Село Тарасково и его история

Село Тарасково (Свердловская область) все советское время находилось в административном подчинении историческому Невьянску. Оно было центральной усадьбой совхоза «Уральский», ставшего в новые российские времена агрофирмой с таким же названием.

Территория бывшей агрофирмы «Уральская» в эпоху дореволюционного губернского администрирования находилась в трех волостях. Деревни Тарасково и Пальники входили в Верх-Нейвинскую волость, деревня Починок и Ялани – в Билимбаевскую, деревня Воробьи, которой уже нет, - в Верхне-Тагильскую волость.

Если совхоз, а затем агрофирма в последние полвека считалась основным предприятием, которое обеспечивало жителей деревень работой, то до революции экономическая ситуация была иная.

Село Тарасково Свердловской области

Так в сборнике статистических сведений по Екатеринбургскому уезду за 1891 год под редакцией Зверева о деревне Тарасково сказано, что расположена она по берегам реки Нейвы и основана раньше завода Верх-Нейвинского каким-то выходцем Тарасом. По уставной грамоте из общего надела деревне Тарасковой принадлежит 36 десятин 1503 квадратных саженей усадебной земли, 376,5 десятин покосной и 182 «росчистной» земли, то есть земли отданной в обработку под пашню вместе с лесом.

Жители села занимались скотоводством, здесь была огорожена общественная поскотина (выгон) на 4 версты. Лесом пользовались от Верх-Исетского заводоуправления: дровами бесплатно, строевым лесом – за полупопенную плату.

На земельных участках некоторых жителей было золото и железная руда, которые добывались самими хозяевами. Так в списке приисков Пермской губернии значатся и находящиеся вблизи деревни Тарасково. Это прииски, принадлежащие дворянину Валентину Иосифовичу Виртла – Вениаминовский и Валериановский, а также усадьба-прииск жителя деревни Тарасково Лариона Васильевича Щекалева.

Недалеко от деревни Тарасково находились прииски на сенокосных участках, принадлежащих инженеру Всеволоду Сергеевичу Гаряеву (Архангельский прииск) и двум совладельцам – Андрею Ивановичу Лисицину и Андрею Федоровичу Козинову.

Пальниковский прииск находился в деревне Пальниковой, которая имела и другое название – Черношишимская. Ее жители лесом пользовались на тех же условиях. Скотский выпуск огорожен был на 8 верст. Скотоводство затруднялось тем, что волки губили мелкий скот, а медведи – крупный. Дома строили на запасных местах, занимая место без меры. Главным занятием жителей были «кабанные работы» для Верх-Нейвинского и Нейво-Рудянского заводов. Занятие это называлось по-другому куренными работами, или углежжением – заготовкой древесного угля для выплавки чугуна. Из-за невыгодности такой работы, так как приходилось долго жить вне своей деревни, многие стали заниматься старательством. Что интересно, по степени среднего достатка Пальниковская община занимала первое место в Верх-Нейвинской волости.

Деревня Починок была населена беглыми людьми, которые вытеснили с этих мест «каких-то диких людей», скорее всего вогулов. До постройки Билимбаевского и Верх-Нейвинского заводов поселенцы занимались хлебопашеством. Многие потом записались в крепостные к Строганову, так как он переселил сюда много своих крепостных людей из Оханского и Пермского уездов для работы на Билимбаевском заводе. Золота в усадьбах не водилось. Покосы от заводоуправления выделялись бесплатно, в зависимости от исполняемой работы.

Деревни Ялани Верхняя и Нижняя и Мазина расположены были первые на реке Билимбае, последняя при реке Мазиной. Заселены были крепостными  крестьянами, привезенными из других пермских имений Строганова. Работали, как и жители д. Починок, на возке руды с Тарасковского вокзала (так называлась тогда нынешняя станция Таватуй) и Черноисточинского рудника. Пешие да безлошадные работали на близлежащих железных рудниках и приисках, занимались углежжением и уходили заниматься старательством в Верхотурский уезд и Оренбургскую губернию. Немногим удавалось наняться на весенний сплав с чусовских пристаней. После «воли» некоторые переселились в Челябинский уезд.

Деревня Воробьи была расположена у водораздельного хребта Уральских гор на реке Казачий Шишим. Основана жителями Верхне-Тагильского завода для содержания постоялого двора по дороге из этого завода в завод Уткинский. Затем Яковлев поселили здесь крепостных из России. Занимались доставкой угля на Верхне-Тагильский завод и возкой чугуна в Уткинский завод.

