Путь на северо-восток (Гаринский район Свердловской области)

Мало кто по своей воле соберется в эти края, разве что охотник, рыбак, да служивые люди по командировочной нужде. Места таежно-болотистые, откуда начинаются многие реки, поэтому с дорогами, или, как сейчас говорят, с инфраструктурой, небогато. Железная дорога подступает с запада и с юга, но и она не близка. Короче, в полном смысле край малодоступный и малопосещаемый, поэтому и известно о нем немного. Речь о Гаринском районе Свердловской области. Районе, в котором, по данным еще 1987 г., на 16774 кв. км было 58 населенных пунктов, а сейчас площадь больше не стала, и количество населенных пунктов, можно быть уверенным, стало поменьше. А ведь когда-то сюда летали самолеты-кукурузники, и, как увидим, остатки аэропортов еще имеются, аэродромы угадываются.

Поселок Гари, Свердловская область

Но по порядку.  Район, как и многие малопригодные для жизни территории, был облюбован Советской властью якобы для  исправления заблудших, короче говоря, ЗКов.

Насколько это было оправданно, не о том речь, но многое объясняет. Становится понятно отсутствие развитой инфраструктуры и логистики вообще, сколь-нибудь крупных населенных пунктов, каких-либо предприятий кроме мелких лесозаготовительных, зачастую приуроченных к тем самым зонам отсидки. Район, если верить картам, покрыт сетью узкоколеек, в большинстве случаев лагерных, многие из которых закрыты и/или демонтированы. Но, тем не менее, существуют отдельные деревушки, постепенно умирающие вместе с населяющими их немногочисленными душами, бросить их государство не имеет права, хотя и бросает, как говорят, явочным порядком, отдав на откуп рынку их снабжение, транспорт и многие социальные обязанности. Но к счастью имеется в стране структура, которая взяла на себя исполнение многих государственных обязанностей – Почта России. Основной заботой является доставка почты, но к этому добавляется, как будет видно, и многое другое.

Данная публикация подготовлена на основе отчетов о командировках пиарщиков Екатеринбургского филиала Почты России в 2012 г. Они цитируются с минимальными исправлениями, а кое-где мало отличаются от первоисточников.  Специфика территории продиктовала использованием подходящего ко времени года транспорта – зимой автомобильного по т.н. зимникам, весной в отсутствие дорог воздушного, а летом водного.

Между Сосьвой и Гарями

Между Сосьвой и Гарями

Зимняя поездка в Пуксинку

Итак, первое знакомство с севером области началось с Серова. В нем екатеринбуржцам предстояло переночевать перед долгой дорогой до Гарей и поселка Пуксинка, Гаринского района. Ожидались две ледовых переправы и многокилометровый автозимник. Выезд был ранним, так как предстояло преодолеть 108 километров по не совсем понятным дорогам до рабочего поселка Сосьва, далее еще километров 50 до поселка Гари, а дальше по автозимнику 62 километра до деревни Пуксинка – конца маршрута.

Из Серова в Сосьву

Из Серова в Сосьву

Погода на протяжении всей поездки стояла полярная – было ясно и морозно. Утром в Серове было минус 28. Деликатная служебная иномарка, не привыкшая к такому морозу, завелась только с третьего раза. Больше в тот день ее не глушили – просто боялись, что не заведется. Дорога от Серова до Сосьвы представляла собой хорошо накатанную снеговую подушку. Что она собою представляет весной и летом – чуть позже.                   Полярный рассвет встречает в пути – зрелище поистине великолепное: с одной стороны ярко-розовый горизонт, из-за которого вот-вот появится холодный солнечный диск, с другой темно-синее небо и красноватая луна, которая все никак не спрячется за еловые верхушки, а посередине робко пробегающие зеленоватые нити полярного сияния. Мороз при этом все крепчает и крепчает. Решетку радиатора у машины пришлось заклеивать скотчем – мотор «задыхался» от морозного воздуха.

