«Соляная машина» Ивана Кулибина

Кулибин

Иван Петрович Кулибин

В  XVIII веке на крупных солеваренных промыслах Прикамья на смену ручным насосам пришли конные.

В журнале или дневных записках путешествия по разным провинциям Российского государства о пермских солеваренных промыслах  русский путешественник капитан Н.П. Рычков в 1770 году писал, что «достают рассол способом машин, сделанных наподобие насосов, действующих двумя запряженными лошадьми».

К насосу присоединяли горизонтальное колесо. Лошади ходили по кругу и поворачивали это колесо. Оно, поворачиваясь, приводило в действие насос, качавший из скважины соляной рассол.

По описи проведенной городской думой в 1799 году с целью учета имущества солепромышленников в Соликамске находились три коноводных машины. Они устраивались возле клеток (башен) и состояли из деревянного шатра, в котором для зимнего «времени иногда устрояли печь».

Это был шаг вперед на пути улучшения производства соли.

Коноводная машина

Коноводная машина
Из альбома «О каменной соли, в Усольских, Владенческий соляных промыслах открытой» 1831 год.

В начале XIX столетия выдающийся русский механик-самоучка Иван Петрович Кулибин, который к тому времени проживал в родном Нижнем Новгороде, заинтересовался соляным делом и создал оригинальную по конструкции «соляную машину» для солеваренных заводов Строгановых.

Кулибин предложил присоединить к насосу вместо небольшого горизонтального колеса большое вертикальное колесо диаметром до 4,2 сажен, насаженного на горизонтальный вал.  Оно также поворачивалось лошадьми, но по поверхности колеса для более разумного использования конной тяги «ходить будут лошади подобно как с возами ходят по земле прямо, а не так, как на заводах ходят наперекось».

По особым подмосткам ло­шадь взводилась на вершину колеса. Там она впрягалась в хомут, крепко привязанный к неподвижным стойкам короткими постром­ками. Сделав несколько шагов, лошадь оказывалась на открытой части обода колеса и натягивала постромки, упираясь копытами в обод колеса. Но поскольку хомут был привязан к неподвижным стойкам, то под копытами лошади начинало двигаться колесо, и лошадь переступала по ободу, как по обычной дороге, когда везла воз.

Наверху на колесе была устроена западня, чтобы лошадь в случае обрыва повода не могла бы ни попятиться назад, ни побежать вперёд, ни вообще свалиться с колеса.

В архиве Академии Наук хранятся два документа, относящихся к 1810-1811 годам: чертеж насоса для подъема рассола (внешний вид и разрез) с надписью на обороте рукой Кулибина – «Чертеж соляной трубы» и вертикального колеса машины для подъема рассола без масштаба.

Чертеж колеса без масштаба, выполненный И.П. Кулибиным

Чертеж колеса без масштаба, выполненный И.П. Кулибиным

В фондах Соликамского краеведческого музея в материалах за 1842 год сохранился эскизный проект подобной конструкции, без каких либо поясняющих надписей.

Эскиз из фондов Соликамского краеведческого музея

Эскиз из фондов Соликамского краеведческого музея

Однако свидетельств о реализации на пермских промыслах данной машины нет.  В.Н. Шишонко в «Пермской летописи» упоминает, что в Дедюхине на солеваренном промысле «в монастырское управление лошади ходили по колесу», но не указывает источник.

Это изобретение, как и многие другие, не получило дальнейшего рас­пространения и не принесло Кулибину новых заказов.  По-видимому, солепромышленники не стремились к введению нового оборудования,  если оно стоило дороже уже используемого. А вскоре на смену коноводным машинам пришли паровые двигатели.

Тем не менее, важен сам факт, что выдающийся русский механик-изобретатель Кулибин участвовал и в технической реконструкции одной из важнейшей отрасли промышленности тогдашней России — соляного промысла.

© Михаил Богданов
UraloVed.ru

Смотрите также: 

Урочище Рассолы, или как в далеком прошлом на Урале соль получали

Поддержать «Ураловед»
Поделиться
Класснуть
Отправить
Вотсапнуть
Переслать

Гостиницы Екатеринбурга

Рекомендации