Кроме Верх-Нейвинского, Билимбаевского и Верхне-Тагильского  заводов жители этих деревень могли работать и на других местных предприятиях. Это такие как Нижне-Верхнейвинский листоделательный завод, Митюнинский железный рудник (в 12 верстах от Верх-Нейвинского завода на территории современной станции Мурзинка), Тарасовский железный рудник (в Тарасково), Ивановский 1-й и 2-й рудник (на въезде в Тарасково - к 1917 году выработан), Барсучий  рудник (в 1912 году выработан), Александровский хромитовый рудник (недалеко от Тарасково, выработан в 1911 году), а также Кварцевые копи, принадлежащие инженеру Гаряеву, в 17 верстах от Верх-Нейвинского завода.

Работы были и недалеко от Нейво-Рудянского завода чугуно-плавильного завода. Это Надеждинский Серный Кислотный завод в селении Нейво-Рудянка, Белореченский иловый завод добычи золота в 4 верстах от Рудянки (химическим способом с использованием цианистого калия), Шигирский золото-содержащий прииск по добыче золота в 8 верстах от Рудянки, Александровский кварцевый рудник в 6 верстах от Рудянки, лесопильный завод крестьянина Нейво-Рудянской волости П. М. Русинова в  одной версте от Рудянки.

До революции

Первое упоминание о деревне Тарасково я нашел у Никиты Саввича Попова в его «Хозяйственном описании Пермской губернии», изданном в 1804 году в губернском городе Перми. И село упоминается ласково «Тарасочкова». Только до нас это название не дошло.

До революции село Тарасковское (так оно названо в «Списке населенных мест Пермской губернии 1897 года») состояло из 117 дворов. В нем проживало 292 мужчины и 321 женщина. Жители, в основном, бывшие мастеровые посессионных горных заводов. Русские. Православные. В селе имеется церковь, школа. До волостного правления 18 верст, до уездного города - 47.

Храм и монастырь в селе Тарасково

Каменский и Невьянский заводы оспаривают первенство в выплавке первого уральского чугуна в петровское время. Село Тарасково и деревня Федьковка оспаривают первенство в географии деятельности Дмитрия Тумашева - открывателя меди, железа и самоцветных камней на Урале, а также уральского металлурга, плавившего металл за полвека до Никиты Антуфьева.

Из челобитной на имя царя Алексея Михайловича:

«..холоп ваш плавильщик Митька Тумашов просит разрешить ему в Верхотурском уезде (а в то время территория Новоуральска относилась к Верхотурскому уезду) по рекам и горам ездить, сыскать всяких руд беспенно и опыт чинить»

В январе 1666 года просьбу удовлетворили, а уже в 1669 году Дмитрий Тумашов сообщал царю:

«..обыскал железную руду в Верхотурском уезде выше красного поля над Невьею-рекою на пустом месте.. и завод заведен к железному плавлению и нынче у меня, холопа вашего, к тому железному делу кузнецы и работники заняты..»

А занято было от 15 до 20 вольнонаемных. Работали они в рубленной домнице на три горна, выплавляли и выковывали до 900 пудов кричного железа.

Последнее упоминание о тумашевском заводе относится к 1677 году.

Где же находился этот знаменитый завод? Сам Дмитрий о местонахождении завода писал:

«..вверх реки Нейвы-реки, выше Красного поля на пустом месте, от людей верст с 30 и больше..»

В другой своей челобитной он сообщает, что завод находится недалеко от Шигирского и Шайтанского озер.

Иван Кривощеков в своем «Словаре Верхотурского уезда» указывает расположение завода южнее деревни Федьковки.

Наркиз Чупин располагает завод между истоком Шайтанского озера и деревней Федьковкой.

И, наконец, археолог А. И. Рассадович, проводившая в 1971 году раскопки в верховьях реки Нейвы недалеко от села Тарасково, обнаружила остатки трех металлургических комплексов. По ее мнению это остатки завода Тумашова.

Мы разрешим этот географический спор легко и просто. Мы принимаем каждую из этих версий. Ведь, скорее всего, у Дмитрия Тумашова был не один, а несколько заводов.