В Сосьву приехали, когда уже полностью рассвело. Температура «за бортом» опустилась уже до минус 35. Было ясно. При въезде в рабочий поселок по правую сторону от дороги стоит зона - десяток бараков, обнесенных двумя заборами с мотками колючей проволоки, да четыре сторожевых вышки по периметру. Сосьва состоит сплошь из домов частного сектора. Самые большие здания, из тех, что попались взору, местное отделение МВД и школа. Интересный факт – Сосьва является самым близким по месторасположению поселком от географического центра Свердловской области. Так что вроде и север, а по факту – центр.

Местные жители

Местные жители

Следующим пунктом был поселок Гари. При выезде из Сосьвы начинается живописный еловый лес. Деревья стоят стеной и справа и слева. На ветках – по метровому слою снега.

На пути к Гарям нам предстояла первая ледовая переправа: через – 30 километров нас ждала река Сосьва. Ширина на месте переправы составляет около 50 метров. Рядом с переправой ведется строительство моста. Если верить аншлагам возле стройки – понтонного, временного. Но, судя по тому, сколько строят уже этот мост, то и его временность будет определяться десятилетиями. На реке стоят вмерзшие в лед понтон и буксир – ждут лета. Им предстоит еще тягать машины и людей с одного берега на другой.

На переправе через реку Сосьву

На переправе через реку Сосьву

По ледовой переправе, которая представляет собой отсыпанную щебнем по льду узкую полосу дороги, огороженную деревянными столбиками, перебираемся на другой берег. Температура заметно повысилась – машина перестала «кашлять», да и добежать с фотоаппаратом до места съемки и обратно в машину получалось уже без шапки.

Дорога до Гарей от переправы все больше повторяет изгибы реки, которая течет по левую сторону. Петляя, добираемся до поселка. Он стоит как-то особо величественно – на возвышении, окруженный белоснежными полями, спящей под снежным «одеялом» рекой Сосьвой и холмами с темным сосновым лесом. В Гарях температура воздуха уже начинает радовать – всего минус 15. По пути удается заглянуть в местный магазин. Ассортимент небольшой, но есть практически все, что нужно на тот момент. Но рано расслабляться. Нас ждет Пуксинка.

До Пуксинки мы добираемся по узкому автозимнику. Местные жители предупредили, что могут встретиться лесовозы, с которыми разъехаться на этой дороге – большая проблема. Но, к счастью, в тот день ни один лесовоз не появился. Через 30 километров от Гарей попадаем в населенный пункт Линты. Сюда летом съезжаются рыбаки. В поселке стоит много деревянных домов, которые можно арендовать на лето и жить. При выезде из поселка взгляду открывается вид на реку Тавда. Она, конечно, намного уже Волги и Камы, но такая река, таких размеров у нас на Урале – это впечатляет.

Река Тавда в Линтах

Река Тавда в Линтах

Далее дорога опять идет через лес. Местами он напоминает парк, местами непролазный бурелом. На всем пути следования вдоль дороги стоят обледеневшие, покрытые колким хрустальным инеем кусты, запорошенные стройные ели, деревья с комочками снега на ветках. Зрелище потрясает своей красотой.

Автозимник из Пуксинки в Гари

Автозимник из Пуксинки в Гари

Где-то посередине пути встречается еще одна деревня – Зыкова. В ней расположено от силы домов 10, где постоянно проживают люди. Большая часть – так же как и в Линтах – приезжие на лето рыбаки. Но летом добраться до Зыковой можно либо по воде, либо на хорошем внедорожнике.

Через 60 километров автозимник приводит нас на крутой берег Тавды. Под берегом – вторая ледовая переправа. Прямо напротив нас поселок Пуксинка, чуть правее, вниз по течению, развалины зоны. Понемногу спускаемся на переправу – спуск очень крутой. По ощущениям градусов 70. Длина переправы составляет уже более 200 метров. Здесь нет парома, подобно тому, что на Сосьве. В весеннее, летнее и осеннее время до Пуксинки ходит только катер. Раньше можно было добраться вертолетом из Сосьвы и Гарей, но действует ли доставка в 2012 неизвестно. В поселке проживает около тысячи человек. Практически все они обслуживают местную исправительную колонию. В поселке есть несколько магазинов и почтовое отделение.

