Казанбургской). Проектные работы провели в 1910 году. Из-за начавшейся вскоре первой мировой войны строительство затянулось, а потом вспыхнула революция 1917 года, Гражданская война. Последний участок дороги долгое время оставался недостроенным. Когда в 1918 году движение по Казанбургской дороге открыли, то сначала поезда ходили до станции Дружинино, откуда по Западно-Уральской дороге попадали на станцию Кузино и по Пермской железной дороге следовали в Екатеринбург. Когда эту железную дорогу достроили, она существенно сократила путь с Урала до Москвы.

Кстати, из-за сложного рельефа на Казань-Екатеринбургской железной дороге помимо тоннеля построили несколько красивых мостов-виадуков, в частности в Красноуфимском районе Свердловской области и в Октябрьском районе Пермского края. Есть виадук и неподалёку от тоннеля – на окраине посёлка Дружинино. 

Западный портал тоннеля

Видео из поездки ураловедов в Дидинский тоннель

Как добраться до Дидинского тоннеля?

Дидинский тоннель расположен в Свердловской области, в 65 км от Екатеринбурга. 

Координаты Дидинского тоннеля, западный портал: 56.818633°, 59.696867°. Восточный портал: 56.817960°, 59.715361°.

Проще всего сюда доехать на общественном транспорте, а именно на электропоезде Екатеринбург – Дружинино. Тоннель находится около остановочного пункта «Дидинский тоннель» (бывший «1590 км»). От остановки нужно спуститься под горку, пройти через небольшой дачный посёлок, дойти до бывшей насыпи железной дороги и повернуть направо. Вскоре дорожка приведёт ко входному порталу, до которого от места остановки электрички всего несколько сотен метров. Время в пути на электричке – в среднем 1 час 40 мин.

Можно доехать до Дидинского тоннеля и на машине. Нужно ехать по трассе Екатеринбург – Пермь. После Хомутовки (через 6 км) в гору будет уходить грунтовая дорога. Координаты начала дороги:  56.857636°, 59.714510°. Дорога плохая. После дождей и в межсезонье по ней лучше не ездить. От Московского тракта до тоннеля около 6 км. 

Можно проехать и по дороге Ревда – деревня Гусевка – коллективные сады «Криогеник» – площадка «1590 км». Её состояние получше. Сориентироваться поможет размещённая ниже карта.

Учитывайте, что в тоннеле всегда холоднее, чем на поверхности. Обязательно понадобится хороший фонарик, желательны сапоги. Желаю вам интересных путешествий по Уралу!

Павел Распопов

Источники:
Дидинский тоннель – Рудники Урала
Каптиков А.Ю. Чижева С.В. Архитектура зданий и сооружений железных дорог Урала // Академический вестник УралНИИпроект. 2016. №3.
Майданик Борис. Старый тоннель в Дидино

Читайте также: 

Дидинский тоннель на карте

Поддержать «Ураловед»
Поделиться
Класснуть
Отправить
Вотсапнуть
Переслать

Гостиницы Екатеринбурга

Рекомендации