Вполне возможно, что эти горы, находящиеся у самого въезда в село Тарасково, явно искусственного происхождения указывают нам место, где раньше находился один из заводов Дмитрия Тумашова.

Нейва

В «Географическом и статистическом словаре Пермской губернии» Н. К Чупина в статье об озерах и реках Верхнейвинской заводской дачи о реке Нейве сказано:

«Река Нейва, начавшись в южной части (заводской дачи ), в двух верстах выше деревни Тарасковой, протекает по даче Верх-Нейвинского завода 45 верст, а затем  уходит на север, в дачу Невьянских заводов. На 10-й версте своего течения она запружена в Верх-Нейвинском заводе, верстой ниже стоит плотина небольшого прудка Нижне-Верхнейвинского завода, еще ниже 4 верстами - плотина Нижне-Рудянского завода».

Всего воды Нейвы приводили в движение механизмы 7 металлургических заводов:

1). Верх-Нейвинского;
2). Нижне-Верх-Нейвинсокго;
3). Нейво-Рудянского;
4). Молебского;
5).Невьянского;
6). Шайтанского;
7). Нейво-Алапаевского

Жители села Тарасково должны гордиться тем, что река, воды которой приняли непосредственное участие в подъеме металлургии Урала XVIII века на мировой уровень, начинается в непосредственной близости от села.

Местные жители называют этот ключ Святым. По преданию старожилов именно отсюда начинается исток реки Нейвы.

Но в Святой ключ впадает вот этот большой ручей, который берет свое начало примерно в 2 км выше села. Скорее всего, именно исток этого ручья следует считать истоком реки Нейвы. По крайней мере, географически это совпадает с мнением Чупина в его «Статистическом и географическом словаре Пермской губернии»:

«Река Нейва берет начало у подножия Бакальской горы, 16 верст от Билимбая, между озером Таватуем и верховьями реки Шишим».

В эпоху неолита, или нового каменного века, которая длилась с 8-го тысячелетия до 3-го тыс. до н.э. по берегам Нейвы и ее притоков жили охотники и рыболовы. Об этом говорят многочисленные поделки из камня, кости и дерева, найденные в этом месте.

Вот эти заросшие лесом ямы не воронки от снарядов. Это шурфы золотоискателей, и, возможно, среди них находится самый первый – шурф старателя Тараса, чье имя носит село Тарасково.

Агрофирма «Уральская»

Во время коллективизации, в начале 30-х годов прошлого века, в селе Тарасково был организован колхоз имени Василия Ивановича Чапаева.

На фронт из села Тарасково ушло около 200 человек, вернулись только 75. Фамилии 65 официально погибших и пропавших без вести занесены на эту мемориальную колонну. Судьба остальных так и осталась неизвестной.

Когда уже работал УЭХК, в 1950 году, колхоз имени Чапаева со своими землями был передан в состав подсобного хозяйства УЭХК, которое в 1957 году было преобразовано в совхоз «Уральский» ОРСа п/я УЭХК. Центр совхоза остался в селе Тарасково, при этом в его состав вошли: укрупненный колхоз имени Сталина (д. Починок и д. Ялани), колхоз «Коллективный труд» (д. Пальники),  колхоз «Красный Яр» (д. Воробьи).

Являясь подсобным хозяйством УЭХК совхоз экономически относился к Новоуральску, тогда Свердловску-44, а в партийно-административном плане все населенные пункты совхоза в разное время подчинялись разным районам.

Так, до 1957 года деревни Починок, Пальники, Воробьи и Ялани относились к Билимбаевскому району.

С 1957 по 1963 эти деревни уже относились к Первоуральску, а с 1963 по 1965 - к Свердловску. При этом в хозяйственном отношении эти населенные пункты оставались в совхозе «Уральский». Таковы были причуды советского администрирования.

Агрофирма Уральская в Тарасково

С 1965 года вся территория совхоза «Уральский» со всеми населенными пунктами переходит в ведомство Невьянского района. Совхоз по-прежнему оставался подсобным хозяйством УЭХК.

Только в 1994 году разумная логика администрирования восторжествовала - территория совхоза вместе со всеми населенными пунктами перешла в административно-территориальное управление города Новоуральска.