На переправе через Тавду

На переправе через Тавду

Итого наше время в пути от Серова до Пуксинки составило почти 8 часов. Нам еще предстояла обратная дорога с невероятно красивым северным закатом, который мы встречали на подъездах к Сосьве, и полярным сиянием, которое уже наблюдали ночью в Серове.

На Пелым вертолетом

Весной во многие населенные пункты Гаринского района добраться можно только по воздуху. Вертолетом в деревни доставляют продукты питания, почту, пенсии, товары первой необходимости. Пассажирские перевозки в том направлении удовольствие дорогое – билет из Сосьвы до Пуксинки стоит почти 400 рублей. Для многих это сумма ощутимая.

Вылет предстоял в 9 утра с аэродрома рабочего поселка Сосьва. Ночь пришлось снова провести в Серове. Погода в начале мая стояла неопределенная – из Екатеринбурга мы уезжали с температурой около плюс пятнадцати и ясным небом. Вечерний Серов же встретил нас хмурым небом с моросящим дождем и температурой от силы плюс четыре. Подъем и выезд из Серова был ранним. Дождь утихать не хотел – в воздухе висела противная водяная морось, облака шли низко. Без проблем выбрались на дорогу, ведущую в Сосьву. Кстати, в Серове она идет по берегу реки Каквы. Зимой в потемках ее невозможно заметить, а тут она предстала перед нами в разливе – желтая вода тащила небольшие льдинки, мусор, бурлила и завивалась водоворотами. По другую сторону от реки стоял Серовский металлургический завод, выдыхающий в атмосферу дым всех оттенков красного и оранжевого. Зрелище апокалиптичное, если честно. Тагильские заводы на его фоне кажутся просто легкими акварельными красителями воздуха.

Итак, мы выбираемся на дорогу до Сосьвы. Впереди у нас 108 километров. Перед поездкой на работе усердно рассказывали страшилки про то, какая там ужасная дорога, какие на ней ямы, про то, что по ней ехать можно не больше 20 км/час. Но судя по асфальту, который все шел и шел, дорога была хорошей. По пути до  Сосьвы мы проехали несколько деревень: Поспелова, Морозкова, Семенова и Маслова. Деревни небольшие – не больше 15-20 домов, но справные. Народ держит скотину – на полях у деревень есть и коровы, и козы, и лошади. Возле деревень небольшие лесозаготовки. После последней деревни – Масловой – асфальт резко обрывается и начинается та самая «страшилка». С горем пополам наша ГАЗель пробирается через ухабы – весна, дорога начала оттаивать и «ходить». Местами она ровная и гладкая, а местами попадаются такие гребни колеи, что кажется мы вот, вот на них сядем. Погода тем временем начинает налаживаться – местами проглядывает солнце, дождь кончился. «Страшилка» длится километров 30-35, но времени она у нас «съела» предостаточно. Заканчивается она перед самой Сосьвой.

При въезде в поселок мы неожиданно останавливаемся – дорогу перекрывают доблестные служители ГУФСИНа. Из местной колонии, как потом выяснилось – строгого режима, на работу ведут заключенных. Около полусотни человек в одинаковых темно-серых робах идут по коридору из колючей проволоки и неотрывно смотрят на нашу машину и нас. Зрелище не для слабонервных. Весь переход длится минуты 3, но по ощущениям – вечность. Впервые удалось столкнуться с таким. И больше как-то желания попасть на такое нет.