С этого времени на свет появилась агрофирма «Уральская»

Церковь в селе Тарасково

По выходным дням большие и маленькие автобусы, отечественные легковушки и  иномарки приезжают в село Тарасково, чтобы посетить Свято-Троицкий мужской монастырь. Со всех концов России приезжают сюда паломники чтобы причаститься к афонской чудотворной иконе «Всецарица» и святым источникам, которые дают начало исторической горнозаводской реке Нейве. Посещение села Тарасково стало богоугодным делом для всякого православного христианина.

Паломники в монастыре села Тарасково

Эту церковь из красного кирпича я знаю с детства, когда я слышал о том, что местные коммунисты не смогли разрушить ее, так как после взрыва церковь устояла – только купола разрушились. Разобрать на кирпичи не смогли, так как разборке кладка не поддавалась. Больше ее взрывать не стали. И здание служило советской власти сначала в качестве колхозного зернохранилища, сельского клуба и лыжной базы.

Мало кто из местных жителей в советское время знал, в честь кого была построена эта церковь. А кто знал – тот молчал. В 1994 году ее передали Русской Православной Церкви, и на месте ее появился Свято-Троицкий мужской монастырь.

Храм в Тарасково

Об этом свидетельствует документ, выложенный на официальный портал сайта:

«…Из журнала № 59 заседаний Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 октября 2003 года, который состоялся в Патриаршей резиденции в Чистом переулке. Возглавлял это  заседание Священного Синода Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II:

«СЛУШАЛИ:

1. Прошение Преосвященного архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия о благословении на открытие мужского монастыря во имя Святой Троицы в селе Тарасково близ города Новоуральска Свердловской области и об утверждении настоятеля обители.

ПОСТАНОВИЛИ:

1. Благословить открытие мужского монастыря во имя Святой Троицы в селе Тарасково близ города Новоуральска Свердловской области.

2. Утвердить настоятелем обители иеромонаха Алексия (Малетина)».

Никто из местных жителей не противился этому событию. Монастырь так монастырь. Свято-Троицкий – так Свято-Троицкий. И время постройки определили, правда, не досконально точно, но все же там же на сайте информируют:

«Тарасково. Троицы Живоначальной, монастырь. Дата постройки: Между 1903 и 1906. Архитектор: не известен…Тарасково, Свято-Троицкая церковь. Построена на месте разобранной Свято-Духовской церкви, освящена в 1906 году».

Свято-Духовская, церковь сошествия Святого Духа – вот оно первоначальное название церкви! А почему же ее переименовали? Неужели Святой Дух больше не сходит на наше старинное село? И я стал искать ответ на этот вопрос на бескрайних просторах Интернета.

Верх-Нейвинский приход

Деревня  Тарасково первоначально не имела своего религиозного здания и входила в Верх-Нейвинский приход. Он «был образован в 1834 году. С 1834 до 1874 года в состав прихода кроме деревень Пальниковой, Тарасковой, Мурзинки и Таватуя, входили деревни – Столбянская и Листвяная, а также и Рудянский завод. Но в 1874 году Рудянский завод, деревни Столбянская и Листвяная были причислены к Шуралинской Александро-Невской церкви, после этого отделения состав Верх-Нейвинского прихода остается без изменений до настоящего времени (1902 год – В.В.)

Все прихожане – великорусы. По преданию, в места, находящиеся в пределах Верх-Нейвинской заводской дачи, ссылались императором Петром Первым стрельцы – раскольники. Жители деревни Таватуя считают себя несомненными потомками сосланных стрельцов.

В настоящее время значительную часть населения в приходе составляют раскольники, преимущественно поморцы и вообще беспоповцы. Раскольники живут главным образом в самом заводе и деревнях – Таватуе и Мурзинке. Незначительное число их встречается в деревне Пальниковой. Род занятий большинства прихожан составляет обжигание угля для завода, добывание железной руды и торфа, или же промывка золота старательным способом. Незначительная часть работает в самом заводе. Земледелием совсем не занимаются, отчасти по непривычке к этого рода труду, но главным образом, вследствие непригодности почвы (каменистая0 и неблагоприятных климатических условий, не позволяющих вызревать хлебным произрастаниям. Число всех прихожан ныне простирается до 1515 душ обоего пола. Ныне существующий каменный однопрестольный в честь Святителя и Чудотворца Николая храм в заводе был заложен в 1859 году и закончен постройкою в 1878 году. В прежнее время, до 1834 года, в заводе была лишь часовня, которая на средства заводовладельца (А.И. Яковлева) была перестроена в однопрестольный деревянный храм во имя святителя Николая.

Этот храм существовал в первоначальном виде до 1882 года, в каковом году он и был упразднен, так как за ветхостью и по постройке нового, ныне существующего каменного храма он оказался лишним.

История постройки ныне существующего храма такова. По закладке храма в 1858 году, в период времени с 1858 по 1860 гг. на средства заводоуправления были возведены лишь стены храма до сводов. С уничтожением крепостного права заводовладельцы отказались от дальнейшей постройки храма на свои средства, почему в таком незаконченном виде храм находился до 1872 года.

С 1872 года заводоуправление взялось на свои средства поставлять материал для постройки храма, а  плату рабочим общественным приговором постановлено производить из денежных сумм, часть полученных посредством вычета ¾ копейки из каждого заработанного рубля жителей прихода, и частью из добровольных пожертвований, собранных по книжкам.  На эти средства храм и был окончен в 1870 году и в том же году освящен.

К Верх-Нейвинскому храму был приписан храм в деревне Тарасковой в честь Сошествия Святого Духа, перестроенный в 1870 (по другим данным – 1880 год – В.В.) году из деревянной часовни на средства жителей. В 1898 году от неосторожного обращения с огнем храм этот сгорел. Вместо сгоревшего храма при местной земской школе временно устроена часовня, куда перенесены уцелевшие от пожара иконы и иконостас и где ежегодно отправляются Богослужения в праздник Рождества Христова и на Пасхе – два дня. В деревне Пальниковой есть деревянная часовня во имя святого Пророка Ильи, построенная на средства жителей. В ней ежегодно 20 июля совершается Богослужение и крестный ход из нее на ключ для освящения воды…» Приходы и церкви Екатеринбургского уезда, Издательство Св. Праведного Симеона Верхотурского Чудотворца, 1902 год)

Здесь сказано, что в Тарасково к Верхнейвинсчкой Никольской церкви «приписан храм в деревне Тарасковой в честь Сошествия Святого Духа, перестроенный в 1870 году из деревянной часовни на средства жителей».

Адрес-календарь Пермской епархии на 1877 год перечисляет все  храмы и церкви второго округа Екатеринбургского уезда, в которой часовня в Тарасково не указана:

«418. Верх-Нейвинский завод, церковь Николаевская, прихожан 1581, раскольников – 298.

Единоверческие церкви

493. Верх-Нейвинский завод, церковь Воскресенская (533 прихожанина)».

Получается, что, судя по этому источнику, в Верх-Нейвинской волости на 1876 год (данные были за этот год) было всего две церкви – православная официальная Николаевская и единоверческая старообрядческая Воскресенская.

Екатеринбургская епархия

В 1886 году из 5 зауральских уездов образовалась Екатеринбургская епархия.

«Екатеринбургская епархия состоит из 5 уездов Пермской губернии – Екатеринбургского, Верхотурского, Ирбитского, Камышловского и Шадринского.

Общая цифра православного и старообрядческого населения епархии по отчетным сведениям 1908 года исчисляется в 1 457 204 души обоего пола.

Число старообрядцев и сектантов, живущих в пределах епархии простирается до 49995 душ обоего пола». («Справочная книжка Екатеринбургской епархии на 1909 год» , 1909 год, Екатеринбург)

В «Адрес-календаре Екатеринбургской епархии за 1887 год» к восьмому округу Екатеринбургского уезда относились уже следующие церкви Верх-Нейвинской волости:

«77) Верхнейвинского завода Николаевская, каменная, построена в 1879 году от консистории… при сей церкви приписная Духовская, деревянная, построена в 1880 году деревне Тарасково, в 20 верстах от приходской церкви.

Единоверческие церкви Екатеринбургского уезда:

109) Верхнейвинского завода Николаевская каменная, построена в 1830 году от консистории, при сей церкви приписная Воскресенская, деревянная кладбищенская, освящена в 1848 году».

За десять лет Воскресенская стала приписной к Николаевской, которая была заново отстроена в кирпиче, а год основания у нее остался прежним – 1830 год. Получается небольшая нестыковка дат – Верхнейвинский приход образовался в 1834 году. Значит, до 1834 года Николаевская церковь была просто старообрядческой часовней,  о чем сказано выше.