Заключенные идут на работу

Через поселок выезжаем к небольшому одноэтажному зданию аэропорта. На взлетной площадке уже готовят к полету наш вертолет. В маршруте у нас 3 населенных пункта – Гари, где вертолет загрузят товаром и почтой, деревни Круторечка и Шантальская. Появляется командир нашего воздушного судна. Разговариваем. Жалуется, что с января у них забрали диспетчерскую связь с аэродромом в Сосьве. Из Сосьвы они докладывают о взлете и посадке в Серов, а дальше связи никакой. Если мы аварийно сядем в тайге, то искать нас будут долго и нудно.

Аэродром Сосьва

Аэродром "Сосьва"

Взлетели мы легко. Полет все время проходил на высоте не более 3-5 километров. Первое, что удалось разглядеть с вертолета – снежные вершины вдалеке в северном направлении. Они были в тучах, но снег четко проглядывал даже через них. По другую сторону вертолета от нас осталась Сосьва. С вертолета она выглядела как небольшой город. Примерно через 15 минут под нами появилась петляющая одноименная река, колония поселения, лесопилка – мы подлетали к Гарям. Аэродром в Гарях расположен на горе примерно в полутора-двух километрах от самого поселка. На аэродроме небольшая взлетно-посадочная полоса и площадка для вертолетов. На удивление и полоса, и площадка находятся в хорошем состоянии.

ВПП на Сосьвинском аэродроме

ВПП на Сосьвинском аэродроме

Загрузка вертолета окончена и мы взлетаем. Первым пунктом для нас станет деревня Круторечка. Лететь до нее примерно 20 минут. За это время нам удалось полюбоваться местной природой – «тигровыми» болотами, извивающимися небольшими речками, лесными озерками, прямыми, как стрелы, автозимниками, которые с приходом весны превратились в глинистые колеи.

Тигровое болото

Тигровое болото

При подлете к деревне хорошо заметны поля, на которых местные жители косят траву для скотины и сажают картошку, небольшое озерцо и речку Пальку. До Круторечки от Гарей через множество небольших деревень ведет грунтовка, но все равно все продукты доставляются с весны до осени вертолетом. Деревня небольшая – около 10-15 домов. Местные жители занимаются в основном скотоводством и земледелием. Из всех существующих объектов инфраструктуры – только почта и фельдшерский пункт. В деревне проживает около 50 человек. Аэродром в деревне представляет собой поле, на котором лежат несколько металлических листов – сюда садится вертолет. Пока идет разгрузка, хожу с фотоаппаратом между деревенских огородов. На шум вертолета из сарая выходит свинья с потомством. Но попытки их сфотографировать тщетны. То ли испугались, то ли почуяли, что человек чужой. Тем временем к вертолету выходят местные жители. Большая часть населения – женщины в возрасте от 40 лет. Они задорно распевают частушки перед видеокамерой и охотно общаются с приехавшим к ним телевидением. Спрашивают, когда их покажут по телевизору, но узнав, что эфир будет поздно вечером – расстраиваются. В деревне электричество подается только на три часа – берегут старенький генератор.

Поселок Круторечка

Поселок Круторечка

Дальше наш воздушный путь лежит в сторону деревни Шантальская.  Гаринцы называют ее Шантали. Откуда в этих местах взялось такое красивое название с явными французскими корнями, выяснить не удалось. Дорога до Шантальской оказывается самым живописным участком нашего воздушного пути – под нами появляются реки. Несколько раз мы пролетаем над Тавдой и Пелымом. Реки постоянно причудливо изгибаются, вокруг большое количество стариц необычных форм.

Река Пелым

Река Пелым

По пути попадаются несколько деревень, состоящих из 5-6 домов. Позже пытались по картам определить их названия, но безуспешно.

Но апофеозом нашего полета стало озеро Пелымский Туман. Мы пролетали от него километрах в 7-9, но ясная погода позволила его разглядеть. Огромное, с вертолета больше напоминавшее море, нежно-голубого цвета, окруженное болотами сказочно красивое озеро. Мы летели вдоль него почти 10 минут, пролетев всю его длину, которая составляет около 20 километров. Кстати, Пелымский туман является самым большим озером Свердловской области. И, с одной стороны, это хорошо, что добраться до него трудно – оно дольше сохранится неизгаженным.