В Тарасково же была построена приписная к Николаевской церковь во имя Сошествия Святого Духа, которая в 1898 году сгорела. Временная часовня была построена при земской школе. Началось строительство каменной церкви. Подробности  ее строительства скрыло время

Известно, что в 1899 году каменной церкви в селе еще не было. Об этом мы узнаем из следующего документа:

«В Тараскове насчитывается жителей до 600 человек; жители занимаются куренными и рудничными работами при Верх-Нейвинском заводе. В селении имеется школа и предполагается постройка каменной церкви вместо сгоревшей деревянной. (Стр. 156 «Путеводитель по Уралу», 1899 год., Екатеринбург, Издание газеты «Урал», издатель В. В. Чекан, типография ежедневной газеты «Урал».)

.А теперь вернемся к сайту Свято-Троицкого мужского монастыря:

«Тарасково, Свято-Троицкая церковь. Построена на месте разобранной Свято-Духовской церкви, освящена в 1906 году. Возвращена верующим в 1994 году…»

Получается, что только каменную церковь построили, как ее тут же стали разбирать и строить другую. Как то неаккуратно все это выглядит. И почему все-таки церковь переименовали, чем не понравилось название?

Часовня или церковь?

Ответ на эти вопросы находим в следующем официальном источнике - Справочная книжка Екатеринбургской епархии на 1909 год. Екатеринбург, типография А. М. Жукова.

В ней черным по белому на странице 37 напечатано в перечне официальных православных храмов:

«Завод Верх-Нейвинский на реке Нейве, церковь Николаевская с часовнями:

В деревне Пальниковой, что в 22 верстах – Ильинская.

Тарасковой (в 17 верстах) – Свято-Духовская»

Ни о какой Свято-Троицкой церкви в этом списке не пишется, хотя она была (по информации сайта Свято-Троицкого монастыря) освящена в 1906 году – за три года до публикации справочной книжки. И еще получается, что вместо церкви в селе Тарасково была построена часовня.

В деревнях Таватуй и Мурзинка (на берегу Исетского озера), относящиеся к Верх-Нейвинскому приходу, часовен не было.

А вот в соседних деревнях, которые нынче принадлежат Новоуральскому городскому округу часовни были:

«Завод Верхне-Тагильский. Церковь Знаменская  с часовней в  деревне Воробьи (в 20 верстах) – Успенская.

Завод Билимбаевский при реке Билимбаихе и Чусовой – Троицкая с часовнями:

В Битимке (в 4 верстах) - Николаевской,  в Черемше (в 12 верстах) – Михайловской, Починковой (в 14 верстах) – Петропавловской».

Храм в Тарасково

Казус с Ильинской часовней

Казус – это случайное событие, которое не может быть предусмотрено в данном случае.

С Ильинской часовней, которая находится в Пальниках в документе «Справочная книжка Екатеринбургской епархии на 1909 год» как раз произошел такой случай – эта часовня прошла как по официальным православным спискам, так и по старообрядческим единоверческим. Читаем на странице 69:

«Единоверческий округ.

Завод Верх-Нейвинский на реке Нейве, Николаевская с приписной Воскресенской кладбищенской и часовней Ильинской в деревне Пальниковой в 12 верстах».

В этой «ошибке» можем предполагать объяснение переименованию современными монахами старой Свято-Духовской часовни – она была старообрядческой, возможно, как и все часовни нашей округи.  Дело в том, что в это время, в конце XIX начале XX веков, из официального православия переходили в раскол целые приходы.

Об этом мы узнаем из адрес-календаря Пермской губернии на 1894 год:

«По сведениям полицейских властей общее число раскольников в Пермской губернии в 1892 году составило 135084 человек, среди которых 64525 мужчин и 70560 женщин. В отчетном году в губернии возвратилось из раскола в православие 320 человек.

По сведениям канцелярии губернатора в течение 10 последних лет число обращенных к православию в среднем за год составляет 233 человека. В то время как ушедших в раскол составляет 3427 человек ежегодно».

Число раскольников росло и это не могло тревожить официальную церковь, но чтобы скрыть такое положение вещей губернские писари не уступали в своем креативном подходе к подсчету нашим секретарям избирательных комиссий. Раскольников было значительно больше, чем показывала статистика. Читаем далее:

«Это предположение (о том, что в действительности раскольников больше, чем официально подсчитано - В.В.) находит подтверждение и в подворной переписи, произведенной в Красноуфимском уезде местной земской управой в 1888-91 годах, согласно которой общая цифра проживающих в Краснуфимском уезде последователей всех толков и сект определилась в 18821 д. обоего пола (9204 м. и 9617 ж.), тогда как по полицейским сведениям, имеющимся в Губернском Статистическом Комитете за 1882 год, раскольников показано в городе Красноуфимске и уезде только 9459 душ обоего пола. По сведениям же Пермской духовной консистории за 1892 год, доставленных в канцелярию губернатора показано раскольников в Красноуфимском уезде всего 3557 душ обоего пола». (Состояние раскола в Пермской губернии за 1892 год, «Адрес-календарь и памятная книжка Пермской губернии на 1894 год, Пермь, типография П. Ф. Каменского)

Вполне возможно, что изначально Свято-Духовская церковь в деревне Тарасково была старообрядческой, или впоследствии стала такой. Только этим можно объяснить переименование Свято-Духовской церкви в Свято-Троицкую. Только почему об этом молчит официальное православие? В истории известны случаи, когда приделы (пристроенная самостоятельная изолированная от основного прихода церковь) основной  церкви соединялись внутри в одно помещение, и весь храм после объединения помещений носил имя основной церкви. И делалось это с разрешения прихожан. Но чтобы переименовать одну церковь, в смысле одно и то же религиозное здание – для этого необходимы очень веские причины. Статус бывшей старообрядческой часовни – это подходящий аргумент для официального православия, чтобы церковь переназвать, перекрестить и дать ей другое имя.  А кто прихожан-селян когда-то у нас спрашивал?

P.S. Я не ставлю целью кого-то опорочить, или в чем-то кого-то обличить. Цель написания этой статьи – поиск истины. Я думаю, что селянам, и прихожанам Свято-Троицкого монастыря и самому монастырскому причту, истина не будет в тягость. Благодать – это в том числе дать истину, чтобы истина была во благо. Поэтому… «господа, отцы и братия!» «оже ся где буду описал, или переписал, или не дописал, чтите, исправляя, Бога деля, а не кляните».

Тараскова, Билимбай, Таватуй…

Технический прогресс, начавшийся с изобретения парового двигателя, стремительно менял средства передвижения всего человечества.

После лошадей первым механическим транспортным средством его заменившим стал паровоз.

Первая железная дорога в России, которая связывала два населенных пункта, была открыта 30 октября 1837 года – она прошла между Санкт-Петербургом и Царским селом. Длина ее 27,5 км, ширина колеи – 1829 мм.

Однако самая первая паровая железная дорога в России появилась еще в 1834 году у нас на Урале. Ее построили крепостные умельцы-самородки Ефим Черепанов и его сын Мирон на Нижнетагильском металлургическом заводе. Ими же были построены и два паровоза для этой дороги.

16 августа 1851 года — из Петербурга в Москву построена двухпутная Николаевская железная дорога: Николаевский вокзал Санкт-Петербурга — Николаевский вокзал Москвы. Прошли первые поезда, перевозившие по два батальона лейб-гвардии Преображенского и Семёновского полков.

Вопрос о необходимости проведения железной дороги на Урале стали решать в начале 1860-х годов.

В 1861 г. генерал-майор Рашет издал брошюру о необходимости проведения этой дороги. К этому мнению присоединился пермский губернатор Струве, который 5 декабря 1867 г. сделал представление министру путей сообщения о разрешении открыть в Перми комитет для обсуждения вопроса об Уральской железной дороге. Разрешение было получено, и 10 декабря следующего 1868 года в Перми открылся комитет для обсуждения вопроса о проведении железной дороги между бассейнами Волги и Оки. Комитет высказался за «желательность» проведения дороги.

Пять лет прошло в переписке с Министерством путей сообщения и в разведках относительно продолжения пути, и только 18 ноября 1873 г. Высочайше утвержден устав «Общества Уральской горнозаводской железной дороги», а 22 февраля 1874 г. Высочайше разрешено приступить к постройке Уральской железной дороги от Перми до Екатеринбурга с ветвью к Луньевским каменноугольным копям. Строителем дороги был П. И. Губонин, бывший крепостной, получивший за свои заслуги дворянское звание и герб, девизом которого были слова «Не себе, а Родине!».

Уже 24 августа 1878 г. открыто было движение по Уральской горнозаводской железной дороге между Пермью и Чусовой, а 1 октября того же года торжественно открыта вся дорога от Перми до Екатеринбурга на протяжении 468 верст.