Верховья Пелымского тумана

Верховья Пелымского тумана

Деревня Шантальская стоит почти в самых верховьях озера на реке Пелым. Около деревни есть небольшое озеро, образовавшееся из старицы. С рекой оно соединяется узким каналом. Местные жители ловят в этом озерке-старице рыбу. Так же, как и в Круторечке, вертолет выходят встречать всей деревней. В Шантальской проживает всего 16 человек. Большая часть населения – мужчины. Как только выхожу из вертолета, на меня нападают местные «женихи» с предложениями остаться: «Вечером будет баня! Пойдем всей деревней! А воздух тут какой! А рыбы….» О том, сколько рыбы мы скоро оценили – в вертолет грузят с десяток больших мешков с недавно выловленной рыбой. Часть рыбёх (хороших таких лещей, сантиметров по 30) еще резво молотит хвостами. Последней в вертолет занесли щуку – без преувеличения, длиной полтора метра. Я таких видела только на фотографиях в журналах для рыбаков. Погрузка-выгрузка окончена, и мы снова взлетаем.

Шантальская

Шантальская

Шантальская

Шантальская

Всю обратную дорогу мы наблюдали причудливые речные изгибы Тавды и небольших речек Вагиль и Большая Киня. Кроме того, нам попалось несколько крупных озер. По карте мне удалось их вычислить – это озеро Кинское (рядом небольшая деревня Киня), озера Верхнее и Нижнее (полностью окружены болотами), озера Синтур и Болышево.  Постепенно под нами снова появилось русло Тавды с деревнями по берегам. Вот появилась дорога, которой мы зимой добирались до Линтов, а вот и снова Гари. Совсем немного и мы вернемся в Сосьву.

Поселок Гари

Поселок Гари с воздуха

На подлете к Сосьве попадаем в дождь. Облака окружают вертолет. Под лопастями винта видно как «разрезаются» тучи. На посадку идем уже под дождем. Только во время посадки замечаю, что на Сосьвинском аэродроме тоже есть взлетно-посадочная полоса. Но она настолько сильно заросла травой, что практически незаметна, если не присматриваться. Почему-то в этот момент вспомнилась посадка самолета в Ижме. Та полоса, за которой ухаживал и которую поддерживал один человек, выглядела лучше. Надеюсь, что эта полоса, не смотря на свое состояние, когда-нибудь тоже пригодится.

Поселок Сосьва

Поселок Сосьва

На момент посадки до Сосьвы добрались тучи из Серова. Уезжали мы под дождем. Перед выездом заскочили на местный рынок. Здесь нам попался «ларек из 90-х» с надписью «Горячее питание». Если будете в Сосьве – обязательно закупитесь в нем пирожками с капустой и хачапури. Не пожалеете!

На катере по Лозьве

На этот раз мы ехали в пресс-тур летом по рекам на катере.

Погода в этой поездке улыбаться никак не хотела – из Екатеринбурга выезжали под проливным дождем. Потом этот дождь будет преследовать нас всю дорогу до самого Серова.

Миновав Серов и его «хвосты» цветного дыма, выходим на знакомую дорогу до Сосьвы и Гарей. Местами начинает приветливо проглядывать солнце, от чего поля, поросшие сурепкой и лютиком стали ярко-желтыми. Вновь те же деревни, пастбища у деревень. Лето и зима, пожалуй, самые живописные времена года в этих местах – весной не достает той красоты и очарования. Снова дорога-«страшилка», которая по окончании весны обрела более-менее понятный рельеф. Машин на ней становится уже больше, машины разные – и низенькие иномарки, лениво огибающие ухабы, и громоздкие джипы, несущиеся, не сбавляя скорость перед ямами, отечественные машинки, которые нисколько не уступают джипам. В середине пути попадаются и набитый пассажирами ПАЗик из Сосьвы в Серов, и белоснежный микроавтобус «Форд», везущий людей из Сосьвы в Екатеринбург. Складывается ощущение, что движение на дороге после зимы действительно оттаяло.

В Сосьве мы снова попадаем под дождь, который уже не кончается до самых Гарей. Под дождем мы добираемся до паромной переправы через реку Сосьву. Строительство моста тут «заметно продвинулось» - появились две опоры в русле реки и небольшие бетонные карманы по берегам. Через реку машины и людей возит небольшой буксир. За собой он тянет платформу-понтон, на которой помещаются 4 легковых машины (или 2 легковушки и одна небольшая грузовая). Стоимость проезда одной машины составляет 50 рублей. Перебраться с берега на берег можно с 6 утра до 22 часов.

Паром

Паром

Очереди на переправе мы ждем минут 20. За это время я успеваю обежать все вокруг с фотоаппаратом, запечатлеть на память, вымокнуть и собрать на обувь по килограмму глины. Глину потом, кстати, еле отмыла. Коврик в машине тоже пришлось отмывать долго и нудно. Но оно все того стоило: река выглядит летом так же сказочно, как и зимой. Хотя, как мне кажется, и в золотую осень тут есть на что полюбоваться.

На пароме

На пароме

В Гарях мы селимся в местную гостиницу «Кедр». Поистине «Рэдиссон Гаринская» и звезды в ней только на коньяке, что потребляют местные постояльцы. Тем, кто никогда не был в пионерском лагере, не жил в бараке и не получал от этого какое-то свое особое удовольствие, советую дальше не читать. Гостиница представляет собой большую бревенчатую избу. В ней примерно 10 номеров по 3-4 человека в комнате, кухня с плитой, посудой, стиральной машинкой, раковиной и единственным краном с холодной водой. Остальные удобства на улице. На удивление в гостинице очень чисто. Никаких обещанных тараканов размером с чернослив не найдено. Шороха мышей и крыс тоже не слышали. В целом переночевать тут пару ночей можно смело. Жаль, что, скорее всего, больше это сделать не удастся – администратор гостиницы пожаловалась, что с августа 2012 их закрывают.

Утро началось с моросящего дождя. На почтовой газели мы ехали в поселок Линты, где предстояло сесть на катер и отправиться в многочасовое плаванье. До Линтов от Гарей 30 километров по глиняной дороге. Под дождем глина раскисла и превратилась в каток. Ехали мы осторожно – одно неверное движение рулем, и машина уйдет в придорожную канаву.

Как и говорили зимой, летом Линты превращаются в поселок рыбаков: здесь множество машин-внедорожников, то тут, то там по берегу Тавды виднеются рогатинки под удочки, пока грузили катер продуктами и почтой, с десяток рыбаков прошло мимо с надувными резиновыми лодками. Дождь не утихает. Холодно и сыро. Грузимся в катер и отчаливаем. С этого момента мы практически «оторваны» от мира: сотовой связи больше нет, ближайший поселок – Шабурово – только через 60 километров. Ну, с отплытием. Надеюсь, на нас не налетит айсберг.

На катере предстоит пройти вверх по Тавде и Лозьве почти 150 километров. И это только в одну сторону. Через 30 километров мы оказываемся на месте слияния рек Сосьвы и Лозьвы. От слияния этих рек берет начало Тавда. Мы входим в Лозьву. Дождь постепенно кончается, а небо начинает светлеть. Уже через полчаса выглядывает жаркое летнее солнышко и в крытом катере становится жарко: открываем все окна и люк в потолке.

Начинается осмотр местных достопримечательностей: берег и береговая зона тут настолько разные, кажется, что река протекает по нескольким климатическим поясам. Сначала на высоких глинисто-песчаных берегах картина типичной сибирской тайги – сосны, реже ели, березы, осины. Потом картина резко меняется, и высокие берега сменяются пологими торфяными. Растительность напоминает мангровый лес. К середине пути снова появляются высокие берега, и, кажется, что русло реки прорубили в степи – вокруг ни деревца.