А 23 сентября 1879 года открылась для движения Луньевская линия, длиною 195,04 версты, которая соединяла станцию Чусовскую со станцией Березники, и Луньевская линия – от Александровского завода до станции Луньевка.

На всем протяжении железной дороги были построены станции с пассажирскими вокзалами и башнями для заправки паровозов водой, а также остановочные пункты, где остановившийся поезд ждал встречный – разъезды.

Эта первая на Урале железная дорога замечательна тем, что проходила в непосредственной близости от села Тарасково. И не только этим.

Читая печатные материалы прошлого об этой дороге можно узнать много необычного.

Наверное, каждый любопытный пассажир, ездивший на электричке до Свердловска, проезжая станцию Таватуй задавался вопросом: «А почему эта станция так называется?».

Вокзал на станции Таватуй

И, действительно, стоит станция не на озере Таватуй и, казалось бы, никакого отношения к его названию не имеет. В действительности название станции Таватуй имеет очень интересную историю.

Для этого обратимся к документам прошлого:

«Село Тарасково расположено в 17 верстах от Верх-Нейвинского завода и в 5 верстах от станции Тарасково железной дороги. В Тараскове насчитывается жителей до 600 человек; жители занимаются куренными и рудничными работами при Верх-Нейвинском заводе. В селении имеется школа и предполагается постройка каменной церкви вместо сгоревшей деревянной».

(Стр. 156 «Путеводитель по Уралу», 1899 год., Екатеринбург, Издание газеты «Урал», издатель В. В. Чекан, типография ежедневной газеты «Урал».).

С открытием Уральской горнозаводской железной дороги ее станции стали служить точкой отсчета до близлежащих заводов. Так в этом же документе находим:

«В 42 верстах от Билимбаевского завода и в 73 верстах от ст. Тарасково Пермь-Тюменской железной дороги, в стороне от большого Сибирского тракта, находится Нижнее-Сергинский чугунно-плавильный и железоделательный завод, принадлежащий товариществу Сергинско-Уфалейских горных заводов». (Там же стр. 200)

Судя по документам того времени нынешняя станция Таватуй называлась станцией Тарасково в течение 25 лет – с момента постройки до 1903 года.

Получается, что свое название получала от ближайшего селения, до которого транспортное сообщение оставалось прежним – на лошадях. Видимо за таким населенным пунктом закреплялись и работы по обслуживанию станции.

Следует заметить, что в словаре Брокгауза и Эфрона, выпущенного в конце XIX века, Тарасково значится только как станция и на фрагменте карты из этого словаря села Тарасково мы не находим, а только станцию.

Таким образом, станция Тарасково с открытия железной дороги в 1878 году и до начала двадцатого столетия, когда была переименована в станцию … нет, не Таватуй. Она была переименована в станцию Билимбай.

Все эти перемены названия железнодорожной станции между станцией Верх-Нейвинск и Исеть мы узнаем из Адрес-календарей Пермской губернии, выходивших ежегодно. Эти ежегодники официальной справочной информации, которые печатались в 89 губерниях и областях Российской Империи с середины 1830-х до 1917 года (В Пермской губернии с 1863 года), выпускались местными официальными лицами и органами внутренних дел. Кроме прочей официальной информации в Адрес – календаре Пермской губернии печаталось расписание поездов по железнодорожной линии Челябинск – Пермь, проходившей по Уральской горнозаводской дороге.

В 1907 году «для спрямления пути» было начато строительство железной дороги Пермь — Кунгур — Екатеринбург, движение по которой началось с 1 ноября 1909 года. Это дорога проходила и через Билимбаевский завод. Поэтому с 1908 года станция Билимбай, бывшая станция Тараскова, стала называться станцией Таватуй, название которой не меняется уже более ста лет.

© Владимир Волков
Фотографии Павла Распопова
UraloVed.ru

Смотрите также: 

Верх-Нейвинский, его история и достопримечательности

Билимбай и его достопримечательности

Левиан Чумичев. Таватуйские былицы

Объекты культурного наследия Свердловской области (список)

Село Тарасково (Свердловская область) на карте:

Поддержать «Ураловед»
Поделиться
Класснуть
Отправить
Вотсапнуть
Переслать

Гостиницы Екатеринбурга

Рекомендации