Через 60 километров на одном из высоких берегов появляется деревня Шабурово. В ней проживает 20-25 человек. Для них в летнее время катер – единственное средство связи с большой землей и одновременно снабжения. Население деревни в основном мужское. Забав тут, кроме самогона и рыбалки, нет. От берега реки в деревню ведет крутая деревянная лесенка. На самом верху стоит здание деревенской администрации – о высоком статусе дома напоминает только изорванный ветром и временем триколор над крыльцом. Рядом с администрацией установлен мемориал павшим в Великой Отечественной войне. Видно, что за ним ухаживают – на стеле свежие венки, в клумбе около плит высажены цветы, сама стела блестит, как будто установлена вчера.

Река Лозьва в Шабурово

Река Лозьва в Шабурово

Наше пребывание в Шабурово омрачил неожиданно налетевший из-за поворота реки ливень. За несколько минут стена воды вспенила реку. Но уже через минут пять выглянуло солнце. А через 15 минут о дожде напоминала только слегка влажная трава.

Поселок Шабурово

Поселок Шабурово

После дождя к катеру стали подтягиваться местные жители. Из разговоров с ними выяснили, что многие сюда вернулись всего несколько лет назад. У кого-то в городе не осталось родных, кто-то возвращался хоронить родителей, да так и оставался тут, кто-то просто бежал из города по личным причинам. И все эти люди теперь живут тут – на берегу живописной реки Лозьвы в этой богом забытой деревушке, куда мало кто из наших властных господ сует нос. Сюда только раз в месяц привозят почту и продукты, да наведываются заезжие рыбаки на моторных лодках.

Река Лозьва в Шабурово

Катер снова выходит в путь. Теперь мы идем в деревню Новый Вагиль. От Шабурово до нее около 30 километров напрямую. А по реке – все 70. По дороге в Новый Вагиль мы прошли еще две деревни – Зимний и Кондратьева. В деревне Зимний жил один человек, он долго не хотел покидать свое насиженное место.  Но в конце лета пришла весть, что он скончался. На карте области стало еще одной брошенной деревней больше.

Деревня Кондратьева осталась по правому борту она расположена в нескольких километрах выше по течению Лозьвы. Местные рассказали, что вблизи деревни есть особенная достопримечательность – лиственница, которой уже больше 600 лет. Увидеть ее из катера, к сожалению, не представилось возможным. Но, если верить рассказам, то обхват ее ствола составляет больше шести метров! Вот тебе и реликтовый лес в таком месте. Стоит заметить, что обитатели местной фауны здесь достаточно активны! Особенно бобры. Во время речного похода нам встретилось их около пяти штук.

В Гаринском районе от городской суеты, кстати, скрывался первый губернатор Свердловской области Эдуард Россель. Здесь, на берегу Лозьвы построена для него дача. С реки она представляет собой несколько домиков. На берегу сделан причал. Неизвестно, приезжает ли он сюда сейчас. Но, как говорят местные, раньше прилетал сюда на вертолете. Очень любит рыбачить и охотиться.

Упавший в 2006 году вертолет

Спустя несчитанное количество поворотов перед нами появляется деревня Ликино. Она расположена чуть ближе Нового Вагиля. Между деревнями налажено паромное сообщение. В двух деревнях в сумме проживает около 60 человек. Как и везде, объектов инфраструктуры ноль – только одно почтовое отделение. А в Ликино когда-то был аэродром. Скорее всего, это такая же посадочная площадка для вертолета, как и в Круторечке.

На подходе к Новому Вагилю нас встречают три ржавых баржи. Неизвестно, как  и кто их вытащил на берег. Скорее всего, они остались в таком положении после наводнения. А потом вода ушла, и смысла пользоваться ими не стало. К тому же река очень сильно мельчает летом.

Баржи в Новом Вагиле

Баржи в Новом Вагиле

На часах 21.30. Солнце заходить еще даже не собирается. Складывается такое ощущение, что оно тут вообще не садится. Слепит как ясным днем. Приближение вечера чувствуется только по увеличивающимся тучам гнуса. Комары здесь мелкие, но кусают очень больно! Катер встречают с пяток семей. Разговариваем. Истории те же, что и в Шабурово: приехали хоронить родителей – остались, сбежали от городской жизни, выходили на пенсию и понимали, что на те крохи, что есть, в городе не протянуть. Народ в основном из Серова. Все продукты, что привезли на катере, здесь увозят в почтовое отделение, откуда и продают впоследствии. В помощь местной почте старенький мотоцикл с коляской, на вид ему уже больше полувека. У нас такие стоят на выставках ретро-автомобилей.

Новый Вагиль, как и многие другие, непростая деревня. По рассказам местных жителей, здесь когда-то была узкоколейка. По ней возили на работы в лес заключенных. Узкоколейка была проложена от Нового Вагиля до станции Туман, через деревню Тыня. В начале 90-х годов прошлого века леспромхоз был закрыт, вывозка леса прекратилась, а лесные поселки расселили. Часть рельсов, возле поселков, вывезена и сдана на металлолом, а вот в лесу их до сих пор можно найти. Еще в Новом Вагиле когда-то располагалась военная часть внутренних войск МВД. Она была расформирована в 1997 году. Полуразрушенные казармы до сих пор стоят в деревне.

Поселок Новый Вагиль

Поселок Новый Вагиль

Разгрузка катера окончена, общение с местными тоже. Катер выдвигается в обратную дорогу. Идти стало намного легче. На часах – 22.00.

К 23.30 солнце начинает понемногу подползать к линии горизонта, наступают легкие сумерки. В сумерках мы проходим Шабурово, мирно дремлющее на высоком берегу. К часу ночи мы уже на развилке рек. Впереди Тавда. Здесь, в месте слияния Сосьвы и Лозьвы немого ловит сотовая связь. Нашему капитану удается связаться с большой землей, чтоб нас забрали на пристани. Впереди еще 2.5 часа пути.

Сумерки в Шабурово

Сумерки в Шабурово

О белых ночах… Хотите посмотреть белые ночи, но ехать до Санкт-Петербурга слишком накладно? Не беда! Приезжайте в начале июня в Гаринский район. Белые ночи здесь ничуть не хуже, чем в Санкт-Петербурге! А местами даже красивее, в чем мы лично убедились, когда из-за очередного поворота на противоположном конце неба вылезла кроваво-красная луна. Зрелище неописуемое: светлое небо и луна. И непонятно, от чего больше света – то ли от нее, то ли от солнечных лучей, проглядывающих из-за линии горизонта.

Белая ночь

Белая ночь

Луна над рекой Тавдой

Луна над рекой Тавдой

К 3 часам ночи катер причаливает к пристани в Линтах. Уже начинает светать. В воздухе пахнет горящим торфом. К гаринской гостинице приехали на встретившей Газели почти к 4 часам утра, когда в деревенских домах уже кричали первые петухи.

Отъезд из Гарей случился в 11 часов дня. День стоял поистине летний – на улице было +25 и о вчерашнем хмуром утре не напоминало уже ничего. Преодолев паромную переправу и Сосьву, взяли курс на Серов.

Остается добавить, что мост через реку Сосьва достроили. Торжественное открытие моста состоялось 20 декабря 2012 года. Теперь одной паромной переправой, а соответственно и ледовой, в нашей области стало меньше. С одной стороны, конечно, грустно, но с другой очень хочется порадоваться за местных жителей. Теперь в любую погоду они не оторваны от большой земли.

© Текст Е. Корепанова и В. Растяпин
Фото Е. Корепанова
UraloVed.ru

Смотрите также: 

Реки Шегультан и Сосьва. Водное путешествие (лоция)

Находки на Сосьве

Северный куст Свердловской области

Гаринский район Свердловской области на карте:

Поддержать «Ураловед»
Поделиться
Класснуть
Отправить
Вотсапнуть
Переслать

Гостиницы Екатеринбурга

Рекомендации